В области строительства заводов




К концу XVII в. – 30 мануфактур.

В петровское время – более 100.

Складывание двух промышленных районов: Урала и Петербурга.

Активное развитие металлургии.

К середине XVIII в. – выплавка чугуна больше, чем в Англии, I-е место в мире.

Тула, Кашира, Калуга + Карелия (Петрозаводск и т.д.) – новые металлургические заводы.

К середине XVIII в. – 61 завод из 75 – на Урале.

Крупнейшие металлургические заводы: Невьянский, Каменский, Нижне-Тагильский, Екатеринбургский и т.д.

Оружейные заводы: Тульский, Сестрорецкий, Олонецкий[3].

1719 г. – указ о Берг-привилегии. Свободная разведка и добыча (с разрешения Берг-комиссии) полезных ископаемых.

Центр страны – текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная промышленность.

Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры Воронежа, Казани, на Украине.

Первая четверть XVIII в. – новые производства.

· судостроение (Петербург, Воронеж, Архангельск)

· шелкопрядение

· стеклянное и фаянсовое дело (Москва, Петербург)

1722 г. – указ о создании ремесленных цехов.

1721 г. – указ-разрешение заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы = «посессионные крестьяне».

Крупнейшие промышленники: Строгановы, Демидовы, Походяшины, Осокины, Баташевы, Мясниковы и др.

В области сельского хозяйства

Освоение территорий на юге, в Поволжье, Сибири. Табак.

Расширение посевов технических культур, разведение новых пород скота.

Усиление крепостного гнета. Размер повинности определяется помещиком

1704 г. – 100 медных копеек = 1 серебряный рубль.

Образование купеческих гильдий (1-я и 2-я).

1724 г. – указ о поощрении экспорта и ограничении импорта.

1726 г. – экспорт = 2x импорт.

В области социальной политики

1714 г. – «Указ о единонаследии».

1722 г. – «Табель о рангах»

· Разделение гражданской, военной и придворной службы

· 14 иерархических должностей

· чиновник, достигший 8 класса, или офицер = дворянин Þ господствующий класс пополняется наиболее талантливыми

· все население, кроме дворянства и духовенства, платит налоги государству

1718- начало переписи населения, составлении «ревизских сказок»

1718-1724 гг. – подушная перепись всего мужского населения

· единица налогообложения = «душа мужского пола»

· все мужское население заносится в «ревизские списки» и обязано ежегодно платить «подушную подать»

· холопы и «вольные гулящие люди» обязаны платить налог наравне с крепостными

· жители городов прикреплены к месту уплаты подушной подати

В области государственного устройства

1699 – создание Ближней канцелярии, а в 1701 г. – Консилии (Совета) министров вместо Боярской думы

1704 г. – создание Кабинета царя (будущая Е.И.В. канцелярия)

1708 г. – учреждение губерний

1711 г. – замена Боярской думы на Сенат

Задачи: законодательная, следить за финансами, контроль администрации.

1721 г. – провозглашение Петра императором.

1718-1721 г. – замена множества приказов 11 коллегиями

 

 
 

Коллегия Отрасль управления
Военная Сухопутные войска
Адмиралтейская флот
Камер-коллегия налоги
Штатс-коллегия финансы
Вотчинная дворянское землевладение
Мануфактур-коллегия Промышленность, кроме металлургии
Берг-коллегия Металлургическая промышленность
Преображенский приказ Политический сыск
Соляная контора соль
Медный департамент медь
Межевая канцелярия Распределение недворянской земли
На правах коллегии: Главный магистрат Города и их жители
Синод, или Духовная коллегия церковь и духовенство

 

1700 г. – после смерти последнего патриарха Андриана новый не назначен, а выбран местоблюститель патриаршего престола.

1721 г. – учреждение Синода.

· упразднение должности патриарха

· наблюдение за Синодом – обер-прокурор

1722 г. – утверждение штата священнослужителей.

1720 г. – Генеральный регламент. Единая система делопроизводства.

В области армии и флота

1705 г. – введение рекрутской повинности.

1716 г. – введение нового военного устава сухопутных сил

Морской устав

Русская армия = 200 тыс. регулярная сухопутная + 100 тыс. казаков + 28 тыс. флотских.

Даже когда в конце своего царствования Петр I начинает готовить реформы, стремится проводить их продуманно, поставив четкую цель и сформулировав программу в конкретном указе или регламенте, а затем берется осуществлять, то из его благих порывов мало что получается, а потому еще ярче проявляется утопизм его намерений все предусмотреть. Глубокий и внимательный анализ сущности процессов, протекавших в государственной, социальной и экономической сферах России в указанный выше период, произошедшие изменения в целом носят больше количественный, а не качественный характер.

Важнейшим следствием петровской административной реформы явились существенные изменения в составе аппарата управления - в бюрократии[4]. Практическая деятельность по реорганизации аппарата управления велась с момента создания Сената и его канцелярии, в деятельности которой накапливался опыт, использованный затем при формировании коллегий. Принцип комплектования аппарата новых учреждений был подчинен следующим целям: появление их не должно было нарушать раньше времени работу старых учреждений (приказов), аппарат коллегий следовало комплектовать из специалистов, утративших старые деловые связи. Основной контингент аппарата канцелярии Сената и позже - коллегий составили специалисты московских приказов и отчасти губернских учреждений. Новым контингентом в коллегиях стали иностранцы.

Численность состава аппарата центральных учреждений во время перехода от приказов к коллегиям изменялась в ходе реформы, В 1711 г. она составила 1906 человек, в 1715 г.- 1396 чел., в 1721 г.- 3101 чел.

Уменьшение числа чиновников аппарата центральных учреждений в 1715 г. объясняется начавшейся перестройкой - в новые учреждения привлекались не все старые специалисты, Кроме того, власти экономили денежные средства, о чем постоянно упоминается в документах. Происходил отсев служащих в связи с переводом учреждений в новую столицу - Петербург и наборами чиновников в армию. На 1715 г. установлены данные о численности аппарата не только центральных учреждений, но и губерний. Общая численность чиновников аппарата по России в целом составила 5478 человек. При общем сокращении аппарата центральных учреждений в 1715 г. внутри него наблюдается перераспределение: так, сокращается штат старых ведомств и в то же время растут штаты учреждений, ведавших военными и дипломатическими делами, комплектуется канцелярия Сената.

Источники позволяют проследить социально-экономическое положение госаппарата управления, в частности сопоставить оклады чиновников новых и старых учреждений. Основная тенденция состояла в увеличении окладов и унификации их в однородных учреждениях. Растет разрыв в величине окладов высшей категории в сравнении с низшей, углубляется имущественное неравенство отдельных групп чиновничества.

Важнейшим итогом и вместе с тем законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая табель о рангах, введенная 24 января 1722 г.[5] Эта Табель представляла собой закон о порядке государственной службы, обозначивший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Как известно, основное историческое значение Табели состояло в рационализации (унификации, систематизации и т. д.) административной службы: в ее основание в качестве важнейшего принципа иерархического (чиновного) деления вместо принципа происхождения, знатности рода или "породы" был положен принцип служебной годности. В социальном плане это означало (по крайней мере теоретически) известную демократизацию правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству). Наконец, была создана четкая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные.

Созданная в результате петровских реформ административная система оказалась весьма устойчивой и в главном сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода, хотя некоторые учреждения были со временем отменены или стали выполнять другие функции, например коллегии в 1801 г. были заменены министерствами. Но несмотря на это, структура управления, механизм власти и ее функции оставались прежними. Спор о закономерности, прогрессивности и даже целесообразности петровских преобразований идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ[6]. Причем вплоть до настоящего времени исследователи дают полярные, взаимоисключающие ответы. Тем более странно поэтому, что большинство из них даже не пытается поставить вопрос о сравнительном изучении этих преобразований, определить их место не только в русской, но и в мировой истории. На наш взгляд, только такой подход позволяет интерпретировать реформы Петра как объективное историческое явление, позволяет понять их закономерный и прогрессивный характер с точки зрения не только отечественной но и всеобщей истории, осветить их типичные и уникальные, своеобразные стороны в ряду других однотипных реформ.


Заключение

 

Подводя итоги рассмотрения данной темы, можно сделать вывод, что качественно новыми чертами петровской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления, его известная милитаризация. Безусловно, успешное внедрение проведенных Петром I реформ базировалось на том, что данные реформы созрели в обществе. Об устойчивости и стабильности этих тенденций в развитии государственного аппарата свидетельствует уже то, что они не просто сохранялись, но и развивались на всем протяжении существования старого порядка в России. Разумеется, этот процесс не шел прямолинейно, в нем были существенные отклонения. Одно из них связано с ревизией результатов административных реформ Петра в послепетровский период. В результате этой ревизии произошел отказ от многих нововведений как в центральном, так и в местном аппарате управления. В управлении наблюдаются шаги в сторону его децентрализации, возвращения к приказным порядкам.

Таким образом, петровские реформы при всех положительных тенденциях имели один существенный недостаток – они были «насажены» сверху, именно поэтому многие из них были забыты или откорректированы уже вскоре после смерти Петра I.

Однако следует признать, что Петр I вошел в историю России как великий реформатор. Не было такой сферы общественной жизни, которую российский император не подверг коренному переустройству. Целью его было превращение России в великую европейскую державу, и в этом деле он много преуспел. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, прорыв к Балтийскому морю способствовал углублению экономических и культурных связей с Западом. Плодотворными были и многие внутренние преобразования той эпохи, причем некоторыми из них мы пользуемся и сейчас. Созданная в результате петровских реформ административная система оказалась весьма устойчивой и в главном сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода, хотя некоторые учреждения были со временем отменены или стали выполнять другие функции, например коллегии в 1801 г. были заменены министерствами. Но несмотря на это, структура управления, механизм власти и ее функции оставались прежними. Спор о закономерности, прогрессивности и даже целесообразности петровских преобразований идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ.

 


Список использованной литературы

 

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – М., Просвещение, 1989 – 253 с.

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века – СПб., Юристъ, 2008

3. Багер Х. Реформы Петра Великого. – М., Просвещение, 1985 – 275 с.

4. Брикнер А.Г. История Петра Великого. – М., ЭКО, 2006 – 382 с.

5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке – М., РГГУ, 2001 – 295 с.

6. Чистяков А.С. История Петра Великого. – М., 2007


[1] Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века – СПб., Юристъ, 2008

[2] Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке – М., РГГУ, 2001 – 295 с.

[3] Багер Х. Реформы Петра Великого. – М., Просвещение, 1985 – 275 с.

[4] Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – М., Просвещение, 1989 – 253 с.

[5] Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века – СПб., Юристъ, 2008

[6] Например, Чистяков А.С. История Петра Великого. – М., 2007



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: