Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения




Лекция 2. ОБЩЕСТВЕННОСТЬ КАК НОСИТЕЛЬ

ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Вопросы:

1. Общественность как социальное явление

2.Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения

3.Историческая эволюция общественности

4.История общественности России

 

1. Общественность как социальное явление

2.

Общественное мнение имеет долгую историю исследования, однако строгое определение содержания данного понятия до сих пор не произведено. Для осуществления этой работы необходимо рассмотреть понятие «общественное мнение» в контексте с другими связанными с ним понятиями.

Общественное мнение и общественность. Одно из признанных определений общественного мнения, помещенное в популярном энциклопедическом словаре: «состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной и директивной функциях - занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам». Михай лов считает: при всей правильности акцентирования здесь внимания на социальных функциях общественного мнения в данном определении есть один существенный изъян: общественное мнение выступает как самостоятельный субъект социального действия, т.е. не живой индивид или реальная социальная группа, а некое фантомное общественное мнение «занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам».

Надо отметить, что подобный - сугубо инструментальный — подход к общественному мнению весьма распространен. С одной стороны, уравнивая «общественность» и «общественное мнение» в своих значениях, данный подход позволяет вообще обходиться без понятия «общественность».

С другой.стороны, подобное видение общественного мнения не позволяет выйти на комплексный подход к анализу общественного мнения, который бы использовал философский, социологический, психологический и иной методологический инструментарий, а в итоге позволил бы увидеть общественное мнение с разных сторон в их диалектическом единстве.

 

Один из эффективных способов преодоления недостатков любого одностороннего подхода состоит в воспроизведении полной истории общественности как реального носителя общественного мнения. Это может быть изучение истории форм и способов выражения общественного мнения. Этому могло бы поспособствовать сравнительное изучение истории возникновения общественного мнения в различных странах. Так, с точки зрения Ю. Хабермаса, «об «общественном мнении» в строгом смысле речь может идти только в отношении Англии с конца 17-го в. и в отношении Франции 18-го в.». «Привязка» общественного мнения к общественности наполняет его конкретно-историческим содержанием.

.

Общественность и общество. Изначально общественность выступает как часть общества. Даже в первобытном общежитии, где различие между публичной и частной сферами жизни еще совсем не так заметно, как в государственном образовании, — общественность (в лице всей совокупности взрослых людей или отдельно взятого совета старейшин) вполне различима и уже наделена специфическими социальными функциями.

Обычно об общественности говорят в социально-политическом значении, имея в виду ту часть населения, которая говорит об общественно значимых проблемах, занимает критическую позицию и к которой прислушивается остальная часть населения. При обсуждении проблематики гражданского общества акцент смещается: об общественности начинают говорить в социально-массовом смысле, т.е. как о промежуточной сфере между отдельной семьей и государственным организмом.

 

Общественность и общность. Общественность, как часть общества, всегда выступает в виде определенной социальной общности. Причем в любом из перечисленных выше случаев в роли общественности выступает та часть общества, которая способна будировать общественно значимые проблемы в определенной сфере общественной жизни, и тем самым влиять на тенденции развития и характер функционирования общества.

Согласно Гегелю, общественное мнение «содержит в себе вечные субстанциональные принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и всеобщего состояния вообще в форме здравого смысла людей как той нравственной основы, которая проходит через все, что принимает форму предрассудка, а также истинных потребностей и правильных тенденций действительности. Вместе с тем, когда эти внутренние моменты вступают в сознание и становятся в общих положениях представлением, отчасти для себя, отчасти для конкретного рассуждения о событиях, постановлениях и обстоятельствах государства и об ощущаемых потребностях, выступает вся случайность мнения, его невежество и извращенность, ложность знания и суждения».3 Здесь общественное мнение, как институт гражданского общества, противопоставляегся государству, в котором единственно может совершаться органическое осуществление всеобщего. Таким образом, общественное мнение располагается мыслителем между всеобщим и индивидуальным, в зоне особенного, т.е. в лоне той или иной социальной общности (группы, аудитории и т.п.).

 

На каждом этапе исторического развития общества тип общности всегда специфичен, а общественность предстает как производное определенной иерархии социальных общностей и особенно - господствующего вида социальной общности на данный период времени. Например, в свое время Ф. Теннис строго различил Gemeinschaft (община) и Gesellschaft (общество), противопоставив их друг другу как два исторических типа социального устройства. Однако если мы попытаемся проследить всю эволюционную линию в развитии общественности, то нам придется ввести гораздо большее количество понятий, с помощью которых только и возможно описать все богатство исторических взаимосвязей (и идентификаций) общественности с большими и малыми социальными группами, а также с социальными типами личности.

 

Таким образом, история общественности предстает как постоянное изменение количества социальных общностей, изменение иерархии в конкретно-исторической совокупности социальных общностей, изменение характера доминирующих социальных групп в данном сообществе и т.д. Так, в первобытном обществе существует всего одна системообразующая социальная общность: род выступает как универсальная социальная единица - как хозяйственная единица, как семейная ячейка, как потестарный организм. В рабовладельческом и феодальном обществах существует уже множество больших и малых социальных групп, которые, однако, имеют практически не преодолимые границы. В буржуазном обществе общественность начинает конституироваться совершенно новыми видами социальных общностей (например, «мировое сообщество» становится реальным субъектом исторического действия).

 

Общественность и общение. Сопоставление данной пары понятий позволяет высветить еще одну важную черту общественности как социального явления: в обществе в качестве общественности могут выступать не иначе как субъекты общения. Специалисты рекламного дела или ПР-деятельности прекрасно знают, что их общественность - это те слои населения, которые прямо или косвенно связаны с деятельностью данной организации (мэрия, фонд, банк, фабрика и т.д.) и которые могут реально оказывать влияние на жизнедеятельность этой организации (избиратели, инвесторы, покупатели и т.п.), поэтому именно с ними приходится постоянно поддерживать связи, т.е. находиться в живом общении.

Здесь уместно отметить, что среди прочих закономерностей в истории действует закон смены (замены) главенствующего типа общения. Например, в первобытном обществе, где совсем нет больших социальных групп, наличествует лишь межличностное общение. В рабовладельческих сообществах межличностные отношения остаются господствующими, но постепенно «разбавляются» массовыми коммуникациями. В буржуазном обществе ведущей становится массовая коммуникация. Так, механическая солидарность, лежащая в основе Gemeinschaft, постепенно исчезает из общественной жизни. Публичные, договорные, рациональные связи, характерные для Gesellschaft, распространяются во всех сферах современного социума. Отныне общественность формально имеет своим субъектом все сообщество (в большинстве стран действует конституционная норма «народ - источник власти»).

 

В современном (особенно в будущем, информационном) обществе появляется новое соединение межличностно-коммуникационного взаимодействия. Развитие новых форм связи и видов обшения (например, развертывание всемирной сети Интернет и иных новых информационных технологий) позволило многим аналитикам говорить о возвращении к «общинным» временам (например, по мнению М. Маклюэна, земной шар превращается в «глобальную деревню»), в которой общественность предстает в качественно новом облике, а общение приобретает новые и даже парадоксальные черты. Так, межличностное общение в интернет-пространстве становится безличным, а массовая коммуникация, обрастая сетью разнообразных «обратных связей», имеет тенденцию к демассификации и, вероятно, будет постепенно уступать свою главенствующую роль специализированным формам коммуникационного взаимодействия.

 

В современном обществе средства массовой информации замыкают на себя основные информационные потоки, поэтому являются главным каналом влияния на общественное мнение. Кстати, средства массовой информации (СМИ) превращаются в средства массовой коммуникации (СМК) именно тогда, когда своей информацией производят определенное воздействие на сознание людей, т.е. формируют определенное общественное мнение, которое требует своей реализации в виде обратной связи (коллективное обсуждение, обращения граждан, звонки в редакцию и т.п.).

 

Итак, общественность - это общение общностей, общение индивидов внутри общностей. Общение в любом обществе рассматривается как главный тип социальных связей (немец - это немой, т.е. тот, кто не может общаться с нами). Отлучение от общения (excommunication - исключение из связей) равносильно исключению из общества (детский бойкот; первобытнообщинное изгнание из общины; отлучение от управления; высылка из страны диссидентов и т. п.).

Именно через общение совокупность индивидуальных мнений трансформируется в общественное мнение. Чтобы выявить общественное мнение, т.е. узнать мнение большинства, необходимо тем или иным образом обнаружить и соединить многочисленные разрозненные индивидуальные мнения. Таким образом, общественное мнение - это всегда обсуждение (социальных проблем, публичных политиков и т.п.), т.е. общее суждение, принятое в ходе коллективного обсуждения. Чтобы сложилось (и тем более выразилось) общественное мнение, должна произойти публичная дискуссия.


 

Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения

 

В трактовке содержания понятия «субъект общественного мнения») среди социологов нет единства. Вот основные интерпретации данного понятия.

1. Субъект общественного мнения - индивид, живой человек. Действительно, реально носителями общественного мнения являются именно живые люди. Однако речь идет об общественном мнении, а не индивидуальном мнении конкретной личности.

2. Субъект общественного мнения - социальная группа. Общественное мнение - это коллективное оценочное суждение, поэтому отдельные большие и малые социальные группы признаются реальными субъектами общественного мнения. Однако всегда остается вопрос о главенстве тех или иных социальных групп в формировании и функционировании общественного мнения.

3. Субъект общественного мнения - социальная общность. Национальные, территориальные, государственные, конфессиональные и иные социальные общности в трудах многих социологов выступают как полноценные носители общественного мнения. Широко распространены социологические исследования соответствующей направленности. Однако возникает вопрос о категориальном разведении понятий «социальная общность» и «социальная группа».

Надо отметить, что у большинства социологов ключевой категорией анализа общественного мнения выступает именно социальная общность (или социальная группа). Социальная общность - это «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения». Это - класс, нация (народ), конфессиональная группа и любая другая социальная группа, выделенная по тому или иному признаку. Каждая социальная система формирует определенный социальный тип личности, в котором проявляются не столько индивидуальные черты (в том числе, и ментальные характеристики) отдельных людей, сколько типические свойства «среднего человека».

4. Субъект общественного мнения - господствующая социальная общность. Так, довольно большая часть социологов считает, что общественное мнение в своих главных характеристиках задается таким фрагментом общественности, как элита. Вот типичное высказывание Н.А.Бердяева; «И почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!».6

 

5. Субъект общественного мнения - общественность в широком смысле. В ряде публикаций признается существование таких видов общественности, как народ, население, человечество в целом.

Можно вывести две основных точки зрения в социологии общественного мнения во взглядах на природу субъекта общественного мнения.

1. Монистическая традиция предпочитает исходить из единого начала: в качестве главной категории выступает или индивидуальное сознание) или какое-либо групповое сознание, сверхгрупповое сознание (население в целом и т.п.).

 

2. Плюралистическая традиция основывается на признании равноценности всех вышеприведенных трактовок понятия «общественность». Подобный подход вполне обоснован тем, что открывает широкие возможности для каждой из наук внести свой вклад в изучение общественного мнения. Однако он же часто приводит к умозрительным построениям, ибо претендует на слишком большой охват материала и привлекает слишком много разнородного материала.

 

В качестве объекта общественного мнения выступают такие явления, которые связаны с интересами субъекта (индивидуальными и групповыми). В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, только те проблемы (события, факты, лица), которые:

- вызывают общественный интерес;

- отличаются актуальностью;

- допускают многозначное толкование, возможность дискуссии;

- являются информационно доступными субъекту общественного мнения.

Наиболее простой объект реакции общественного мнения тот или иной факт действительности.

Событие - более сложный объект общественной оценки. Оно отличается значительной информативностью, набором определенных сведений (фактов), составляющих его содержательную сторону.

Самой сложной единицей объектов общественного мнения следует признать явление и процесс. Для полного и глубокого отражения в общественном мнении они требуют от субъекта этого мнения остроты внимания, диалектического мышления, определенного объема знаний...

Кроме того, среди объектов общественного мнения принято различать факты, события, явления, процессы объективной реальности, общественного бытия (экономические процессы, условия материальной жизни, деятельности людей и пр.) и субъективной действительности, общественного сознания (нравственные представления, социально-психологические процессы, различные системы ценностей и пр.).

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: