Государственный надзор и контроль




 

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.20 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. (в ред. от 6 февраля 2006 г) государственная жилищная инспекция в РФ состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов, которые своей деятельности руководствуются Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. На инспекцию и ее органы в субъектах РФ возложен контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

Главная государственная жилищная инспекция выполняет следующие основные функции: координирует и организует работу государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; участвует в разработке нормативных правовых документов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за: использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации; рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды; соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.) и правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями; проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.

Органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными указанным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Следует отметить, что при проведении инспекционных проверок за 2005 г. госжилинспекциями РФ обследовано 736 млн. кв. метров жилищного фонда всех форм собственности, или 26% жилфонда страны. Выявлено 512,9 тыс. нарушений в жилищной сфере, из которых 87,4% ― нарушения правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Управляющим организациям и предприятиям, обслуживающим жилфонд, выдано 247,1 тыс. исполнительных документов со сроками устранения правонарушений (в том числе 107,2 тыс. предписаний, 44,7 тыс. протоколов, 95,1тыс. актов). Вынесено постановлений о наложении штрафных санкций на сумму 178,0 млн. руб. Через службу судебных приставов за отчетный период взыскано 125,0 млн. руб. Эти денежные средства направлены в бюджеты муниципальных образований, на территории которых совершены административные правонарушения.


Вывод

 

Изложенное свидетельствует о необходимости организации постоянного прокурорского надзора за соблюдением жилищного законодательства уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сформулированные в Жилищном кодексе РФ полномочия федеральных, региональных и местных органов в сфере жилищных отношений не являются исчерпывающими. К компетенции указанных органов в соответствии с Конституцией РФ, ЖК РФ и другими федеральными законами относятся и иные вопросы. В компетенции органов государственной власти субъектов РФ находится решение вопросов, не отнесенных названными правовыми актами к компетенции федеральных органов государственной власти и местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления также может быть расширена за счет полномочий, предоставленных им законами соответствующих субъектов РФ.


Список литературы

 

1. Аскназий С.И., Брауде И.Л., Пергамент А.И. Жилищное право, М., 2008.

2. Афонина А.В. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации, Экзамен 2007.

3. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. - 2007. - №3.

4. Баратова М. Квартирный вопрос // "эж-ЮРИСТ", N 30, июль 2003.

5. Батяев А. Азбука жилья. Жилищный кодекс от А до Я Феникс, 2006.

6. Гражданское право. Учебник. Том 2. Полутом 1. / Под редакцией доктора юридических наук, профессора Суханова Е.А. - М.: Издательство БЕК. 2007.

7. Гражданское право: Учебник. Часть I. / Под редакцией доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. - М.: Издательство БЕК. 2007.

8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2008.

9. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004.

10. Щенникова Л. Неприкосновенность собственности на жилище и защита интересов соседей // Российская юстиция. 2007. N 4. С.24-25.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: