План:
1. Методология педагогической науки: понятие, функции, уровни, принципы
2. Отдельные методологические подходы
1.
Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; общие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания и преобразования окружающего мира. Не путать с методикой как последовательностью действий по достижению требуемого результата
Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы (В.В. Краевский)
Функции методологии
Дескриптивная, то есть описательная, предполагающая также и формирование теоретического описания объекта
- формирование определения методологии;
- общая характеристика методологии науки, ее уровней и техники исследования;
- определение методологии как системы знаний и системы деятельности;
- уточнение источников методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики
Прескриптивная, или нормативная, создающая ориентиры для работы исследователя
- выделение научного познания в педагогике среди стихийно-эмпирического познания и художественно-образного отображения;
- определение принадлежности работы в области педагогики к науке;
- разработка типологии педагогических исследований;
- характеристики эталонного исследования, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики;
- разработка логики педагогического исследования;
- описание системы педагогических научных дисциплин, связи между ними.
Назначение методологии в формировании методологической культуры как теоретиков, так и практиков
В содержание методологической культуры входят:
- умение анализировать собственную научную деятельность (методологическая рефлексия),
- способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования
Уровни методологии
Философский уровень – содержательное основание всякого методологического знания, определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности
- прагматизм (неопрагматизм)
- структурализм
- психоанализ как философское направление
- экзистенциализм
- философская антропология
- неотомизм и др.
Общенаучный уровень включает методологические подходы, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин, в том числе и психолого-педагогическим
- системный подход
- структурный подход
- комплексный подход
- целостный подход
- герменевтический подход
- парадигмальный и др.
Конкретно научный уровень методологии предполагает методологические подходы, используемые в той или иной специальной научной дисциплине.
- антропологический подход
- личностный подход
- личностно ориентированный подход
- деятельностный подход
- акмеологический подход
- цивилизационный подход
- аксиологический подход
- культурологический подход и др.
Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
- эмпирические методы
- теоретические методы
- статистические методы
Принципы
Принцип антропоцентризма. Человек есть результат направленного мирового процесса самоорганизации. Но есть предел способов и степени преобразования человеком окружающего мира
Принцип историзма. Определяется тремя условиями, которым отвечает любая история: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей.
Принцип универсального «глобального» эволюционизма. Характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности, объясняя появление новых структур; рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материи; создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии мира и человека.
Принцип дополнительности. Следует применять взаимоисключающие и взаимоограничивающие друг друга понятия и характеристики. Только взятые вместе (достоинства и недостатки).
2.