Об Анализе чувствительности, безубыточности




Порядок работы с программой Project Expert для дипломников

Выделенное красным – не рассчитывать.

Для расчета бизнес-плана надо заполнить следующие таблицы по каждой из трех линий:

(чтобы проще было заносить данные)

 

Исходные данные для выполнения расчетов в программе инвестиционного проектирования Project Expert

Наименование Ед.измерения Линия I суда  
Судно 1 Судно 2 Судно 3  
 
Расходы валюты на 1 тонну (себестоимость перевозок) $/т        
 
Расчетная фрахтовая ставка $/т        
Строительная стоимость судна Тыс долл        
Загрузка судна (т):          
в прямом направлении в обратном направлении итого          
Продолжительность кр.рейса (оборота) сут          
С/С содержания судов          
Провозная способность          
Число оборотов nоб          

 

 

Наименование Ед.измерения Линия 2 суда  
       
 
Расходы валюты на 1 тонну $/т        
 
Расчетная фрахтовая ставка $/т        
Строительная стоимость судна Тыс долл        
Загрузка судна (т):          
в прямом направлении в обратном направлении итого          
Продолжительность кр.рейса (оборота) сут          
С/С содержания судов          
Провозная способность          
Число оборотов nоб          

 

Наименование Ед.измерения Линия 3 суда  
       
 
Расходы валюты на 1 тонну $/т        
 
Расчетная фрахтовая ставка $/т        
Строительная стоимость судна Тыс долл        
Загрузка судна (т):          
в прямом направлении в обратном направлении итого          
Продолжительность кр.рейса (оборота) сут          
С/С содержания судов          
Провозная способность          
Число оборотов nоб          

 

 

Для курсового проекта необходимо создать 4 бизнес-плана:

- 3 первых Бизнес-планы создаются для 1 судна каждого проекта, чтобы после получения результатов расчета в программе на основе критерия NPV из таблицы эффективности инвестиций модуля «Анализ проекта» выбрать оптимальный тип судна для приобретения его судоходной компанией в дополнение к уже имеющимся судам.

- 4-й бизнес-план составляется по фирме в целом. Поэтому при заполнении данных необходимо учесть все суда компании, включая новое – вновь приобретаемое, выбранное по критерию оптимальности из первых 3-х бизнес-планов.

Таким образом, включив программу Project Expert, в меню нажать:

«Проект» – «новый с помощью мастера». В появившемся окне все время нажимать «далее» до появления окна, где требуется назвать проект.

Здесь заполняем следующим образом:

В строке «НАЗВАНИЕ» заносится наименование фирмы.

В строке «ВАРИАНТ» заносится номер группы и вариант задания.

В строке «АВТОР» фамилия, имя, отчество.

В строке «Дата начала» - год начала проекта.

В строке «Длительность» – 10 лет 0 месяцев.

После заполнения этих данных надо создать файл, где будет сохраняться информация. Это осуществляется следующим образом: нажмите на кнопку ПРОЛИСТАТЬ у первой строчки, появится Имя файла (*. pex), вместо * вносится номер варианта и группы с сохранением точки перед pex. Сохраняете этот файл в папку на диске «С»в папке своей группы. или на устройстве «А». Нажать ОК.

При этом создается пустой шаблон бизнес-плана.

 

Шаблон состоит из разделов (модулей) (слева), которые делятся на подразделы (справа).

Заполняем подразделы каждого модуля следующим образом.

МОДУЛЬ ПРОЕКТ

В «СПИСКЕ ПРОДУКТОВ» – наименование проекта и рода груза, единица измерения тонны. При этом заносятся все проекты судов, с которыми работает фирма, а также сдача судов в аренду. Единицы измерения сутки.

Например:

Для одного из первых 3-х бизнес-планов, составляемых для одного судна i-го проекта (т.е. для каждого типа судна на данной линии):

Наименование Ед.изм Начало продаж
Уголь-лес пр.613 тонны  
Аренда пр.613 сутки  

 

Для окончательного, четвертого бизнес-плана, составляемого по фирме в целом:

Наименование Ед.изм Начало продаж
Уголь-лес пр.613 тонны
Аренда пр.613 сутки
Уголь-лес пр.787 тонны
Аренда пр.787 сутки
Уголь-лес пр.781 тонны
Аренда пр.781 сутки

 

В столбце «НАЧАЛО ПРОДАЖ» заносится дата и год, когда начинаются перевозки груза. Для первых 3-х бизнес-планов по сравнению с датой проекта продажи осуществляются спустя 35 дней, которые необходимы для приобретения судна. Для последнего, четвертого бизнес-плана датой начала продаж является дата начала самого проекта, т.к. фирма уже осуществляет перевозки.

В «ОТОБРАЖЕНИИ ДАННЫХ». В строке МАСШТАБ снять «галочку» по месяцам и кварталам. Это означает, что расчеты будут производиться только по годам. В строке ИТОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫне отображать пустые строки, не использовать разделитель 1000, количество дробных знаков 0.

ВАЛЮТА ИТОГОВЫХ ТАБЛИЦ – доллары. ТАБЛИЦА Кэш-фло поставить «галочку» дисконтировать строки при отображении.

В «НАСТРОЙКЕ РАСЧЕТА»

Ставка дисконтирования в %.задается преподавателем в варианте исходных данных. Шаг дисконтирования - год.

Не использовать ставки дисконтирования для расчета MIRR.

В строке «ДЕТАЛИЗАЦИЯ»- выделить все и снять «галочку»

«ДОХОДЫУЧАСТНИКОВ».

В строке «ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ» – учитывать % по кредитам. На вопрос «КАКАЯ ДОЛЯ ВЫПЛАТ ФИНАНСИРУЕТСЯ ЗА СЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО МЕСЯЦА» поставить 0 %, а не 100%.

Период расчета интегральных показателей –120 месяцев, т. е. 10 лет 0 месяцев будет записан автоматически.

В строке «ЗАЩИТА ПРОЕКТА» сделать одноуровневую защиту (или лучше не делать совсем).

МОДУЛЬ ОКРУЖЕНИЕ

ВАЛЮТА. Основная- доллар, вторая - рубль.

1 руб. = 1 дол.

Темпы роста/ падения курса не заполнять

УЧЕТНАЯ СТАВКА - (11-15%). Тенденции изменения - «0».

ИНФЛЯЦИЯ 5% по всем объектам. Тенденция изменения - «0»

НАЛОГИ:

1. На прибыль – 24%. Налогооблагаемая база- прибыль период -год.

2. На пользователя автодорог – пропустить.

3. На имущество – 2%. Налогооблагаемая база - имущество-год.

4. Единый социальный налог - 26%. Налогооблагаемая база-зарплата

МОДУЛЬ КОМПАНИЯ.

Структура компании – уже ОФОРМЛЕНА.

Стартовый баланс - заполняется ТОЛЬКО для 4-го бизнес-плана по фирме в целом. Для первых 3-х бизнес-планов – НЕ заполняется.

 

 

АКТИВЫ

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА Денежные средства - только в долларах т.е

ДС из МББ.

«СЧЕТА К ПОЛУЧЕНИЮ» –дебиторская задолженность ДЗ из МББ.

«ЗАПАСЫГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ» – не надо, пропустить.

«ЗАПАСЫКОМПЛЕКТУЮЩИХ» - вписать в себестоимость значение ТМЗ из МББ, количество единиц - «1»

«ПРЕДОПЛАЧЕННЫЕ РАСХОДЫ»– не надо, пропустить.

«ЗЕМЛЯ» – пропустить.

«ЗДАНИЕ» пропустить

«ОБОРУДОВАНИЕ»- вписать ОС из МББ и процент износа -10% на амортизацию.

«НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ» – пропустить.

«НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» - пропустить.

«ЦЕННЫЕ БУМАГИ» из МББ «Краткосрочные финансовые вложения». Вписать «СУММА» – …, «СРОК» - 55 мес.и ставка 10%.

ПАССИВ

1. Отсроченные налоги- пропустить

2 СЧЕТА К ОПЛАТЕ – КЗ КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ.

из МББ.

3. КРЕДИТЫ-из МББ записать сумму ДО и ЗС

Выплата процентов - ставка - 0.

4. АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ из МББ –. Уставный капитал - УК

и больше ничего не ставить.

5. РЕЗЕРВЫ– пропустить

6. НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ – ЧП из МББ «НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ»

7 «ПОЛУЧЕННЫЕ АВАНСЫ– пропустить.

ДОБАВОЧНЫЙ КАПИТАЛ должен быть равен амортизационным отчислениям (при верном заполнении баланса является величиной отрицательной и равной 0,1 от стоимости ОБОРУДОВАНИЯ, т.е.всех судов). Это – проверка правильности заполнения стартового баланса

МОДУЛЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН

Заполняется для каждого из первых трех бизнес-планов по рассматриваемому типу судна, а для четвертого бизнес-плана описывается приобретение того типа судна, которое было выбрано из первых трех вариантов бизнес-планов.

Заполнить только «КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН».

Нажать иконку «галочка» , появятся:

1. Этап без названия, вписать «ПРИОБРЕТЕНИЕ судна проекта…».

2. ОТВЕТСТВЕННЫЙ – Ф.И.О.

Начало 01.01.200… г. Длительность 35 дней. Стоимость этапа - строительная стоимость приобретаемого судна (т.е. балансовая стоимость, умноженная на коэффициент 2 или 3).

Окончание приобретения основных фондов – это начало производства (начало продаж) – запомнить эту дату, чтобы позже вставить в следующий этап как его начало.

Кроме того, необходимо вернуться в раздел «ПРОЕКТ» и откорректировать даты в «СПИСКЕ ПРОДУКТОВ» - «начало продаж», т.е. к дате начала проекта прибавить время на покупку судна (эти 35 дней).

Больше в данной позиции ничего не писать.

Дальше нажать на иконку ТРУБЫ(изображение фабрики)

Появляется «РЕДАКТИРОВАНИЕ ЭТАПА ПРОИЗВОДСТВА»

В строке «ВАШИ ПРОДУКТЫ- УСЛУГИ» высвечиваем первый вид из всех перечисленных продуктов, нажав на стрелочку справа от строки . Дату начала производства НЕ исправляем при создании 4-го бизнес-плана (для фирмы в целом), НО изменяем ее для первых 3-х бизнес-планов – исправляем на день, следующий после окончания первого этап.

Привязывать дату начала продаж и производства НЕ НАДО.

После «ОК» красная стрелка должна появиться в календарном плане. Она обозначит возможность начала производства данного продукта.

Далее – снова нажать иконку ТРУБЫ(изображение фабрики) . Вновь появится «РЕДАКТИРОВАНИЕ ЭТАПА ПРОИЗВОДСТВА». Здесь снова в строке «ВАШИ ПРОДУКТЫ- УСЛУГИ» высвечиваем следующий вид продуктов и повторяем остальные действия, если необходимо.

Повторяем создание красных стрелок (т.е.) нажимаем на кнопку ТРУБЫстолько раз, сколько имеется продуктов.

Больше в инвестиционном плане не надо ничего заполнять! Начиная с этого

модуля проводить РАСЧЕТЫ, нажимая на зеленую иконку.

МОДУЛЬ ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН

ПЛАН СБЫТА

«ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ» - выключить «галочку».

Наименование продукции - это род груза в прямом и обратном направлении,

перевозимый судами всех проектов, в качестве цены указываются для перевозок - средние фрахтовые ставки (из расчетов), для аренды - тайм-чартерный эквивалент (из расчетов), в нижней части окна (объемы производства) для перевозок грузов указываются объемы, рассчитанные ранее в соответствии с жизненным циклом продукции (см. методические указания по курсовому проекту), а для аренды - дни сдачи судов в аренду, т.е. tаренды = (365 - Tэ).

Т.е. заполнение таблицы осуществляется следующим образом.

Базой для расчетов является годовая провозная способность 1 судна данного проекта

Gi = nобi*(Qэпрi+ Qэобр i) (для каждого из первых трех бизнес-планов)

или годовая провозная способность всех nci судов данного проекта

Gi = nci *nобi*(Qэпрi+ Qэобр i) - для четвертого бизнес-плана.

Заполнение таблиц из Методических указаний (стр 23) осуществляется с учетом поправочных коэффициентов по фазам жизненного цикла транспортной компании, т.е. для 1 фазы (1 и 2 год) Gi умножается на 0,5 и это значение заносится в первые два года в таблицу, которая для первых трех бизнес-планов имеет вид:

Годовой объём перевозок приобретаемыми судами.

 

Тип судна 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год 9 год 10 год
Уголь-лес пр.613                    
Аренда пр.613                    

 

Для 3 и 4-го годов Gi умножается на другой коэффициент и т.д. Для последних двух лет (9 и 10) коэффициенты не используются. Сюда заносятся Gmin (минимальные объемы перевозок), рассчитанные в курсовом проекте.

Аналогично заполняется таблица для четвертого (общего) бизнес-плана, но здесь учитываются ВСЕ суда каждого проекта, включая вновь купленное судно, выбранное по критерию NPV из первых трех бизнес-планов.

 

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Нажать другие издержки, включить суммарные прямые издержки и

вписать среднюю себестоимость перевозок (Sпер) по каждому проекту и себестоимость содержания судна (С0)- Только в долларах!

ПЛАН ПО ПЕРСОНАЛУ – Только управленческий аппарат и их месячные

оклады в течение всего проекта. Остальные не заполнять!

МОДУЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Заполнить только

Подраздел Займы:

Кредит. Дата –1.01.200.. г.

Срок – 110 месяцев, строительная стоимость судна в долларах (для четвертого бизнес-плана – строительная стоимость оптимального типа судна, выбранного из первых трех бизнес-планов).

Выплата %

Ставка 10 %

Регулярное «РАЗ В ГОД»

Поступление кредита «ОДНОЙ СУММОЙ»

Возврат «В КОНЦЕ».

 

«Анализ проекта» в МОДУЛЕ «Результаты»

Рассчитываются только для 4-го бизнес-плана.

 

Рассчитываются только для оптимального типа судна на данной линии

Подразделы проекта: анализ чувствительности, анализ безубыточности, Монте-Карло.

Можно задать внешние и внутренние факторы влияющие на проект, а также интервал их отклонений.

Основными факторами являются инфляция, объем сбыта, цена сбыта. Интервал отклонений можно оставить таким, какой задан в программе.

 

При построении графика анализа безубыточности необходимо предварительно в МОДУЛЕ «Проект» «Позиция настройка расчетов», карточка «Детализация» установить флажок «Разнесение издержек», после этого в разделе «Анализ безубыточности» установить шаг анализа «Год», осуществить «Пересчет» и нажать «Показать».

 

«Расчет проекта и запись в файл»

После заполнения нажимается крайняя правая зеленая кнопка в верхнем меню программы - «Расчет» (калькулятор) или клавиша клавиатуры F9. После этого необходимо нажать кнопку программы «Сохранить».

 

МОДУЛЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

Необходимо просмотреть все формы полученных результатов, а затем

сформировать отчет.

ФОРМИРОВАТЬ «ОТЧЕТ»

Нажимаете на «ОТЧЕТ», затем - «ДОБАВИТЬ» – «СТАНДАРТНЫЙ»

Появятся окно отчета

Нажать «ВЫДЕЛИТЬ ВСЕ» и снять «галочку» «ДИАГРАММА ГАНТА» (для Project expert 6). Затем нажать на строчку «ПРИНТЕР» и найти Microsoft word после «ОК»

Появится компьютерный вариант «ОТЧЕТА» (перечень разделов бизнес-плана), который можно будет передать в Word.

Нужно добавить некоторые разделы и убрать лишние:

Ненужный раздел выделяют, кликнув левой клавишей мышки, а затем правой кнопкой, находим опцию - «УДАЛИТЬ».

1. Банк системы учета.

2. Список ресурсов.

3. План (условия оплаты).

4. Список ресурсов.

5. Диаграмма Ганта

6. План сбыта (условия поставок).

7. Общие издержки.

8. Акционерный капитал.

9. Лизинг.

10. Другие поступления.

11. Другие выплаты.

12. Распределение прибыли.

13. Льготы по налогу на прибыль.

Аналогично добавляют разделы: раздел, после которого надо вставить новый раздел, выделяют, кликнув левой клавишей мышки, а затем на него же - правой кнопкой, находим опцию «Добавить». Появится окно Меню. Выбираем «Графики» - если надо добавить график NPV, «Текстовое описание» - если надо добавить текстовое описание, заранее записанное в проекте, «Результаты» - если надо добавить в отчет Анализ чувствительности, безубыточности и Монте-Карло или какие-либо другие.

 

 

Для общего сведения:

Об Анализе чувствительности, безубыточности

И Монте-Карло

Анализ чувствительности;

Одной из задач анализа проекта является определение чувствительности показателей эффективности к изменениям различных параметров. Чем шире диапазон параметров, в котором показатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем выше “запас прочности” проекта, тем лучше он защищен от колебаний различных факторов, оказывающих влияние на результаты реализации проекта. Исследование чувствительности проекта к возможным изменениям параметров выполняется в диалоге “Анализ чувствительности”.

Модуль “Анализ чувствительности” открывается нажатием одноименной кнопки в разделе “Анализ проекта”.

В верхней части диалога с левой стороны представлен список параметров, которые можно использовать в анализе чувствительности в качестве переменных. С правой стороны, вверху, содержится список показателей, чувствительность которых исследуется. Окно в нижней части диалога используется для формирования итоговой таблицы с результатами расчета.

Вариации дисконта.

Исследование чувствительности показателей эффективности к изменению ставки дисконтирования позволяет определить устойчивость проекта по отношению к колебаниям конъюнктуры финансового рынка и возможным изменениям макроэкономических условий деятельности. Для проведения такого анализа нужно выбрать в списке в верхней части диалога параметр “Ставка дисконтирования в $ US” или “Ставка дисконтирования в руб.” и нажать кнопку (Выбрать). После этого, в итоговой таблице, в нижней части диалога, появится строка “Ставка дисконтирования в $ US” или “Ставка дисконтирования в руб.”, соответственно.

Далее следует выбрать диапазон изменений дисконта и шаг расчетов. Это делается с помощью группы полей “Диапазон”. Здесь указывается начальная и конечная величина дисконта, а также его шаг приращения при выполнении расчетов. В результате установки этих параметров в итоговой таблице появляются столбцы, количество которых соответствует числу шагов расчета.

Затем необходимо установить валюту, в которой будут производиться расчеты. Это делается в списке “Валюта”, в котором всего два значения: основная валюта и вторая валюта.

Заметим, что анализ чувствительности выполняется обычно во второй валюте проекта, в предположении, что в качестве таковой выбрана наиболее стабильная валюта, в меньшей степени подверженная воздействию инфляции.

Нажатием кнопки (Рассчитать) запускается процедура расчета, в процессе выполнения которой итоговая таблица заполняется значениями показателей эффективности, вычисленными для каждой из величин дисконта в выбранном диапазоне.

Значения определенного показателя можно рассмотреть, выбрав его в поле со списком, расположенном в верхней части диалога справа.

Наглядное отображение зависимости показателя от ставки дисконтирования можно получить, нажав на кнопку (График).

В открывшемся окне просмотра можно воспользоваться разнообразными функциями настройки и печати графика, описанными в разделе “Графики”.

Вариации выбранных параметров.

Для включения определенного параметра в таблицу расчета чувствительности необходимо выделить его в списке “Доступные параметры” и нажать кнопку (Выбрать). Если же по каким-либо причинам Вам потребуется удалить выбранный параметр из таблицы расчетов, то необходимо указатель таблицы установить против этого параметра и нажать кнопку (Убрать).

Добавляя необходимые и убирая ненужные, можно сформировать набор параметров, по которым будет проводиться анализ чувствительности.

Диапазон значений параметров и шаг их изменения задаются в группе полей “Диапазон”. Здесь вводятся относительные величины отклонений в процентах от значений параметров, установленных в проекте.

Затем необходимо установить валюту, в которой будут производиться расчеты. Это делается в списке “Валюта”, в котором всего два значения: основная валюта и вторая валюта.

Нажатием кнопки (Рассчитать) запускается процедура расчета, в процессе выполнения которой итоговая таблица заполняется значениями показателей эффективности, вычисленными для каждой из величин всех параметров, включенных в таблицу для расчетов, в заданном диапазоне.

Значения каждого показателя можно рассмотреть, выбрав его название в поле со списком, расположенном в верхней части диалога справа.

Наглядное отображение зависимости показателя от одного из параметров можно получить, выбрав соответствующую этому параметру строку в таблице результатов расчета и нажав на кнопку (График).

В открывшемся окне просмотра можно воспользоваться разнообразными функциями настройки и печати графика, описанными в разделе “Графики”.

При проведении анализа чувствительности по нескольким параметрам на графике можно отразить нужное количество зависимостей одновременно. Для этого следует выделить в таблице соответствующие строки, удерживая нажатой левую кнопку мыши и проводя указателем мыши по названиям строк. При этом строки окрасятся в синий цвет. Затем необходимо нажать кнопку (График).

В открывшемся окне линиями разного цвета будут изображены графики зависимости заданного показателя эффективности (в данном случае это NPV) от выбранных параметров (в данном случае это: “Ставка налогов”, “Объем сбыта”, “Цена сбыта” и “Прямые издержки”).

Дополнительные параметры.

Диалог “Дополнительные параметры” открывается нажатием кнопки (дополнительные показатели) в панели инструментов модуля “Анализ чувствительности”.

Анализ безубыточности;

Безубыточность является обязательным условием для реализации всех коммерческих проектов.

Анализ безубыточности проекта производится программой Project Expert в одноименном модуле из раздела "Анализ проекта".

В этом модуле Вы можете провести анализ проекта по следующим показателям:

Точка безубыточности (в штуках);

Точка безубыточности (в основной валюте);

Запас финансовой прочности (в основной валюте);

Запас финансовой прочности (в процентах);

Операционный рычаг.

При расчете показателей:

Точка безубыточности (в штуках);

Точка безубыточности (в основной валюте);

Запас финансовой прочности (в основной валюте).

можно установить флажок "Среднее за период". В этом случае все значения таблицы будут делиться, соответственно, на 3 при шаге анализа "Квартал", и на 12 – при шаге анализа "Год".

Точка безубыточности в штуках определяется по формуле

ТБ шт. = Е / ВП * V шт.

Где:

Е - Суммарные постоянные издержки в основной валюте;

ВП – Вклад в покрытие;

V шт. - Объем продаж в штуках.

Вклад в покрытие в основной валюте определяется по формуле:

ВП = V – C

Где:

V - Объем продаж в основной валюте;

С - Суммарные переменные издержки в основной валюте.

Точка безубыточности в основной валюте определяется по формуле:

ТБ руб. = Е / КВ * 100%

Где:

КВ - Коэффициент вклада в покрытие.

Коэффициент вклада в покрытие рассчитывается по формуле:

КВ = ВП / V * 100%

Превышение объемом продаж точки безубыточности в основной валюте называется запасом финансовой прочности.

Запас финансовой прочности может выражаться в основной валюте или в процентах от значения объема продаж.

Запас финансовой прочности в основной валюте вычисляется по формуле:

ЗП руб. = V - ТБ руб.

Запас финансовой прочности в процентах рассчитывается по формуле:

ЗП % - = ЗП руб. / V * 100%

Операционный рычаг определяется по формуле:

ОР = ВП / Пр.

Где:

Пр. - Прибыль в основной валюте.

Прибыль в основной валюте вычисляется по формуле:

Пр. = V - C - E - НП

Где:

НП - Налог на прибыль в основной валюте.

При анализе безубыточности проектов важным параметром является шаг анализа. Шаг анализа определяет временные точки, в которых будут рассчитаны показатели безубыточности.

В диалоге "Анализ безубыточности" Вы можете выбрать одно из следующих значений шага анализа: Месяц; Квартал; Год.

Шаг анализа выбирается в зависимости от целей анализа проекта. Если Вам необходимо просмотреть перспективы проекта на большом промежутке времени, то выберите шаг анализа квартал или год. Если же Вам необходимо получить более детальную картину состояния проекта в отдельные моменты времени, то установите шаг анализа месяц.

Перед проведением расчетов Вы можете настроить следующие параметры проекта:

Объем продаж;

Суммарные переменные издержки;

Суммарные постоянные издержки;

Налог на прибыль.

Для задания этих параметров нажмите кнопку (Настроить) в панели инструментов диалога "Анализ безубыточности". Откроется окно "Настраиваемые базы для расчета безубыточности". В нем можно установить стандартные значения для параметра или сформировать формулу для его определения. Стандартные значения параметров берутся из проекта. Формулы для расчетов параметров Вы должны создать сами. Для этого нажмите кнопку "Формула" и в одноименном диалоге сформируйте выражение. Это выражение будет использоваться для расчетов соответствующего параметра.

Для проведения расчета нажмите кнопку (Рассчитать) в панели инструментов диалога "Анализ безубыточности". Результаты расчетов будут показаны в таблице. Столбцы таблицы соответствуют моментам времени, в которых производились расчеты. Шаг по времени определяется выбранным шагом анализа (месяц, квартал или год). Строки таблицы соответствуют продуктам или подразделениям в зависимости от Вашего выбора в окне со списком, расположенном над таблицей.

Для того, чтобы увидеть результаты расчетов на графике выберите показатель (например, "Точка безубыточности (шт.)"), продукт (например, "Подключение новых абонентов"), отчетный период (например, 1.2001) и нажмите кнопку (Построить график).

Также в модуле "Анализ безубыточности" Вы можете построить, сохранить и просмотреть сводные таблицы показателей проекта за отчетный период.

В сводной таблице представлены следующие показатели по каждому продукту:

Сбыт в штуках;

Цена в основной валюте;

Объем сбыта в основной валюте;

Объем сбыта в процентах;

Переменные издержки на единицу продукта;

Суммарные переменные издержки в основной валюте;

Постоянные издержки в основной валюте;

Вклад в покрытие в основной валюте;

Коэффициент вклада в покрытие в процентах;

Балансовая прибыль в основной валюте;

Точка безубыточности в штуках;

Точка безубыточности в основной валюте;

Запас финансовой прочности в процентах;

Операционный рычаг.

Для того, чтобы создать, или просмотреть сводную таблицу показателей нажмите кнопку (Сводная таблица) в панели инструментов диалога "Анализ безубыточности".

В открывшемся диалоге "Сводные таблицы показателей безубыточности" имеется список сводных таблиц с указанием отчетного периода и масштаба. Здесь Вы можете добавить новую сводную таблицу, удалить или просмотреть ранее созданную таблицу.

Диалог "Анализ безубыточности" доступен только в том случае, если установлен параметр “Анализ безубыточности” в диалоге “Настройка расчета” раздела “Проект” (карточка “Детализация”). Перед проведением анализа безубыточности следует ввести данные об отнесении постоянных издержек на продукты в диалоге “Разнесение издержек” (раздел “Компания”).

Монте-Карло;

Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности хозяйственной деятельности. Однако, строить свои планы на таком, жестко заданном прогнозе несколько рискованно, поскольку даже незначительное изменение исходных данных может привести к совершенно неожиданным результатам. Ведь успех реализации проекта зависит от множества переменных величин, которые вводятся в описание в качестве исходных данных, но в действительности, не являются полностью контролируемыми параметрами.

К числу таких параметров относятся следующие показатели: объем сбыта, цена продукции, суммы издержек, величина налогов, уровень инфляции и др. Все эти величины можно рассматривать как случайные факторы, оказывающие влияние на результат проекта. Цель статистического анализа состоит в определении степени воздействия случайных факторов на показатели эффективности проекта.

Метод анализа.

Допустим, мы определили, какие именно данные следует признать неопределенными, а также установили диапазон значений, в пределах которого они могут изменяться случайным образом. Если речь идет, например, о двух параметрах, это означает, что определена область значений исходных данных, имеющая форму прямоугольника.

Для трех переменных эта область представляет собой параллелепипед, а для L переменных - L-мерный параллелепипед. В любом случае, совокупность исходных данных, от которых зависит судьба проекта, отображается точкой, лежащей внутри выделенной области. Таких точек великое множество, поэтому выполнить расчет проекта для каждой из них невозможно. Тем не менее, необходимо определить, какое воздействие оказывает неопределенность исходных данных на поведение модели. Эта задача решается с помощью метода Монте-Карло.

Предположим, в нашем распоряжении имеется способ выбирать точки в выделенной области данных случайным образом, аналогичный рулетке в игорном заведении. Для каждой, выбранной таким способом точки, мы проведем расчет показателей эффективности и запишем их в таблицу. Проделав достаточно большое количество опытов, мы можем подвести некоторые итоги.

Для количественной оценки результатов используются два критерия: среднее значение и неопределенность. Предположим, мы проделали N опытов и получили набор значений некоторого показателя fn (n=1,...,N). Тогда среднее значение M определяется по формуле:

M=1/N*∑f

Неопределенность (или коэффициент вариации) рассчитывается следующим образом:

Ё=1/M* √ ∑(f – M)2 / N

Величину М можно интерпретировать как ожидаемое значение случайной величины fn., а - как характеристику рассеяния значений fn. Чем меньше, тем ближе лежат значения fn друг к другу, тем точнее средняя величина М характеризует ожидаемое значение fn.

Неопределенность можно рассматривать также как оценку риска, связанного с тем, что значение fn отклонится от ожидаемой величины М.

Организация диалога.

Исследование воздействия случайных факторов на результаты реализации проекта выполняется в диалоге “Статистический анализ проекта”.

Диалог “Статистический анализ проекта” открывается нажатием кнопки “Монте-Карло” в разделе “Анализ проекта”.

В верхней части этого диалога необходимо указать число опытов, по результатам которых определяются статистические характеристики.

В карточке “Неопределенные данные” описываются случайные факторы, оказывающие воздействие на результаты реализации проекта.

В карточке “Результаты” представлены результаты статистического анализа.

Нажатием кнопки “Показать” открывается окно “Распределение”, в котором отображается график распределения значений выбранного показателя.

Регулирование параметров гистограммы производится в диалоге “Настройка отображения статистики”, который открывается нажатием кнопки “Настроить...”.

Интерпретация результатов.

Анализ статистических данных - это творческий процесс, который сложно регламентировать. Поэтому можно привести только некоторые рекомендации, которые будут полезны на начальном этапе.

Во-первых, нужно обратить внимание на результат расчета устойчивости проекта. Если он близок к 90 - 100%, значит велика вероятность того, что проект может быть доведен до завершения. В противном случае, возрастает риск возникновения дефицита средств.

Однако, хороший показатель устойчивости еще не гарантирует качество инвестиционных критериев, поэтому следует рассмотреть средние значения показателей эффективности. Удовлетворительные средние значения позволяют надеяться на то, что большинство расчетов дает приемлемые результаты. Однако, это верно только с некоторыми оговорками.

Для окончательных выводов необходимо учитывать также “разброс” результатов расчета, то есть параметр неопределенности. Если хорошее среднее получено в широком диапазоне значений, то каждый отдельный показатель может быть очень далек от оптимального значения. Другими словами, чем больше неопределенность, тем больше риск. Практически, приемлемым отклонением можно считать величины в пределах 20% от среднего значения.

Немало полезной информации можно извлечь из гистограммы распределения показателей. Наиболее благоприятна ситуация, при которой гистограмма имеет один пик. В этом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: