Улучшение деловой среды в Республике Беларусь




РАЗВИТИЕ В ЖЛОБИНСКОМ РАЙОНЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫИ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

 

Устойчивое социально-экономическое развитие страны во многом зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Данный сектор экономики является достаточно мобильным и может сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста.

Вопросы активизации в Беларуси деловой инициативы находятся под постоянным контролем Президента А.Г.Лукашенко.

****

Общая статистика МСП

В Республике Беларусь любой желающий может свободно заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а по некоторым видам, которые до недавнего времени были предпринимательской деятельностью, и без регистрации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные индивидуальные предприниматели и коммерческие организации:

- микроорганизации - с численностью работников до 15 чел.;

- малые организации - с численностью работников от 16 до 100 чел.

-Субъекты среднего предпринимательства – коммерческие организации со средней численностью работников от 101 до 250 чел.

На 1 октября 2017 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в целом в Жлобинском районе составляет 607 единиц, из них 513 (84,5%) организаций относящиеся к – микро предприятиям, 74 (12,1%) организации, относящиеся к – малым предприятиям и 20 (3,3%) организации, относящиеся к средним предприятиям.

Сектор малого предпринимательства обеспечивает занятость населения и сосредоточен в сферах услуг населению (по итогам 9 месяцев 2017 года – 67% от общего количества микро- и малых организаций, в том числе в сфере торговли – 34,2%).

Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на инновационный путь развития. Средние предприятия в большей степени представлены в сфере производства (около 68% таких организаций осуществляют деятельность в области промышленности, строительства, сельского хозяйства).

 

В сфере индивидуального предпринимательства складывается аналогичная ситуация,В районе осуществляют деятельность 2 108 индивидуальных предпринимателей (в сфере услуг заняты 85,4% индивидуальных предпринимателей).

По итогам 2016 года численность занятых в микро-, малых и средних организациях, численность индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в районе составила10 629 человек.

Справочно: по итогам 2015 года – 10639 человек.

Индивидуальные предприниматели не только работают сами, но и создают новые рабочие места в сегодняшнее непростое время.

Численность привлекаемых индивидуальными предпринимателями наемных лиц составила:

· за 2016 год – 482 человека (увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 13,4%, или на 65 человек).

Удельный вес занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц) от общей численности занятых в экономике по итогам 2016 года составил 21,3%.

По данным МНС, доля платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами, составила:

· за 2016 год – 27,5% от общих поступлений в местный бюджет, или 26, 8 млн. рублей;

· за январь – сентябрь 2017 г. – 26,4% от общих поступлений в местный бюджет, или 20, 9 млн. рублей.

Улучшение деловой среды в Республике Беларусь

Оптимизация административных процедур

Осуществляется в рамках Государственной программы ”Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее – Государственная программа):

· в 2016 году были упразднены 32 излишние, неактуальные и неэффективные административные процедуры для бизнеса;

· в январе – июне 2017 г. отменены 15 и упрощены
9 административных процедур.

Ведется работа по созданию электронного реестра административных процедур, осуществляемых по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ввод в эксплуатацию запланирован на 2018 год). Будущий реестр – не просто актуальный перечень административных процедур в свободном доступе, но и четкие инструкции по их осуществлению, начиная с бланка заявления, требований к представляемым документам, и заканчивая сведениями о конкретном уполномоченном органе.

Неотъемлемой частью Государственной программы стала ”дорожная карта“ (более 40 мероприятий) по улучшению позиции Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка ”Ведение бизнеса“, реализация которой способствовала улучшению рейтинговых позиций Беларуси в отчете Всемирного банка ”Ведение бизнеса – 2017“, в сравнении с прошлым годом, на 13 пунктов (37-е место среди 190 стран мира).

Совершенствование контрольной (надзорной) деятельности

В последнее время в целях минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства предусмотрены:

· смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу; сокращение оснований для назначения внеплановых проверок;

· исключение возможности давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам;

· исключение возможности вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта;

· установление административной ответственности контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок;

· создание при Комитете государственного контроля Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности; реформирование системы ведомственного контроля с переориентацией данных служб на проведение анализа (аудита) и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия.

Данные нормы содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 ”О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности“.

Налогообложение

В целях развития малого бизнеса создана упрощенная система налогообложения (далее – УСН), для которой установлены одни из самых низких ставок на территории Евразийского экономического союза. УСН привлекательна простотой исчисления, возможностью не вести бухгалтерский учет, низкими налоговыми ставками (с 2013 года ставка налога при УСН равна 5% для организаций, не уплачивающих НДС, и 3% – для плательщиков НДС).

Справочно:

На 1 октября 2017 г. УСН применяют 404 организации
и 869 индивидуальных предпринимателей, что составляет 39% от всех плательщиков, состоящих на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Жлобинскому району.

Из общего числа индивидуальных предпринимателей более 41% применяют УСН, около 48% являются плательщиками единого налога, около 10% применяютобщий порядок исчисления и уплаты налогов.

Для индивидуальных предпринимателей также действует специальный режим налогообложения в виде уплаты единого налога в фиксированной сумме.

Сельхозпроизводителям Республики Беларусь предоставлена возможность применения льготного режима налогообложения в виде уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции по ставке 1%.

Предусмотрены специальные режимы налогообложения для лиц, занимающихся ремесленной деятельностью, оказанием услуг в сфере агроэкотуризма. При их применении не требуется регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательства, не предусмотрено ведение налогового учета, порядок уплаты налогов (сборов) понятен и прост.

Серьезные налоговые стимулы предусмотрены для развития производств и рынка услуг в сельской местности, малых и средних городах. Так, субъекты хозяйствования в течение семи календарных лет со дня их создания освобождаются от исчисления и уплаты основных налогов (налог на прибыль, подоходный налог от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налог на недвижимость). Областным Советам депутатов Декрет № 6 предписывает установление для индивидуальных предпринимателей понижающих коэффициентов в размере не более 0,5 к ставкам единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Данные нормы содержатся в Декрете Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“ (далее – Декрет № 6)

На 1 октября 2017 г. нормы Декрета № 6 применяют
7 плательщиков (2 организации; 5 индивидуальных предпринимателей), состоящих на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Жлобинскому району.

Активизация процессов развития малого бизнеса в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории средних, малых городских поселений, сельской местности

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории сельской местности розничную торговлю, общественное питание, бытовые услуги населению и на территории малых городских поселений общественное питание, бытовые услуги населению, на пять лет (с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г.) предоставлены:

· пониженные ставки по налогу на прибыль (для юридических лиц) и по подоходному налогу с физических лиц (для индивидуальных предпринимателей) в размере 6%;

· для индивидуальных предпринимателей-плательщиков единого налога ставку в размере 1 базовой величины в месяц;

· освобождение оборотов от НДС;

· освобождение от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и используемые под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Данные нормы предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 ”О развитии торговли, общественного питания, бытового обслуживания“.

Вовлечение в экономическую деятельность граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность

В этих целях приняты: Указ Президента Республики Беларусь от 21 сентября 2017 г. № 337 ”О регулировании деятельности физических лиц“ (далее – Указ № 337), Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 ”Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности“ (далее – Указ № 364), Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 ”О развитии агроэкотуризма“ (далее – Указ № 365).

Справочно:

Численность физических лиц, уплачивающих единый налог по заявительному принципу, составляла:

на 01.10.2016 года – 212;

на 01.10.2017 года – 220.

Основными видами деятельности, по которым физические лица, уплачивают единый налог, являются: услуги тамады, репетиторство и услуги по выращиванию сельхозпродукции.

К настоящему времени расширен перечень видов деятельности (на 12 позиций) с уплатой только единого налога без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Такая возможность вводится, к примеру, в отношении:

· ремонта часов, обуви;

· сборки мебели;

· производства одежды и обуви из материалов заказчика;

· штукатурных, малярных, стекольных работ, работ по устройству покрытий пола и облицовке стен, по оклеиванию стен обоями, по кладке (ремонту) печей и каминов;

· оказания услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения;

· парикмахерских и косметических услуг и др.

Предусмотрены в Указе № 337.

Предусмотрены дополнительные условия для развития ремесленной деятельности:

· расширение перечня видов ремесленной деятельности;

· конкретизация материалов, которые могут использоваться для изготовления ремесленной продукции;

· расширение способов реализации ремесленной продукции;

· упрощение деятельности по передаче знаний и навыков (предоставлено право обучать ремесленной деятельности одновременно трех учеников).

Предусмотрены в Указе № 364.

Справочно:

Численность ремесленников составляла:

на 01.10.2016 года – 175;

на 01.10.2017 года – 230.

К нововведениям в сфереагроэкотуризмаотносятся:

· возможность привлечения субъектами агроэкотуризма граждан для работы в их агроэкоусадьбах по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

· предоставление субъектам агроэкотуризма возможности возведения на территории их агроэкоусадеб гостевых домиков;

· расширение перечня услуг, предоставляемых субъектами агроэкотуризма;

· исключение нормы, ограничивающей ведение деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на территории курортных зон.

Предусмотрены в Указе № 365.

Справочно:

Деятельность в сфере агроэкотуризмана территории Жлобинского района осуществляют 6 физических лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: