Лекция 3. Методология педагогической науки и деятельности




План:

1. Методология педагогической науки: понятие, функции, уровни, принципы

2. Отдельные методологические подходы

1.

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; общие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания и преобразования окружающего мира. Не путать с методикой как последовательностью действий по достижению требуемого результата

Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы (В.В. Краевский)

Функции методологии

Дескриптивная, то есть описательная, предполагающая также и формирование теоретического описания объекта

- формирование определения методологии;

- общая характеристика методологии науки, ее уровней и техники исследования;

- определение методологии как системы знаний и системы деятельности;

- уточнение источников методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики

Прескриптивная, или нормативная, создающая ориентиры для работы исследователя

- выделение научного познания в педагогике среди стихийно-эмпирического познания и художественно-образного отображения;

- определение принадлежности работы в области педагогики к науке;

- разработка типологии педагогических исследований;

- характеристики эталонного исследования, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики;

- разработка логики педагогического исследования;

- описание системы педагогических научных дисциплин, связи между ними.

Назначение методологии в формировании методологической культуры как теоретиков, так и практиков

В содержание методологической культуры входят:

- умение анализировать собственную научную деятельность (методологическая рефлексия),

- способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования

Уровни методологии

Философский уровень – содержательное основание всякого методологического знания, определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности

- прагматизм (неопрагматизм)

- структурализм

- психоанализ как философское направление

- экзистенциализм

- философская антропология

- неотомизм и др.

Общенаучный уровень включает методологические подходы, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин, в том числе и психолого-педагогическим

- системный подход

- структурный подход

- комплексный подход

- целостный подход

- герменевтический подход

- парадигмальный и др.

Конкретно научный уровень методологии предполагает методологические подходы, используемые в той или иной специальной научной дисциплине.

- антропологический подход

- личностный подход

- личностно ориентированный подход

- деятельностный подход

- акмеологический подход

- цивилизационный подход

- аксиологический подход

- культурологический подход и др.

Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

- эмпирические методы

- теоретические методы

- статистические методы

Принципы

Принцип антропоцентризма. Человек есть результат направленного мирового процесса самоорганизации. Но есть предел способов и степени преобразования человеком окружающего мира

Принцип историзма. Определяется тремя условиями, которым отвечает любая история: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей.

Принцип универсального «глобального» эволюционизма. Характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности, объясняя появление новых структур; рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материи; создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии мира и человека.

Принцип дополнительности. Следует применять взаимоисключающие и взаимоограничивающие друг друга понятия и характеристики. Только взятые вместе (достоинства и недостатки).

2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: