Бог-отец и голубь – святой дух




Над головой Иисуса всегда изображается парящий белый голубь – символ Святого Духа, а над ним символ Бога-Отца – поясное изображение, или голова и плечи (Рогир ван дер Вейден), или только одни руки, выпускающие голубя (Верроккио, Леонардо да Винчи). Такой тип изображения господствовал вплоть до второй половины XVI века. При этом в деталях могли быть различия. Когда Бога-Отца символизируют только руки, их пальцы излучают потоки света. Слова “Hic est filius meus dilectus” (лат. – “Сей есть сын мой возлюбленный”) могут быть написаны в пространстве картины над парящим голубем. Очень красивую линию эта латинская надпись образует на картине Рогира ван дер Вейдена.

Ангелы

Ангелы, дабы уравновесить композицию, помещаются на противоположной от Иоанна Крестителя стороне картины – это левый от Христа, стоящего лицом к зрителю, берег реки. В памятниках древнейшего христианского искусства ангелов обычно два – число, естественное для выражения мысли художников: один ангел созерцает Святого Духа, сходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога-Отца, другой с благоговением смотрит на Спасителя. Начиная с XI–XII веков количество ангелов увеличивается: чаще всего изображают трех ангелов, но порой их число доходит до семи. В Евангелии ничего не говорится о присутствии ангела (или ангелов) при крещении Иисуса Христа. Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа. Но если в других случаях это славословящие ангелы, то в сцене крещения Христа их назначение иное – оно становится понятным, если обратить внимание на то, что они изображаются с полотнищами на руках: ангелы будут отирать неофитов (новокрещенных) по выходе последних из купели. “Это реальное объяснение, – отмечает известный русский иконограф Н.Покровский, – по которому каждая иконографическая деталь крещения должна быть копиею с той или другой подробности ритуала, находит некоторую поддержку в позднейшей иконографии Крещения на Западе, где художники иногда изображали в руках ангелов белые крещальные туники, нужные будто бы для облачения Христа”.

В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы. Итальянские памятники XII–XIII веков сохраняют не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали. Джотто в падуанской капелле Скровеньи оживляет византийскую схему: он придает больше изящества неподвижным фигурам, наделяет их естественностью и красотой, вводит изображение Бога-Отца в лучистом сиянии неба. Различные бытовые подробности в композицию Крещения вносят итальянские художники XIV–XV веков: на берегу реки гуляют животные, крещение принимают толпы народа – возможность для художников дать портреты своих современников, как это делает, в частности, Перуджино.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением. Крещение обливанием (или окроплением) допускалось в виде исключения. На Западе до XV века господствующим было крещение погружением. На крещении погружением настаивали западные Соборы: клермонский (1268), кёльнский (1280), экзетерский (1287), утрехтский (1293), вюрцбургский (1298), парижский (1355). Но в XIV веке положение меняется, и крещение обливанием все смелее и наконец как единственное утверждается в западной церкви окончательно (к XVII веку).

Анализ памятников изобразительного искусства подтверждает эту хронологию: преобладающей формой крещения вплоть до XIV века было погружение в купель, в XIV–XV веках все чаще встречается обливание, в XVI веке обычным становится именно обливание.

Среди множества картин западных мастеров на тему “Крещение Христа” особое место ввиду исключительной сложности своей иконо-графии занимает знаменитая лондонская картина Пьеро делла Франческа. В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте. Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Позади этой главной группы раздевающийся мужчина, собирающийся принять крещение (намек на крещение множества народа). Над головой Иисуса парит голубь – Святой Дух. На заднем плане группа людей, по виду восточного типа (кто они? что означают их позы и жесты? их яркая одежда?). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене). Они не поклоняются Христу. Один из них смотрит на зрителя и, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие – крещение Христа, но при этом он устанавливает непосредственный контакт со зрителем и таким образом как бы приглашает его принять участие в этом сакраментальном акте. Поз и жестов, подобных тем, какие мы видим у ангелов на картине Пьеро делла Франческа, никогда не встречалось в контексте Крещения Христа. Сравнение с аналогичными трехфигурными композициями античности (позы, ракурс, жесты) заставляет согласиться с остроумной догадкой М.Лэвина, согласно которой ангелы здесь являются аллю-зией на “брачный пир” и в таком случае вводят в сцену крещения Христа водой другое чудо с водой – превращение ее в вино на брачном пире в сюжете “Брак в Кане”. Соединение на одной картине крещения и намека на брак в Кане с превращением воды в вино имеет литургическое обоснование: оба события отмечаются западной церковью в один и тот же день – 6 января.

Картина Пьеро делла Франческа поразительным образом вводит в Крещение Христа и третий праздник этого дня – поклонение волхвов: четыре фигуры на заднем плане, которые поначалу вызывают удивление, – это именно волхвы, один из которых рукой указывает на звезду, приведшую их к месту рождения Иисуса. Родство всех трех событий как трех Богоявлений подчеркивали средневековые литургисты, такие как Гонорий Отёнский (Августодунский), Руперт и Дуранд. Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения. В одном средневековом антифоне читаем: “Мы храним сей день святым в честь трех чудес: в этот день звезда привела мудрецов к яслям; в этот день вода обратилась в вино на брачном пире; в этот день Христос избрал быть крещенным Иоанном в Иордане для нашего спасения, аллилуйя”.

Типологические аспекты Крещения Христа получили наиболее полное живописное выражение в “Библии бедных”. Соответствующая иллюстрация в ней дает – помимо основного события – изображение, как обычно в этой книге, четырех пророков с их текстами, относящимися к этому новозаветному эпизоду. Итак, здесь изображены Исаия: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения”; Иезекииль: “И окроплю вас чистою водою”; Давид: “В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!”; Захария: “В тот день откроется источник дому Давидову”. Из сцен Ветхого завета, являющихся прообразом Крещения Иисуса Христа, здесь изображены: переход евреев через Чермное (Красное) море и гибель фараоновых воинов, гнавшихся за ними, и огромная гроздь винограда – символ плодородия земли обетованной, которую несут на жерди два соглядатая.

Замечательный образец живописной интерпретации Крещения дает Рогир ван дер Вейден на своем алтаре Иоанна Крестителя (алтарь Мирафлорес). Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа). Сцена Крещения помещена в обрамлении портала готического собора: вдаль между колоннами уходит река Иордан; в центре по колено в воде фигура Христа в набедренной повязке; Иоанн стоит на берегу и из ладони поливает воду на голову Христу; на другом берегу ангел держит одежды Христа. На двух колоннах и двух консолях, как и на двух других панелях этого алтаря, изображены четыре апостола с их атрибутами. В архивольте – шесть сцен в виде скульптурных композиций, три из которых связаны с Иоанном (они предшествуют Крещению), а три другие представляют три искушения Христа. Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (слева направо): Захария молится, осененный Святым Духом (голубь), перед колыбелью Иоанна Крестителя (?); Иоанн Креститель в пустыне; Иоанн Креститель крестит народ; первое искушение Христа (с камнями); второе искушение Христа (“на крыле храма”); третье искушение Христа (на высокой горе).

Популярность сюжета Крещение Христа объясняется еще и тем, что картины на этот сюжет заказывались не только для алтарей баптистериев (крещален) или церквей, поставленных в честь Иоанна Крестителя, но также заказчиками, носившими такое имя

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: