Тест структуры интеллекта р. Амтхауэра




Л. А. Ясюковой модифицирована чешская версия теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (Hrabal V., 1983), предназначенного для оценки уровня и структуры интеллектуальных способностей людей в возрасте от 13 до 60 лет.

Тест состоит из 9 субтестов, ориентированных на исследование вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

Назначение методики. Результаты, полученные с помощью Теста Р. Амтхауэра, позволяют прогнозировать успешность учебной и профессиональной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков; диагностировать сохранность интеллектуальной сферы.

 

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Павловский опросник темперамента (Pavlovian Temperament Survey, PTS), более известный в отечественной литературе как «Опросник Стреляу » или «Методика диагностики темперамента Стреляу » создан польским психологом Яном Стреляу (Jan Strelau) на основе собственной регулятивной теории темперамента (РТТ).

Опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, а так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе. 134 вопроса

Русскоязычная адаптация опросника сделана Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелевым.

Опросник структуры темперамента (ОСТ) разработан В. М. Русаловым и используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и версия для детей и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). 105 вопросов. Шкалы: эргичность (активность), социальная эргичность (потребность в общении), пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, «К» шкала лжи.

Личностный опросник Айзенка – серия из нескольких авторских опросников, направленных на диагностику темпераментных характеристик личности. В основе методики лежит предположение известного учёного-психолога Ганса Айзенка (Hans Eysenck), что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии (ориентация личности либо на мир внешних объектов, либо на субъективный внутренний мир) и нейротизма (эмоциональная устойчивость или неустойчивость). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получить любопытный результат – достаточно чёткое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Наиболее часто используется 57 вопросов.

Варианты методики (это можно не говорить, просто сказать, что есть не только для взрослых, но и для подростков варианты):

Личностный опросник Айзенка MPI -70 вопросов

Личностный опросник Айзенка EPI, вариант A – 57 вопросов

Личностный опросник Айзенка EPI, вариант B– 57 вопросов

Личностный опросник Айзенка EPI, юношеский– 57 вопросов

Экспрес-диагностика личностных особенностей подростка

Личностный опросник Айзенка EPQ (PEN) 101 вопрос добавлена шкала психотизм

Задача 13. С позиций бихевиоризма предметом психологии является поведение. По А. Н. Леонтьеву, предметом психологического анализа является деятельность. Но деятельность, в определенном смысле, можно назвать разновидностью человеческого поведения. Следует ли из этого, что А. Н. Леонтьев – сторонник бихевиоризма? Ответ аргументируйте.

Нет, из этого не следует, что А. Н. Леонтьев – сторонник бихевиоризма. В теоретических подходах деятельностной психологической школы и бихевиоризме существует принципиальное различие.

Бихевиоризм Деятельность
Сознание не является предметом исследования объективной психологии (т.к. не поддается наблюдению, не может быть адекватно изучено). Структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы.
Отрицание наличия внутренних ненаблюдаемых свойств (мотивы, цели, предубеждения и пр.) в поведении и деятельности человека. Стимул-реакция Чтобы научно объяснить возникновение и особенности субъективного чувственного образа, недостаточно изучить, с одной стороны, устройство и работу органов чувств, а с другой – физическую природу воздействий, оказываемых на них предметом. Нужно еще проникнуть в деятельность субъекта, опосредствующую его связи с предметным миром.
  Деятельность – в основе лежит действие, т.е. процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее операции – психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. Вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив.

А.Н.Леонтьев не является сторонником бихевиаризма, потому что категория деятельность, по Леонтьеву, считаеться исходной в системе психологических категорий.Деятельность называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов.Это значит, что деятельность, рассматриваеться как форма отношения (точнее, форма реализации отношения) субъекта к объекту, являеться осмысленной (необходимой, значимой) для субъекта, она совершается в его интересах, но всегда направлена на объект, который перестает быть "нейтральным" для субъекта и становиться предметом его деятельности.А Джон Уотсон, основатель бихевиаризма, писал: "Сточки зрения бихевиаризма подлинным предметоя психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти...И по скольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что бы он мог назвать сознанием, чувствованием, ощущением,воображением, волей, поскольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии".Единицей анализа поведения выступает простейшая схема "стимул->реакция"(S->R).

В совоей книге(Деятельность.Сознание.Личность.) А.Н.Леонтьев писал, что "неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром, его предметную деятельность Такая абстракция от деятельности субъекта оправдана лишь в узких границах лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные психофизиологические механизмы. Достаточно, однако, выйти за эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоятельность. Это и вынуждало прежних исследователей допускать при объяснении психологических фактов вмешательство особых сил, таких, как активация апперцепция, внутренняя интенция и т.п., т.е. все же апеллировать к деятельности субъекта, но только в ее мистифицированной идеализмом форме."Из этого следует что Леонтьев не сторонник бихевиаризма.

 

Задача 14. Постановление 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» привело к почти полному прекращению тестовой практики в СССР. Трагические последствия этого постановления широко известны. С высоты сегодняшнего понимания проблемы попробуйте понять мотивацию авторов постановления. Было ли в нем все же рациональное зерно или это был просто политический шаг? Не нуждается ли современная отечественная практика в некоторых ограничениях (если нет, то почему, если да, то в каких именно).

Педология – направление в науке, изучающее теоретические и практические аспекты в развитии ребенка.

Современная отечественная практика нуждается в некоторых ограничениях, т.к.

1) контроль за тестами, которые активно распространяются, которые имеют много ошибок в ключах, интерпретации результатов не ведется;

2) отсутствие ответственности за распространение;

3) новая ветвь в развитии образования – доступная среда;

4) доступность;

5) несоответствие тестов и возрастных ограничений;

6) проблема авторских прав, апробации, тесты активно модифицируются.

· По большей части причины были, конечно, политические. Неужели в СССР могут быть неуспевающие, неблагополучные дети! Да еще потому, что наследственность и среда детерминирует их развитие!

· Однако имелись серьезные основания для критики ошибок педологии, выразившихся в широкой практике тестирования в школе. В самом деле, в результате недостатков диагностических тестов при их применении на практике ребенок нередко без должных оснований зачисляется в разряд «умственно отсталых». В последующие годы, очевидно, во многом под влиянием опасений воспроизвести «педологические заблуждения» разработка психологической диагностики была надолго прервана.

· Несмотря на то, что критика тех лет была направлена против тестов, «выявлявших коэффициент умственного развития» (тесты интеллекта), недоверие к тестам вообще стало препятствием в разработке так называемых тестов достижений, с помощью которых можно было выявлять реальный уровень обученности школьников, сравнивать эффективность различных форм и методов обучения. Надолго установилось недоверие к «личностным тестам», различным опросникам и «проективным методикам», которые строились на иных принципах, чем тесты интеллекта. Только в последние годы началась работа по созданию психологической диагностики, валидизации и стандартизации тестов, адаптации зарубежных медик к нашим условиям.

· В современной России психологи обозначают ситуацию в отечественной психодиагностике, как кризисную. Среди основных причин выделены:

· а) малое количество в России профессиональных психодиагностов, занимающихся разработкой, адаптацией и стандартизацией тестов;

· б) ничтожное количество отечественных профессиональных психодиагностических методик при неоправданном доверии к давно устаревшим зарубежным методикам;

· в) низкая психодиагностическая и особенно психометрическая культура психологов-пользователей тестов;

· г) устаревшее содержание программ обучения психодиагностике;

· д) порочная практика издания в открытой печати и распространение методик любому покупателю.

· Для преодоления кризиса предложены некоторые организационные мероприятия и содержательные действия, требующие активной деятельности всего психологического сообщества.

· Психодиагностика, по мнению многих авторитетных отечественных психологов, переживает серьезный кризис. Многие из проблем психодиагностики носят системный характер, которые надо решать психологии в целом, чтобы не утратить своего звания науки, поскольку, как известно, наука выделяется как самостоятельная при наличии двух признаков: собственного предмета исследования и специфических методов исследования. Психодиагностика - это в значительной степени и есть методология психологии.

 

Задача 15. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применения, б) по процедуре проведения, в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора, тесты достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тест интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «бумага-карадаш», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.

Тесты профессионального отбора, - а

тесты достижения, - а

социометрические методики, - в

групповые тесты, - б

тесты профпригодности, - а

вербальные тесты, - в

графические тесты, - в

тесты межличностных отношений, - в

тест интересов, - в

тесты установок, - в

тесты способностей, - в

личностные тесты, - в

тесты эмоциональной регуляции, - в

аппаратурные методики, - б

проективные тесты, - б

диагностика готовности к школе, - а

клинические тесты, - а

индивидуальные тесты, - б

тесты психологической совместимости, - в

опросники, - а, б

тесты «бумага-карадаш», - б

интеллектуальные тесты, - в

экспертные оценки, - а, б

диагностика темперамента. - а

 

Задача 16. Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека или же свою противоположность. На чем основывается это мнение? Согласны ли Вы с ним? Возьмите для примера любой вид совместной деятельности и определите для него наилучших партнеров из перечисленных ниже пар (свой выбор аргументируйте):

а) сангвиник – меланхолик;

б) сангвиник – холерик;

в) сангвиник – флегматик;

г) сангвиник – сангвиник;

д) меланхолик – холерик;

е) меланхолик – флегматик;

ж) меланхолик – меланхолик;

з) холерик – флегматик;

и) холерик – холерик;

к) флегматик – флегматик.

Современный человек большую часть времени проводит на работе, и, так или иначе, сталкивается с проблемой несовместимости своего темперамента с другими в коллективе, так как темперамент оказывает значительное влияние на характер и поведение человека, а также на его отношения с окружающими. Он является одной из причин поведенческих различий у людей одного типа личности. Совместимость темпераментов занимает значительное место в планировании на предприятии, так как сплоченность коллектива - это одна из составляющих успешного функционирования организации.

Проблемой совместимости темпераментов ранее занимались ученые и специалисты: Г. Ю. Айзенк, И. П. Павлов, Б. М. Теплов и другие.

Если рассматривать совместную деятельность врача и медсестры, то флегматик-флегматик будет хорошим сочетанием темпераментов, т.к. монотонная работа им подходит, сложно будет вывести из себя в ответственном деле.

С точки зрения темпераментов, более активный темперамент имеют холерики и сангвиники, а меланхолики и флегматики отличаются некоторой пассивностью. Но не стоит направлять усилия на переделку темперамента, следует научиться разумно использовать его отрицательные грани.

Типа игровой вид деятельности – сангвиники инициируют, флегматики – подчиняются, реализуют.

Типы темперамента совместимы следующим образом:

Сангвиник лучше всего совместим с сангвиником, они оба как «бабочки», не относят слишком серьезно к проблемам, могут вместе подолгу смеяться и веселиться. Чуть хуже уживается сангвиник с холериком и флегматиком, так как он свободолюбив, а эти типы темперамента достаточно авторитарны и требуют послушания. Практически несовместим сангвиник с меланхоликом. Чуткого и ранимого меланхолика будет ранить переменчивый сангвиник, а сангвиника раздражать чрезмерная осторожность меланхолика.

1. Флегматик хорошо уживается с флегматиком. Из такого союза получится сплоченная семья, с общими целями и взглядами. Меланхолик и флегматик – прекрасная пара. Сильный флегматик будет опорой для чувствительного меланхолика. Замечательно, если флегматик в такой паре мужчина. Тяжелее всего приходится флегматику с холериком. Холерика приводит в бешенство неторопливость флегматика, а флегматика ужасает несдержанность холерика.

2. Меланхолик лучше всего уживается с флегматиком. В такой паре сразу обозначаются роли ведущего (флегматик) и ведомого (меланхолик), и им так комфортно и спокойно. Они хорошо понимают друг друга без слов. Тяжело живется меланхолику с холериком и сангвиником, которые могут обижать и унижать его.

3. Холерики и сангвиники хорошо уживаются вместе, они оба энергичны. Холерик будет учиться не так глубоко и эмоционально все переживать у сангвиника, а тот – ставить цели и быть настойчивее. С флегматиком и меланхоликом холерику будет скучно.

Задача 17. Установите правильную последовательность построения психологического исследования:

А) гипотеза

Б) формирующий эксперимент

В) цели

Г) предмет и объект

Д) контрольный эксперимент

Е) констатирующий эксперимент

Ж) вывод

З) задачи.

В Г А З Е Б Д Ж

Цели = предмет и объект -= гипотеза = задачи. = констатирующий эксперимент = контрольный эксперимент = вывод

Сначала мы определяем актуальность темы, изучаем противоречия (степень изучения проблемы), формулируем проблему исследования.

После этого по порядку: цель = предмет-объект=гипотезы=задачи=констатирующий эксперимент=формирующий эксперимент=контрольный эксперимент-вывод.

Надо сказать, что констатирующий и контрольный эксперимент могут входить в структуру формирующего.

Задача 18. Назовите части структуры научной статьи. Обозначьте части структуры научной статьи, вызывающие наибольшие затруднения, при подготовке научной статьи.

Научная статья имеет четкую структуру и состоит из следующих частей.

1. Название (заголовок) – 10-12 слов, краткость, ясность, научность, привлекать внимание, отражение темы.

2. Аннотация. - включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты.

3. Ключевые слова. – 4-8 слов, отражать дисциплину, тему, цель, объект исследования.

4. Введение. – цель, объект, предмет, актуальность, новизна, гипотеза

5. Обзор литературы. – обобщение основных точек зрения

6. Основная часть (методология, результаты). – обосновывается выбор методов, описываются результаты

7. Выводы и дальнейшие перспективы исследования. – краткая формулировка результатов исследования

8. Список литературы.

 

Часть Инф и сложность
  Название (заголовок). Обозначение структурной части основного текста произведения (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.) или издания. Сложно дать четкое и краткое название, подгонять статью под название или наоборот.
  Аннотация. не зависимый от статьи источник информации. Сложность четко, достаточно кратко дать характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. Она не должна повторять текст статьи.
  Ключевые слова выражают основное смысловое содержание статьи, служат ориентиром для читателя и используются для поиска статей в электронных базах. Размещаются после аннотации в количестве 4—8 слов. Сложность выделения слов, четкость перевода. Должны отражать дисциплину (область науки, в рамках которой написана статья), тему, цель, объект исследования.
  Введение Введение призвано дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью предпринято исследование. При написании введения автор должен заявить общую тему исследования. Далее необходимо раскрыть теоретическую и практическую значимость работы и описать наиболее авторитетные и доступные для читателя публикации по рассматриваемой теме. Сложность: четкая формулировка целей, актуальности, новизны.
  Обзор литературы Обзор литературы представляет собой теоретическое ядро исследования. Его цель — изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Предпочтительным является не просто перечисление предшествующих исследований, но их критический обзор, обобщение основных точек зрения.
  Основная часть (методология, результаты). описывается последовательность выполнения исследования и обосновывается выбор используемых методов. Он должен дать возможность читателю оценить правильность этого выбора, надежность и аргументированность полученных результатов. Смысл информации, излагаемой в этом разделе, заключается в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах.
  Выводы и дальнейшие перспективы исследования Заключение содержит краткую формулировку результатов исследования. В нем в сжатом виде повторяются главные мысли основной части работы. Сложность сопоставить полученные результаты с обозначенной в начале работы целью. В заключении суммируются результаты осмысления темы, делаются выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из работы, подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области.
  Список литературы Правильность оформления

 

Задача 19. Приведённые ниже структурные элементы педагогических способностей (общих для всех преподавателей) проранжируйте по степени их значимости для деятельности тренера, поставив на первое место наиболее важный признак. 1.Педагогическое воображение - способность учителя и тренера предугадывать возможности освоения учениками текущего учебного материала и предусматривать меры по улучшению обучения. 2.Педагогическая наблюдательность - способность учителя и тренера угадывать тенденции развития своего питомца, то есть его знаний, справных качеств и свойств личности. 3.Требовательность в отношении к себе и другим. 4.Педагогический такт - подход, проявляемый во взаимоотношениях между учителями-тренерами и учениками. 5.Распределение внимания - внимание, проявление в процессе воспитания к каждому питомцу. 6.Организаторские способности - составная часть педагогических способностей, которая необходима в процессе обучения и в проведении спортивных мероприятий, в особенности во время соревнований, являющихся составной частью учебного процесса. (по Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта).

В зависимости от специфики работы тренера (его деятельность связана с тренировкой и организацией соревнований или только тренировочный процесс), элементы педагогических способностей по важности признака можно проранжировать следующим образом: 4 1 2 5 3 6

Задача 20. Ключевой фигурой инклюзивного образования является личность педагога. Какими качествами и компетенциями должен обладать педагог, работающий в системе инклюзивного образования?

В условиях реализации идеи инклюзивного образования особой проблемой становится проблема качества образования. Имеющийся опыт инклюзивного образования в отдельных регионах России позволяет утверждать, что инклюзия в образовании приводят не только к нормализации жизни детей с ограниченными возможностями, но и к большей успешности их обычных сверстников за счет повышения педагогического мастерства педагогов. Показателем педагогического мастерства становится умение построить систему образования под потребности и возможности конкретного ребенка.

Ведущим аспектом подготовки педагогов к работе в системе непрерывного инклюзивного образования становится формирование у них навыков дифференциации учебных планов, рабочих программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения.

К составляющим профессиональной компетентности педагогов для работы в инклюзивном образовании относятся:

– классический (минимальный или углубленный) блок знаний об отклоняющемся развитии и основах коррекционной работы, педагог должен быть сориентирован по основным аспектам нозологии дефекта и ознакомлен с возможностями коррекционной педагогики;

– владение гибкими формами преподавания, методами интерактивного обучения;

– умение мотивировать самостоятельность познавательной деятельности;

– умение работать в команде, взаимодействовать со специалистами для выстраивания психолого-педагогического сопровождения обучения детей с особенностями развития;

– владение современными технологиями воспитательной работы в целях создания особой атмосферы и культуры детского сообщества.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями предполагает умение педагога организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушения здоровья с их здоровыми сверстниками. В этой связи актуальными становятся знание педагогом возрастных, сенсорных, интеллектуальных особенностей, его умения собирать первичную информацию об истории каждого ребенка. Одним из требований к профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования является требование контролировать эмоциональную стабильность ребенка. Среди актуальных компетенций – компетенции в области конфликтологии, искусство предупреждения и разрешения любого конфликта – гарант успешности решения педагогических задач.

Рассматривая личностные характеристики педагога инклюзивного образования, необходимо сделать акцент на ментальности как совокупности определенных социально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Характеристиками ментальности педагога инклюзивного образования выступают установки: на ценность ребенка независимо от его способностей и достижений, право каждого на общение, поддержку и дружбу с ровесниками.

К личностным характеристикам педагога, позволяющим успешно решать педагогические задачи в условиях инклюзивного образования, относятся хорошая саморегуляция и самодисциплина, настойчивость, способность разрешать трудные ситуации. Педагогу как представителю профессии, связанной с работой с людьми должны быть присущи такие качества, как гуманистичность, этичность, ответственность, тактичность, оптимистичностъ, эмоциональная теплота, жизнерадостность, дружественность. Сформированность данных качеств может стать основой для решения педагогических задач, когда образовательная среда учебного заведения станет доступной и безбарьерной для ребенка с особыми потребностями.

 

Задача 21. Назовите тенденции развития инклюзивного образования. Подтвердите свое мнение нормативными правовыми документами. Опишите возможные трудности в реализации поставленных задач.

Ученые и специалисты, занимающиеся изучением проблем обучения детей с особен-ностями развития, историю современного периода их развития условно делят на следующие этапы:

– начало XX века – середина 60-х годов – «медицинская модель» → сегрегация;

– середина 1960-х – середина 1980-х годов – «модель нормализации» → интеграция;

– середина 1980-х годов – настоящее время – «модель включения» → включение (инклюзия).

В Законе от образовании РФ 2012 г.- появляются термины, связанные с инклюзивным образованием.

Ранее было 8 видов общеоб-х учреждений для детей с ОВЗ, в зависимости от нозологии.

На сегодняшний день это школы интернаты: Школа-интернат психолого-педагогической поддержки для детей с ОВЗ.

Приказ Минобрнауки РФ №1598 (2014 г) «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Приказ Минобрнауки РФ №1599 «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью».

Конвенция о правах инвалидов (2006 г), в РФ с 2012 года.

Государственная программа «Доступная среда» до 2020 г.

Указ президента о национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 гг.

Конституция РФ.

Возможные трудности: отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, а также несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений; неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья; несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Принято считать, что на путь интеграции наша страна вступила в 1971 году, когда Организацией Объединенных Наций была принята «Декларация прав умственно отсталых людей» [2]. Так же фундаментальными законодательными актами в Российской Федерации, образующими основу инклюзивного образования, являются:

1. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

2. Закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 «Об образовании».

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ.

Законодательные акты, ранее нами упомянутые, узаконили права детей с ОВЗ на образование, также принятые документы позволили расширить сеть образовательных учреждений, практикующих интегрированное обучение [2].

Переход от интеграции к инклюзии начался в 2001 году и сопровождался принятием ряда важных нормативно-правовых документов. В первую очередь это Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 года №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», которое позволяет принимать детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ различных видов [3].

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с согласия родителей и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут поступить в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения [2]. Так же в 2008 году департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направлял Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования в рамках темы «Актуальные задачи современной модели образования» [1]. В приложении которого представлен комплексный план формирования и реализации современной модели образования и реализации современной модели образования на 2009–2012 годы и на плановый период до 2020 года, где были поставлены задачи, непосредственно касающиеся формирования системы образовательных услуг, обеспечивающих ранее развитие детей независимо от состояния их здоровья [2].

По этому плану к 2010 году были созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.

К 2014 году планировалось обеспечить высокую готовность детей к школьному обучению и их раннюю успешную социализацию, понижение случаев асоциального поведения и в дальнейшем успешную интеграцию. Также в рамках «Модели – 2020» по направлению «Создание условий для обучения лиц с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях» были обозначены следующие ожидаемые результаты:

1. К 2016 году в 70% неспециализированных образовательных учреждений должны быть созданы условия для обучения лиц с ОВЗ.

2. К 2020 году доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных образовательных учреждениях, должна достичь 70%.

Таким образом, мы видим, что инклюзивное образование в России прошло долгий путь от момента обоснования его значимости Л.С. Выготским до создания нормативно правовой базы и непосредственной реализации инклюзивного образования. Несмотря на то что многое уже сделано для полноценной реализации инклюзивного образования, сделать предстоит еще больше.

Конечно, современная Россия делает только первые шаги по организации полноценного инклюзивного образования. Определенного «рывка» в этом отношении следует ожидать в самое ближайшее время. Сегодня постепенно начинает входить в школьный возраст поколение детей, родившихся во второй половине нулевых, когда в стране начался бум рождаемости, и уже сегодня государство ставит достаточно амбициозные задачи по строительству новых школ и реконструкции действующих, готовых принять на обучение резко увеличившееся количество школьников. Можно с уверенностью предположить, что новые школы будут готовы принимать на обучение детей с самыми разными образовательными потребностями. Для них будет создана безбарьерная среда, кабинеты логопедии, зоны отдыха и лечебной физкультуры. Но к этому моменту должно быть готово и педагогическое сообщество, поэтому задача подготовки педагогов, готовых работать в инклюзивной среде, является сегодня одной из первоочередных.

Так, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ввел понятие инклюзивное образование (ст. 2) и подтвердил права на его получение (ст. 5). В соответствии со ст. 2 закона инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Определенные механизмы реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование), такие как возможность получения инклюзивного образования по месту жительства, гарантии его качества закреплены и Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»

Институт тьюторства с недавнего времени появился и в России. Так, должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11 731 и № 11 725 соответственно). Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).

В инклюзивном образовании тьютор выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы, помогая ребенку, контролируя его состояние, поддерживая его как в образовательном процессе, так и коммуникативном плане. Таким образом, в инклюзивном образовании тьютор выступает в качестве специалиста, который организует условия для успешной адаптации ребенка с ОВЗ, его эффективной включенности в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Быстрое развитие тьюторства в России подтверждает и формирование определенной институциональной среды. В 2013 г. была образована Тьюторская ассоциация, помогающая наладить диалог между представителями этой пока еще относительно редкой профессии, организуя семинары, обучение, публикуя материалы, помогающие специалистам лучше наладить свою работу. Важным событием стало и открытие в Московском педагогическом университете в 2014 г. первой в России кафедры индивидуализации и тьюторской деятельности. Но предпринимаемые усилия пока еще недостаточны.

 

Задача 22. Определите содержательные характеристики понятий «интеграция» и «инклюзия». Осуществите сравнительный анализ, выделив сходные параметры и значимые различия. Обоснуйте свое мнение.

Интеграция – выборочное помещение учеников с ОВЗ в обычные общеобразовательные школы или создание спец. классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своими сверстниками с нормативным темпом развития.

Инклюзия – глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.

Интеграция


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: