ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ




Следует различать внутренние и внешние угрозы экологическим интересам нации. Первые представляют собой экологические опасности на территории (акватории) изучаемой страны, вторые локализуются за рубежом. Таким образом, на эколого-политической карте мира наряду с государственными границами, экономическими зонами в морях, ресурсно-сырьевыми зонами («Ближний Восток — зона жизненно важных интересов США») целесообразно выделять зоны национальных экологических интересов, которые помимо собственной территории (и акватории) включают части зарубежных территорий и акваторий, где хозяйственная деятельность существенно сказывается или может сказаться на состоянии природной среды в изучаемой стране и, следовательно, влечет за собой социально-экономический ущерб, чреватый международными конфликтами.
Строго говоря, вся Земля — это зона экологических интересов любой страны. В «зонах национальных интересов» концентрируются наиболее существенные угрозы конкретной стране. Генезис этих угроз, в отличие от глобальных, легко идентифицируется.
Конечно, разделение угроз на «внутренние» и «внешние» условно. На первый взгляд кажется, что внутренние угрозы экологической безопасности — следствие функционирования и развития национальной экономики, а внешние угрозы — результат влияния мирового хозяйства. Но это не совсем так. Негативные экологические последствия функционирования национального хозяйства (вроде бы внутренний фактор экологической безопасности) в решающей степени определяются местом страны в международном разделении труда, характером экономических связей, то есть специализацией на ресурсоемких или, наоборот, ресурсосберегающих, малоотходных отраслях хозяйства, импортом или, наоборот, экспортом отходов и т. д.
Отсюда формируется и облик страны на экологической карте — высокоотходная тяжелая индустрия, природоразрушающие добывающие отрасли или высокотехнологичные производства, рекреация, охраняемые территории. Получается, что и внутренние угрозы безопасности — результат воздействия мирового хозяйства. Но это не чисто внешнее влияние, этот подвид «внешних угроз» — плоть от плоти национальной экономики.
Исходя из локализации угроз вне или внутри государства, различаются и пути их упреждения, ослабления, нейтрализации. Достижение экологической безопасности не сводится лишь к устранению внутренних угроз**, а связывается с идеей прогрессивного, экологически обоснованного регионального развития. Основой экологической безопасности стран и регионов выступают такая их специализация и такие траектории их развития, которые в максимальной степени соответствуют их природно-хозяйственным, экологическим условиям. Отрасли специализации и комплексирующие с ними отрасли хозяйства определяют в основном масштабы и характер антропогенного воздействия на среду, а следовательно, и состояние окружающей среды. С другой стороны, территориальное разделение труда, перераспределяя в пространстве нагрузки на среду, выступает как мощное средство ее охраны или как причина деградации.
Экологические угрозы (источники экологической опасности), локализующиеся за рубежом, не поддаются непосредственному управлению. Их нельзя нейтрализовать адекватными контрмерами. Если военные угрозы балансируются развитием собственного военного потенциала, то в экологической сфере это неприемлемо. Можно, конечно, разместить вблизи границ экологически вредные объекты, но негативные последствия этого решения скажутся прежде всего на собственном населении. Воздействовать на внешние угрозы экологического характера можно путем участия в мониторинге зон своих национальных интересов за рубежом, в их санации, реструктуризации их хозяйства и т. п. Для этого, естественно, необходимы экономические и политические рычаги влияния на соседей.
Экологические интересы, как, впрочем, и другие составляющие интегрального национального интереса, тесно взаимосвязаны с социальными, экономическими, политическими интересами. В действительности нет чисто экологических интересов. На этапе формирования доктрины национальной безопасности все виды интересов должны взаимоувязываться, выстраиваться по степени важности для страны на том или ином историческом этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическая и другие глобальные проблемы отражают кризис современного общества. Остро необходима новая парадигма бытия. В новом, экологически более безопасном мире нации должны отказаться от части суверенитета с целью решения задач по сохранению биосферы, соблюдения принципов рационального природопользования всеми странами с учетом экологической, экономической и социальной справедливости.
Однако в современном мире объективная противоречивость глобальных и национальных экологических интересов диктует соответствующую политику. Необходимые усилия по установлению нового, более справедливого международного экологического порядка нужно сочетать с отстаиванием своих национальных экологических интересов.

* Под национальными интересами понимаются интересы всего населения страны, то есть термин «нация» здесь употребляется в государственно-политическом, не этническом значении.
** Практически чрезвычайно сложно, а часто и невозможно закрыть, переместить, перепрофилировать даже крупное опасное предприятие, а тем более экологически опасный регион.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: