Основные задачи рационально-эмотивной терапии.




Свести к минимуму иррациональное мышление, неадекватные чувства и дисфункциональное поведение. Помочь клиенту полнее самоактуализироваться, стать более счастливым.

 

Личностные изменения, которые должны происходить у клиентов в процессе рационально-эмотивной терапии.

1) клиент осознает, что основную ответственность за свои мысли, чувства и поступки несет он сам, и перестает перекладывать ее на своих родителей, культуру, окружающую действительность;

2) клиент видит, как именно вредят ему его мысли, чувства и действия;

3) настойчиво и последовательно старается изменить свои невротические убеждения, эмоции и поведение.

 

Приемы ведения беседы, используемые для оказания воздействия на клиента в рационально-эмотивной терапии.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов.

Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось";

вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если..."; вместо "Я обязан выполнить эту работу" - "Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне".

2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по "ABC-модели" и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.

3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.

4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.

5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь.


Описание процедуры

Был показан учебный фильм о трёх направлениях психотерапии: клиент-центрированная, гештальт-терапия и рационально-эмотивная, в которых работали Карл Роджерс, Фредерик Перлз и Альберт Эллис соответственно. Фильм состоял из трех частей, каждая из которых представляла собой работу каждого из вышеуказанных терапевтов с одной и той же клиенткой – Глорией. Сессии представляли собой беседу, в ходе которой выявлялась и анализировалась конкретная проблема. Каждый из трех терапевтов придерживался определенных стратегий ведения диалога, а также конкретных техник установления контакта, выявления эмоций и т.д. Сессии имели разную продолжительность и отличались между собой, что объясняется различиями в теоретической составляющей подходов и в индивидуальных профессиональных качествах психотерапевтов. Параллельно с просмотром фильма велось протоколирование.

 

Анализ результатов

1) Структура беседы
Так как все три сессии носят пробный, сравнительный характер, то этапы бесед представлены не в полной мере: начальный и заключительный этапы непродолжительны. Однако в каждой из трёх бесед они имеют свои особенности.

Карл Роджерс и Глория

Особенностью начального этапа (по сравнению с другими сессиями) является стремление терапевта с самого начала наладить контакт с Глорией.

В основном этапе Роджерс продолжает налаживать контакт; задает уточняющие вопросы, поддерживает клиента.

Заключительный этап не представлен.

Фредерик Перлз и Глория

Начальный этап. Сессия начинается с информирования терапевтом клиента о длительности сессии. Перлз сразу обращает внимание Глории на парадоксальность ее поведения.

Основной этап. Беседа не является структурированной, носит свободный характер, однако идет в том направлении, которое выбирает терапевт.

В заключительном этапе Перлз подводит итоги беседы.

Альберт Эллис и Глория

Начальный этап – приветствие.

Основной этап – анализ сказанного Глорией и промежуточные выводы.

Заключительный этап. Терапевт дает практический совет решения проблемы (домашнее задание) и выражает желание узнать о прогрессе в работе с ней. Прощается.
2) Техники поддержания контакта
1. В беседе Роджерса упор был сделан на установление и поддержание эмоционального контакта, поэтому, несмотря не то, что в беседе терапевт использовал все виды техник, основными можно считать невербальные и паравербальные, т.к в данном случае они играют определяющую роль. К ним относятся определенная поза (наклон вперед), кивки головой, жесты, интонационные особенности речи, громкость голоса.

2. В беседе Фредерика Перлза также представлены все виды техник установления и поддержания контакта. Терапевт стремился заострить внимание клиента на ошибках ее поведения и мышления.

3. В беседе Альберта Эллиса акцент был сделан на вербальные техники, направленные на наиболее полное понимание клиентом того, что хочет сказать терапевт.
3) Сбор данных
1. Подробные (внимательно выслушивает клиента), понятные (уточняет полученную информацию), фактические (конкретные данные из жизни клиента – особенности взаимоотношений с дочерью)

2. В основном подробные и понятные данные (конкретные и однозначные сведения о чувствах, ощущениях и мыслях клиента). Для этого терапевт уточняет некоторые моменты.

3. Основной акцент сделан на сбор фактических данных, необходимых для анализа проблемы клиента.
4) Типы вопросов
1. В беседе К. Роджерса использовались уточняющие вопросы, открытые, направленные на размышление и понимание своих чувств.

2. В беседе Ф. Перлза фигурировали разъясняющие вопросы, провокационные вопросы, а также вопросы, направленные на осознание испытываемых в данный момент чувств.

3. А. Эллис использует мало вопросов (уточняющие), он оперирует определенными фразами, направленными на то, чтобы клиент высказал свое мнение по поводу сказанного терапевтом.
5) Чему больше уделяли внимание терапевты в процессе беседы
поддержанию контакта или сбору данных?

1. К. Роджерс уделяет большее внимание поддержанию контакта с клиентом, т.к теплая атмосфера беседы и эмоциональная близость являются ключевыми элементами в клиент-центрированной психотерапии.

2. Несмотря на то, что основной целью беседы (которая сформировалась по ходу сессии) являлось установление контакта, полное взаимопонимание между терапевтом и клиентом, сбор данных также являлся значимой частью беседы, т.к для психотерапевта было важно показать клиенту некую парадоксальность ее поведения и помочь осознать испытываемы в данный момент эмоции.

3. А. Эллис в своей беседе основной упор сделал на получение от клиента обратной связи, т.е стремился донести до клиента свои мысли и хотел определить ее (Глории) точку зрения.


6). Охарактеризуйте продолжительность беседы, количество высказываний каждого терапевта, темп беседы, наличие пауз, индивидуальные особенности. Обоснуйте свои выводы.
1. Беседа длилась заявленные 30 минут, чего вполне хватило, чтобы достичь определенного результата. Количество высказываний терапевта было меньше, чем высказываний клиента, что свидетельствует о стремлении терапевта получить как можно больше информации о проблеме клиента. Темп беседы неторопливый, размеренный, паузы возникают в момент обдумывания клиентом слов, сказанных терапевтом, и в «периоды рефлексии». Сам характер ведения беседы располагал к эмоциональной открытости.

2. Беседа длилась примерно 23 секунды (меньше, чем беседа К. Роджерса). Количество высказываний Ф. Перлза и Глории было примерно одинаковым. Темп беседы не был быстрым, однако казался отрывочным из-за эмоциональной насыщенности высказываний Глории. Сам терапевт придерживался спокойного темпа беседы, его голос был умеренной громкости, реплики были короткими. Паузы были незначительными.

3. Беседа А. Эллиса и Глории длилась примерно 17 минут (что существенно меньше, чем две предыдущие беседы). Количество высказываний психотерапевта значительно превышало количество высказываний клиента, их объём также был больше. Темп беседы был довольно быстрым, что связано с характером высказываний и манерой ведения разговора терапевта. Паузы в беседе возникали в момент обдумывания Глорией сказанного А. Эллисом.
7). Как формулировала клиентка свою проблему с каждым из терапевтов?
1. В беседе с К. Роджерсом Глория сформулировала свою проблему, как необходимость быть искренней с дочерью, когда её (Глории) действия не соответствуют идеалам. В ходе беседы запрос был изменен в сторону необходимости объективно видеть и оценивать свои действия и чувства, видеть себя такой, какая есть.

2. В беседе с Ф. Перлзом проблема не была сформулирована Глорией изначально, но она возникла в ходе самой беседы – проблема парадокса несоответствия испытываемых эмоций и реальной реакции на них.

3. В беседе с А. Эллисом Глорией была сформулирована вполне конкретная проблема – чувство неуверенности, неловкости в общении с мужчинами. В ходе сессии Эллис стремился помочь Глории глубже понять саму проблему, её причины и то, к чему стоит стремиться, чтобы решить эту проблему.


8). Как изменяются невербальные характеристики Глории (движения, жестикуляция, поза, мимика и др.)? С кем из терапевтов они более выразительны?
В ходе каждой из трех бесед невербальные характеристики взаимодействия Глории изменяются по-разному.

1. В беседе с К. Роджерсом жестикуляция Глории не слишком активна, однако мимика и поза изменяются. Мимика довольно выразительна на протяжении всего сеанса.

2. В беседе с Ф. Перлзом мимика, жесты, движения Глории довольно активны, что связано с эмоциональностью беседы. Глория использует мимику и жесты, выражая свой гнев, возмущение, негодование. Однако к концу сессии движения становятся не такими резкими, как в середине беседы. Тем не менее невербальные характеристики поведения Глории в этой сессии были наиболее выразительны.

3. Невербальные характеристики Глории в беседе с А. Эллисом проявлялись не слишком ярко. Это связано с характером ведения беседы Эллиса (он был «ведущим» в диалоге).
9) С кем Глория чувствовала себя комфортно? С кем испытывала
напряжение? С кем бы хотела работать?

В беседе с К. Роджерсом Глория чувствовала себя наиболее комфортно, т.к терапевт оказывал ей эмоциональную поддержку, отвечал на её эмоции и всячески стремился создать благоприятную среду для установления прочного контакта.

В беседе с А. Эллисом Глория чувствовала напряжение, связанное с необходимостью «успевать» за мыслью терапевта. Однако сама сессия была довольно продуктивна.

Беседа с Ф. Перлзом для Глории была связана с наибольшим напряжением, т.к для установления контакта необходимо было приложить существенные усилия. Также сама фигура Перлза поначалу вызывала у Глории страх. Тем не менее, для неё было бы наиболее благоприятно продолжить работу именно с Ф. Перлзом, т.к в ходе сессии он стремился помочь Глории объективно взглянуть на свое состояние, свои действия и эмоции «здесь и сейчас», что, по сути, и необходимо научиться делать Глории.

Выводы
1) Преимущества и недостатки каждого направления психотерапии

Все три подхода направлены на то, чтобы освободить пациента от груза внутриличностных конфликтов путем их разрешения.

В клиент-центрированной терапии Роджерса основной упор делается на самого клиента – он сам решает свои проблемы, для него создаются комфортные условия – ситуация принятия и поддержки психотерапевтом, а затем, проговаривая свои чувства и мысли он, благодаря наводящим вопросам психотерапевта, их заново осознает и принимает, или меняет своё отношение к ним. Следует отметить, что в роджеровском подходе психотерапевт не использует директив, не даёт советов и старается избегать интерпретаций, дабы не оказывать влияние на принятие клиентом того или иного решения.

 

В гештальт-терапии ставка также идёт на клиента. В отличие от принятия и сочувствия роджерсовского подхода, психотерапевт фрустрирует клиента, сталкивает его лицом к лицу со своими противоречиями и вынуждает сделать болезненный выбор. Конечные цели роджеровского подхода и подхода Фрица Перлза во многом теоретически схожи – стремление к свободе, целостности. В гештальт-терапии не принимается интерпретация как техника, но данный подход отличается крайней директивностью.

 

В противовес предыдущим двум подходам, в рационально-эмотивной терапии основной упор делается на психотерапевта, который, словно учитель, учит нас принимать в себе лишь рациональное и отсекать все, что с ним не согласуется (рациональное в данном случае не есть противовес эмоциональному, а скорее лишь то, что должно быть в человеке в норме). Подход Эллиса наряду с интерпретацией, как основной техникой, применяет технику внушения (некое навязывание), что является довольно существенным недостатком.


2) Как Вы считаете, кто из терапевтов оказал большее воздействие на
клиентку, оказался более результативным? (объясните)
Приведите факты, свидетельствующие об этих результатах.

Если отталкиваться от фактических итогов, то наиболее результативной можно считать сессию с К. Роджерсом. В ходе беседы удалось довольно неплохо проработать обширную проблему, рассмотрев её не только с точки зрения клиента (т.е в той форме, в какой проблема была озвучена изначально), но и объективно. Терапевт помог Глории понять, прочувствовать то, что она испытывала, создав при этом атмосферу, благоприятную для «безболезненной» проработки проблемы, оказав поддержку и продемонстрировав полное принятие клиента. В ходе беседы даже проявился перенос, с которым Роджерс благополучно справился, мягко обратив на это внимание Глории. Не беря в расчет сессию с А. Эллисом (где была разрешена только одна конкретная проблема, причем насколько эффективно - оценить нельзя, поскольку сеанс был слишком коротким и носил характер подачи ряда директив), беседа Глории с Ф. Перлзом была также эффективна, но менее объемна в плане проработанной проблемы.

 

Литература

1. «Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение», Карл Роджерс

2. «Эго, голод и агрессия», Фредерик Перлз

3. «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии», Альберт Эллис

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: