Программа учебного курса




Пояснительная записка

Рабочая программа по предпрофильной подготовки Мой выбор 8 класс - составлена для общеобразовательного учреждения на основе следующих нормативных документов:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012 г. №1060, 29 декабря 2014 г. №1643, 18 мая 2015 г. №507, 31 декабря 2015 г. № 1576 (п.19.5);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1644, 31 декабря 2015 г. № 1577 (п.18.2.2)

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным Приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;

- примерной авторской программой по предмету предпрофильной подготовки Мой выбор;

- уставом МБОУ Михновская СШ (далее образовательная организация ОО);

- основной образовательной программой начального общего образования;

- основной образовательной программой основного общего образования;

- учебным планом МБОУ Михновская СШ на 2017/2018 учебный год.

Реализация учебного процесса планируется с использованием УМК по учебно-методическому пособию для предпрофильной подготовки

1. Программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Резапкина Г.В. Москва Генезис,2017.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).

 

Программа учебного курса

Цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Задачи курса:

-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

-знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

В процессе изучения программы учащиеся должны:

· иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной системы, о познавательных процессах и способах их развития, о способностях человека, его мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и современном рынке труда;

· знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане индивидуального развития и профессионального выбора;

· уметь использовать знания, полученные в ходе изучения курса для своего личностного развития учащихся и будущего профессионального потенциала.

Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические процедуры для исследования личностных особенностей, методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах, методы социально-психологического тренинга, психологические игры, методы психологической саморегуляции.

Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса – зачетная система, т.к. специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Критерии оценивания в рамках зачетной системы:

- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;

- полнота ответов;

- умение аргументировать свою точку зрения во время ответов и дискуссии;

- овладение навыками рефлексии, самоанализа;

- активная позиция во время занятий.

Итоговая работа учеников по данному курсу - письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.

Программа рассчитана на 34 урока в год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю.

Содержание учебного предмета.

1 блок: Что я знаю о своих возможностях (9 часов):

Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание. Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические особенности людей. Психологический кроссворд.

2 блок: Что я знаю о профессиях (8 часов):

Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (8 часов):

Способности общие и специальные. Способности человека к разным видам деятельности. Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.

4 блок: Планирование профессиональной карьеры (9часов):

Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата. Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании профессиональной карьеры.

Защита проекта «Моя будущая профессия».


Тематическое планирование.

Тема занятия Дата
  Первая четверть. Что я знаю о своих возможностях.  
1. Самооценка и уровень притязаний.  
2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.  
3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.  
4. Стресс и тревожность.  
5. Определение типа мышления.  
6. Внимание и память.  
7. Уровень внутренней свободы.  
8. Обобщающий.  
Вторая четверть. Что я знаю о мире профессий.  
9. Классификации профессий. Признаки профессии.  
10. Определение типа будущей профессии.  
11. Профессия,специальность,должность. Формула профессии.  
12. Интересы и склонности в выборе профессии.  
13. Определение профессионального типа личности.  
14. Профессионально важные качества.  
15. Профессия и здоровье.  
16. Обобщающий.  
Третья четверть. Способности и профессиональная пригодность.  
17. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.  
18. Способности к интеллектуальным видам деятельности.  
19. Способности к профессиям социального типа.  
20. Способности к офисным видам деятельности.  
21. Способности к предпринимательской деятельности.  
22. Артистические способности.  
23. Уровни профессиональной пригодности.  
24. Обобщающий.  
Четвертая четверть. Планирование профессии.
25. Мотивы и потребности  
26. Ошибки в выборе профессии.  
27. Современный рынок труда.  
28. Пути получения профессии.  
29. Навыки самопрезентации.  
30. Стратегия выбора профессии.  
31. Обобщающий.  
32. Защита проекта «Моя будущая профессия».  

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

  № п/п   Наименование раздела программы Тема уроков      
Кол-во часов   Дата  
  Что я знаю о своих возможностях  
  Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний.      
  Темперамент и профессия. Определение темперамента      
  Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.      
  Стресс и тревожность.      
  Определение типа мышления      
  Внимание и память      
  Уровень внутренней свободы      
  Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»      
  Что я знаю о профессиях Классификация профессий. Признаки профессий.      
  Определение типа будущей профессии        
    Профессия, специальность, должность. Формула профессии.      
  Интересы и склонности в выборе профессии.        
  Определение профессионального типа личности.        
  Профессионально важные качества      
  Профессия и здоровье      
  Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях»      
    Способности и профессиональная пригодность Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.      
  Способности к интеллектуальным видам деятельности      
  Способности к профессиям социального типа      
  Способности к офисным видам деятельности      
  Способности к предпринимательской деятельности      
  Артистические способности      
  Уровни профессиональной пригодности      
    Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»      
    Планирование профессиональной карьеры Мотивы и потребности      
  Ошибки в выборе профессии      
  Современный рынок труда      
  Пути получения профессии      
  Навыки самопрезентации      
  Стратегия выбора профессии      
  Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»      
Защита проекта «Моя будущая профессия»      
  Защита проекта «Моя будущая профессия»      

 

Методическое обеспечение:

 

1. Волкова Т.Р.,Мишин А.В. Секреты поиска работы. М., 2003.

2. Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии. М.,2001.

3. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 2000.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 2000.

5. Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995.

6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.;Воронеж,1997.

7. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва 2005 год.

8. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся

9. Степанов С.С. На всякое хотенье есть… теория // Школьный психолог. 2004. № 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: