Стратегическое управление региональным развитием




Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Основы государственного управления региональным развитием».

Стратегическое управление региональным развитием

(на примере субъекта РФ).

 

 

Выполнил(а) студент(ка) группы 2ГМУ1

Кулькова Полина Денисовна

Проверил доктор эк. наук, профессор

Реброва Наталья Петровна

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________2020 г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено подпись
  «___» ________________ 2020 г.

 

Омск 2020.

Содержание:

1. Введение……………………….……….………………………………… 3.

2. Глава 1………………………………………………………………..….4-7.

3. Глава 2………………………….…………………………………...….8-13.

4. Глава 3......…………………………………………………………….14-17.

5. Заключение……………………………………...……………………….18.

6. Список используемой литературы…………………..…………………19.

 

 

Введение.

Стратегическое управление региональным развитием на современном этапе становится ключевым методом обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Сущность регионального стратегического управления заключается в разработке и реализации стратегии развития, определении стратегических целей региональной экономической системы. Эффективность реализации стратегических направлений развития региональных экономических систем зависит от методики организации процесса выработки стратегии.

Стратегическое управление является основой стабильного развития и обеспечения устойчивости экономической системы и уже более двух десятилетий — одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. За этот период по данной проблематике написан не один десяток монографий и учебников, издаются специализированные журналы, сформировались научные школы и направления.

Актуальность данной темы заключается в том, что новые экономические условия заставляют исследователей и практиков в нашей стране искать адекватные формы, методы и инструменты стратегического управления в регионе, в частности пытаться, исходя из опыта зарубежных стран, применять к региональным системам принципы и методы стратегического управления, реализованные на уровне предприятий.

Цель данной работы – рассмотреть стратегическое управление региональным развитием на примере субъекта РФ.

Задачи: 1. Рассмотреть понятие стратегическое управление.

2. Выбрать регион и на его примере изучить стратегическое управление региональным развитием.

3. Узнать особенности и принципы стратегического управления.

Объект работы - Омская область.

ГЛАВА 1. «Стратегическое управление и его особенности»

Рассматривая регион как подсистему национальной экономики, можно сформулировать и обосновать понятие стратегического управления развитием региона как процесса изменения социально-экономической системы, направленного на повышение благосостояния населения, обеспечивающего устойчивость системы в настоящем и будущем, способствующего усилению конкурентоспособности региона.

Стратегия социально-экономического развития региона, направленная на поддержание региональных народнохозяйственных комплексов и выделение наиболее приоритетных из них, была и остается фундаментом принятия всех решений, принимаемых властью. Кроме того, экономическая ситуация в мире диктует необходимость осуществления продуманного комплекса мер и действий, позволяющих реализовывать стратегию устойчивого развития российского общества, обеспечивать динамичное развитие социально-экономического потенциала страны и ее регионов, что также повышает ответственность власти за решения, принимаемые в социально-экономической сфере региона.

Стратегическое управление развитием региона в современных политико-экономических условиях состоит в целенаправленной деятельности всех заинтересованных субъектов управления и хозяйствования под руководством органов власти и управления региона по достижению намеченных рубежей развития на основе эффективной адаптации к изменяющимся параметрам внешней среды. Важным фактором стратегического управления развитием является технология его реализации. Стратегическое управление развитием зависит от географической, экономической, социальной и политической составляющих региона. Поскольку трансформация социально-экономической структуры региона в определенном направлении требует от региональных органов государственной власти и управления четкого видения перспективы развития и сдерживающих его факторов, постольку возрастает значение процедуры целеполагания и самого процесса формирования концепции развития регионов в современных условиях, характеризующихся высоким динамизмом развития и глобальностью финансово-экономических кризисов.

Суть стратегического управления социально-экономическим развитием региона состоит в том, что устойчивое социально-экономическое развитие региональной системы должно определяться рациональной организацией, повышением эффективности использования всех видов ресурсов.

В целом стратегия управления – управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной среды.

Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием региона можно определить, как совокупность программ, принципов, методов, при помощи которых планируется развитие социально-экономической системы на среднесрочную или долгосрочную перспективу.

Важное значение в стратегическом управлении имеют следующие показатели:

· умение выявить проблему, что позволит установить долгосрочные направления социально-экономического развития региона и занять определенную позицию на рынке;

· выявить необходимые изменения, сформулировать цели. Выявление долгосрочных целей определит, что делать региону в течение длительного периода времени. Краткосрочные связаны с результатами, которые руководство намерено получить в ближайшее время;

· выбор базовых стратегий, анализ внутреннего и внешнего положения на рынке;

· реализация стратегий состоит в том, чтобы запустить стратегию и получить необходимые социально-экономические результаты в планируемое время. Она включает следующие аспекты: совершенствование структуры управления социально-экономическим развитием региона, способного успешно использовать стратегию, разработку финансового плана, создание соответствующей мотивации для граждан региона, создание культуры управления и делового климата, создание внутренней системы поддержки, введение внутреннего лидерства;

· управление изменениями. Оно обусловлено появлением новых обстоятельств и необходимостью проведения корректировки действий.

Рассматривая регион как сложную социально-экономическую систему, можно использовать методы исследования системного анализа. С позиций системного подхода регион может рассматриваться, с одной стороны, как сложная система, а с другой – как подсистема социально-экономического комплекса страны в целом. В качестве сложной системы региональная социально-экономическая система должна быть охарактеризована как объект управления. Необходимо выделить структуру, элементы и комплекс взаимосвязей и взаимодействий, возникающих в процессе функционирования и развития региона.

Для стратегического управления регионом как социально-экономической системой необходимо рассматривать все ее составляющие: социальную, экологическую и экономическую, определяющей из которых является последняя. Она складывается из результатов деятельности комплекса региональных производственных систем отдельных предприятий, осуществляющих производственную и хозяйственную деятельность, а также механизма управления региональными ресурсами в соответствии с заданными целями.

Стратегическое управление регионом рассматривается как динамическая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих процессов, а именно:

· анализа внешней и внутренней среды региона;

· определения миссии региона, целей стратегии его развития;

· выбора стратегии функционирования и развития региона;

· реализации стратегии развития региона;

· оценки реализации стратегии развития региона, контроля за исполнением

Стратегия социально-экономического развития региона базируется на теории программно-целевого управления и предусматривает постановку стратегических и тактических целей, а также критериев их достижения – количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами развития региона. Использование программно-целевого метода при реализации стратегии создает существенные предпосылки для достижения намеченных стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем социально-экономического развития региона. Успешные социально-экономические системы всегда готовы свободно манипулировать своими ресурсами, используя их по-новому, внедряя инновации и, как следствие, решительно перестраивая свою структуру. У таких социально-экономических систем есть как механизм внутренней рефлексии, так и механизм самоопределения во внешнем окружении, ориентирующие их стратегические установки скорее на развитие, чем на рост и конкуренцию.

Формирование системы стратегического управления развитием региона – сложный процесс, осуществление которого требует реализации определенных принципов, главными из которых предлагаем считать следующие, изображенные на рисунке.

 

ГЛАВА 2. «Принципы стратегического управления развитием региона»

Принцип системности

Позволяет охватывать все сферы производственной и хозяйственной деятельности на региональном уровне, все тенденции, изменения и обратные связи, а также определять цели деятельности, их субординацию, сравнивать альтернативные методы достижения поставленных целей.

Принцип непрерывности

Обеспечивает своевременную корректировку разрабатываемых перспективных планов на основе изменений, происходящих как внутри социально-экономической системы региона, так и вне ее, а также согласованность долгосрочных, среднесрочных и годовых планов.

Принцип взаимосвязи разрабатываемых перспективных планов развития

Разрабатывает их по вертикали (регион, экономика в целом) и по горизонтали (предприятие, поставщики и потребители продукции)

Принцип социального партнерства

Выстраивает новый тип взаимоотношений между властью, бизнесом и населением, обеспечивающего согласование их интересов и целей, объединение ресурсов, разворачивание совместной деятельности и распределение ответственности.

Принцип адекватности самой системе

Система является объектом планирования, что вызывает необходимость анализа всех традиционных методов планирования и прогнозирования и разработки принципиально новых процедур и модельного аппарата

Принцип необходимости учета

Учитывает специфику и особенности конкретного региона и включения региона в мировые, федеральные, межрегиональные социально-экономические процессы для достижения максимальных выгод и преимуществ

Следует отметить, что стратегическое управление социально-экономическим развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра разнообразных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений. Функция социально-экономического развития становится в современных условиях все более значимой. Особое значение приобретает она в переходный период, когда к традиционным вопросам социально-экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое.

Целенаправленные действия региональной администрации по социально-экономическому развитию региона – обязательная и центральная функция органов власти региона, позволяющая решать проблемы кризиса и драматических структурных изменений. К сожалению, стратегические вопросы социально-экономического развития регионов отодвигаются на задний план, что недопустимо, особенно в условиях кризиса, который поразил большинство российских регионов. Многочисленные исследования подтверждают, что саморазвитие регионов предполагает партнерство населения, власти и собственников. Часто это партнерство касается обычных функций регионального управления (функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, поддержание в нормальном состоянии дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом). В этой обстановке требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по активизации данного партнерства и усилению социально-экономического развития. В современной России, как известно, многие регионы испытывают тяжелый кризис, связанный со структурными изменениями в народном хозяйстве в целом. Поэтому стратегическое управление социально-экономическим развитием региона необходимо выполнять с учетом следующих характерных особенностей:

– регион рассматривается как сложная система, методологией исследования которой является системный анализ, со всеми вытекающими из этого последствиями: наличие большого количества сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений; необходимость исследования стохастических систем в условиях неопределенности, неоднозначности;

– регион – социальная система, поэтому в ней доминируют и учитываются природные и психологические (связанные с интересами людей и др.) факторы. При принятии решений необходимо учитывать долгосрочные интересы общества. Уровень развития региона призван в первую очередь обеспечивать условия воспроизводства человеческой жизни;

– регион – динамическая система. Необходимо изучать динамику развития системы, проводить анализ процессов роста, с учетом общего жизненного цикла региона и его частей (население, предприятия, жилой фонд и др.), адаптивной эволюции;

– регион является адаптивной саморегулирующей (самоуправляющей) системой. Управление идет через внутриорганизационные процессы саморегулирования и основано на изменении законов и методов внутреннего управления;

– существует конфликт между целями стратегического, долгосрочного планирования и краткосрочными решениями; условием нормального развития в системе является поддержание экономического равновесия (баланса ресурсов в системе).

 

В процессе стратегического управления социально-экономическим развитием региона необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах, а также провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и, соответственно, предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности. Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению стратегическим социально-экономическим развитием региона. Сегодня для регионов России наступает момент качественного изменения стратегий развития, требующих осуществления преобразований иного уровня. Речь идет о формировании новых региональных стратегий, интегрирующих в качественно новом масштабе в единый вектор развития мотивационные, экономические, организационно-административные и иные составляющие. Проблемы разработки стратегии социально-экономического развития регионов носят масштабный характер. В перспективе возможно, что Россия, как и другие страны, будет одновременно внедрять макро-, микро- и координационную политику для решения различных проблем развития регионов. Осуществление политики требует вмешательства в различные области экономики, требующие больших финансовых затрат, например строительство крупной транспортной, коммуникационной и экономической инфраструктуры, формирование делового климата через инвестиции и мягкие меры, развитие человеческих ресурсов, материальное возрождение. Существуют явные преимущества от внедрения систем регионального стратегического социально-экономического развития, которые включают как федеральный уровень, так и субъектов федерации. Общегосударственный уровень устанавливает общие принципы, дающие возможность решить проблемы регионов. Региональный уровень формирует детализированное рассмотрение своего собственного потенциала и проблем. Регионы также способны внести свои накопленные знания и навыки в области экономического развития. Механизм планирования и программного метода, который уже функционирует в России в виде целевых программ развития регионов, следует развивать и совершенствовать с учетом российских условий. Комплексные программы социально-экономического развития, которые составляют основу стратегического управления регионом и разрабатываются с целью достижения максимального взаимодействия, интеграционного сближения регионов, концентрации их ресурсов на решении общенациональных задач, на практике зачастую подменяют стратегическое управление социально-экономическим развитием региона, когда только их наличие уже связывают с полным комплексом функций стратегического управления. На уровне регионов программы решают вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и пр. Однако практика реализации программ показывает, что зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Да и самофинансирование программ осуществляется крайне недостаточно. Среди причин, вызывающих такие результаты, необходимо назвать главную – отсутствие эффективно разработанной и обоснованной стратегии социально-экономического развития регионов.

Основные недостатки организации стратегического управления социально-экономическим развитием российских регионов заключаются в следующем:

– неопределенность в подходе к управлению социально-экономическим развитием региона. Разработка единого подхода к управлению социально-экономическим развитием региона позволит сформировать инструментарий социальных, политических, экономических систем, которые будут необходимы при разработке стратегий развития региона;

– недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования. В первую очередь этот процесс нужно обеспечить специалистами, наладить взаимодействие между структурными подразделениями региональных органов, привлечь общественные организации;

– отсутствует единая нормативно-правовая база стратегического управления социально-экономическим развитием регионов. В первую очередь необходимо добиться общего согласия по поводу методологии управления социально-экономическим развитием региона. Далее нужно обсудить ключевые проблемы социально-экономического развития региона, назвать их и выделить в качестве приоритетов. Следующее – это достижение согласия между заинтересованными сторонами в видении региона в будущем. Затем надо обозначить стратегические инициативы. Вслед за этим нужно разработать и согласовать систему целей управления социально-экономическим развитием региона, что должно привести к принятию решений, постановлений и программ;

– отсутствие стратегического видения будущего состояния региона. Для этого можно создать ориентированную группу, которая будет вырабатывать видение будущего региона. Особенно важно, чтобы предложения рассматривались, оценивались, обсуждались всеми участниками. Это может быть еще привлечение общественности к разработке;

– стремление получить результат в кратчайшие сроки. Срок разработки стратегии определяется не только временем, требуемым для ее содержательного наполнения и согласования. Нужно время для того, чтобы разработать и внедрить систему стратегического планирования, с помощью которой станут реальностью не только стратегия развития, но и множество других документов;

– недостаток проведения мониторинга текущего состояния региона, как правило, не осуществляется; при этом стратегические объекты и показатели их состояния не определены; зачастую отсутствует мониторинг внешней социально-экономической среды региона. Специальные методы системного, экономического, социального анализа используются недостаточно.

 

ГЛАВА 3.

Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за ресурсы, включая высококвалифицированных специалистов, инвестиции, рынки сбыта, транспортные потоки.

Омская область граничит с Казахстаном на юге, с Тюменской областью на западе и севере, Новосибирской и Томской областями на востоке. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Основные проблемы в развитии Омской области начали формироваться уже в 80-е годы XX века, когда требовались новые решения, новый импульс экономического развития. Однако вместо перехода на интенсивный путь развития Омская область, как и вся Российская Федерация после распада СССР и разрушения советской экономики, вступила в кризисный этап 90-х годов ХХ века.

Территория области простирается на 600 км с юга на север и на 300 км с запада на восток. Главная водная артерия - Иртыш и его притоки Ишим, Омь, Оша, Тара. Область расположена на Западно-Сибирской равнине, диктующей плоский рельеф. На юге - степи, постепенно переходящие в лесостепи, лес и болотистую тайгу на севере. Почва песчаная, илистая. Вдоль Иртыша, в т. н. Прииртышьи, наблюдается "оазисный" микроклимат, с более лесистым и овражным ландшафтом. Здесь же самые плодородные земли региона. Также в Омской области много озёр: Салтаим, Тенис, Ик, Эбейты, Ульжай, Тобол-Кушлы.

Развитие Омской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же как и другим субъектам Российской Федерации, Омской области не удалось избежать кризисов 90-х годов XX века и 2008 - 2009 годов, однако уже в 2011 году экономика Омской области компенсировала спад 2008 - 2009 годов. Темп роста валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП) в 2011 году составил 104,5 процента к уровню 2008 года, в 2012 году (по оценке) - 106,1 процента.

Определяющим фактором роста ВРП являются высокие темпы роста промышленного производства, потребительской и инвестиционной активности.

Таким образом, необходимы активные действия по ускорению экономического развития Омской области, решению социальных проблем и повышению качества жизни населения Омской области, созданию устойчивых конкурентных преимуществ и повышению инвестиционной привлекательности. С учетом остроты проблем действия должны носить долгосрочный, стратегический характер. Необходимо последовательно реализовать ряд программных мероприятий, причем результаты мероприятий на начальном этапе одновременно создадут базовые условия для успешной реализации мероприятий последующих этапов.

К сильным сторонам социально-экономического положения Омской области относятся:

· наличие приоритетных кластеров;

· значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный;

· относительно низкая стоимость трудовых ресурсов;

· наличие города-милионника, в котором сконцентрирована основная часть населения Омской области;

· развитый научно-образовательный комплекс;

· современная бизнес - и производственная инфраструктура г. Омска;

· выгодное географическое расположение в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров;

· промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;

· благоприятные климатические условия для выращивания основных сельскохозяйственных культур.

Использованию сильных сторон Омской области в значительной степени препятствуют слабые стороны, к числу которых относятся:

К слабым сторонам социально-экономического положения Омской области относятся:

· низкий уровень развития и высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, особенно в сельской местности;

· удаленность от крупных рынков сбыта;

· низкий уровень производительности труда в ключевых для Омской области видах экономической деятельности;

· зона рискованного земледелия;

· снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации, а также из сельской местности в г. Омск;

· территориальные диспропорции рынка труда Омской области и недостаточное количество рабочих мест;

· дефицит квалифицированных кадров, в особенности технических специальностей;

· низкая доступность земельных участков и производственных помещений;

· несбалансированность доходной базы и расходных обязательств консолидированного бюджета Омской области;

· высокие административные барьеры для бизнеса;

· обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области;

· наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций.

 

Исходя из перспектив социально-экономического развития Омской области, предполагается реализация следующих направлений для достижения стратегической цели "Рост конкурентоспособности экономики Омской области":

· развитие приоритетных кластеров;

· создание качественной и доступной промышленной инфраструктуры;

· развитие сектора электро- и теплоэнергетики;

· обеспечение роста сектора строительства и недвижимости;

· развитие транспортно-логистического сектора;

· стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;

· развитие связи;

· обеспечение территориального развития Омской области.

 

Заключение.

В ходе работы над рефератом была достигнута цель путем решения поставленных задач.

Стратегическое управление – это комплекс управленческих решений и действий, ориентированных на достижение глобальной цели и реализацию миссии организации.

Формирование механизма стратегического управления региона – сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения системного подхода при решении проблем, определенных принципов, формирования правильной методологии и учета основных недостатков организации стратегического управления социально-экономическим развитием регионов в России.

В современных условиях экономическое и социальное развитие муниципальных образований является одной из самых важных стратегических задач страны. От правильно спланированной и реализованной структуры экономики, финансирования продуктивных сил, использования инновационных технологий зависит благосостояние населения и, соответственно, жилищные условия, что свидетельствует об актуальности тематики исследования. На примере Омской области я в этом убедилась.

Стратегические цели социально-экономического развития Омской области ориентированы на достижение стратегического видения будущего Омской области, основываются на результатах диагностики существующего состояния Омской области и включают: рост конкурентоспособности экономики Омской области; улучшение качества жизни населения Омской области; повышение эффективности системы государственного и муниципального управления Омской области.

 

Список используемой литературы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, вторая и третья. Закон РФ от 30.11.94 №51-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая, закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая, закон РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

4. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р.

5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года.

6. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года.

7. Программа развития жилищно-коммунального хозяйства России. (Союз Правых Сил) [Электронный ресурс].

8. Нестеров А.К. Стратегическое управление // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/strategicheskoe-upravlenie.html.

9. Стратегия социально-экономического Омской области до 2025 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: