Концептуальные подходы к сопровождению детей раннего возраста с нарушением слуха




Ранний возраст является чрезвычайно важным и ответственнымпериодом физического и психического развития ребёнка, поскольку именно в раннем детстве закладываются основы развития личности и психики чело- века, его интеллектуальных способностей, интересов и возможностей.

Чаще всего в раннем возрасте (от рождения до трёх лет) наблюдаются нарушения развития ребёнка, которые приводят к ограничению возможностей здоровья или инвалидизациии, соответственно, создают проблемы в воспитании, обучении и социализации ребёнка.

 

Ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность таким способом и в том объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах; в зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

 

Известно, что в самом раннем возрасте дети имеют достаточно большие потенциальные возможности для проведения эффективной коррекции нарушенных функций. В связи с этим уделяется большое внимание разработке и реализации комплекса социально-медико-психолого-педагогических мероприятий по раннему вмешательству.

Понятие «раннее вмешательство» (от англ. earlyintervention) является достаточно новым и, несмотря на разные концептуальные подходы, имеет ряд схожих черт.

 

Так, М. М. Цапенко рассматривает раннее вмешательство каксистему помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям[13].

Позиция Е. А. Стребелевой совпадает с трактовкой раннего вмешательстванаучнымисотрудникамиСанкт-Петербургскогоинститутараннего вмешательстваипредставляетболееширокоепонятие–системаразличных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трёх лет) с нарушениями развития или риском появлениятаких
нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.

 

Чаще всего технология раннего вмешательства рассматривается как системакомплексныхмероприятийпооказаниюпомощииподдержкидетям раннего возраста, имеющим функциональные нарушения или высокий риск их появления. В данном случае технологию раннего вмешательства целесо- образно рассматривать вконтекстепонятия «абилитация»(от лат. habilitation), что означает «предоставление прав, возможностей,обеспечение формирования способностей» у детей раннеговозраста.

 

Ряд стран, реализующих программы раннего вмешательства (Соединённые Штаты Америки, Дания, Швеция и др.), термин «абилитация» соотносят с понятием «нормализация». На сегодняшний день нет единого определения понятия «абилитации».

 

З. Н. Нуртдинова считает, что абилитация – это процесс обучения детей-инвалидов самообслуживанию, умению общаться со сверстниками и взрослыми, формирования начальных профессиональных навыков, т. е. обучение тому, чего они пока не знали и не умели.

 

Е. А. Стреблева связывает процесс абилитации (от лат. а «отрицание» и habillis «удобный, приспособленный») с комплексом лечебных и социальных мероприятий, содействующих адаптации инвалида с рождения или с раннего детства к жизни.

 

Л. О. Бадалян рассматриваетабилитациювсравнениисреабилитацией,чтопомогаетболееглубжепонять суть абилитационного процесса в раннемвмешательстве.

Абилитация–этосистемалечебно-педагогическихмероприятий,целью которых является предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся к социальной среде, приводящих к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества, т. е. это развитие ещё несформированных функций инавыков.

 

Реабилитация в специальной педагогике (от лат.Reabilitas - восстановление пригодности, способности) - это комплекс медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных физических, психических и социальных функций, а также восстановление трудоспособности лиц с проблемами в развитии.

Цель реабилитации – восстановление способность жить и трудиться в обычной среде, помочь инвалидам достигнуть их оптимальныхфизического, интеллектуального, психического и/или социального уровней деятельности и поддерживать их, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

 

Это длительный и комплексный процесс.

Реабилитацию в специальной педагогике рассматривают в трех вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность.

Реабилитация как процесс – это восстановление социального статуса ребенка (человека) с ограниченными возможностями здоровья, формирование его личности, способной полноценно интегрироваться в общество.

Реабилитация осуществляется под руководством специалистов и протекает как комплексный процесс, в специально организованных условиях, в которых используются медицинские, психолого-педагогические и социальные методы и средства воздействия на ребенка.

 

Реабилитация как конечный результат - это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий проблемы в развитии, (после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях), вливается в социально-экономическую жизнь общества и становится ее полноценным участником.

 

Реабилитация как деятельность относится и к личности специалиста и к личности ребенка, включенного в реабилитационный процесс.

Реабилитация как деятельность - это целенаправленная активность специалистов по реабилитации человека с проблемами в целях подготовки его к продуктивной и полноценной социальной жизни с помощью специально организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

 

Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребёнка этого возраста ещё не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Этот ребёнок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности.

Таким образом, отличие абилитации от реабилитации очевидно: реабилитация–этовосстановлениеутраченныхвозможностейиспособностей, а абилитация – развитие потенциальных возможностейдетей.

 

Для раскрытия технологии раннего вмешательства является интерес- ной точка зрения О. А. Герасименко и Р. П. Дименштейна, которые рассматривают понятие «абилитация» с понятиями «адаптация» и «интеграция» в единстве общего процесса оказания помощи ребёнку с ограниченными возможностями (в т. ч. ребёнку-инвалиду).

 

Авторы рассматривают абилитацию как создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т. е. возможности личности реализоваться в данном сообществе. Речь идёт о развитии у ребёнка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребёнка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов.

 

Под адаптацией они понимают собственно реализацию накопленного социального потенциала в данном сообществе. С ребёнком проводится коррекционная психолого-педагогическая работа в условиях инклюзивной группы, основанная на целенаправленном формировании ситуативно- делового общения со взрослыми, а также поэтапное включение ребёнка в совместные действия со сверстниками.

 

В специальной педагогике Интеграция (от лат.Intergratio – восстановление, восполнение) – это включение ребенка с проблемами в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизиологических возможностей. Это предоставление ему прав и возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества.В первую очередь в образовательной и совместной деятельности.

 

Идея интеграции не нова. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения в которой аномальный ребенок не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он отмечал, что любой аномальный ребенка замыкается в узкий круг школьного коллектива, создается замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка. Специальная школа не выводит ребенка из изолированного мира, а усиливает его изоляцию. По Выготскому основной задачей специальной школы является интеграция ребенка в социальную жизнь и осуществление компенсации его недостатка, за счет коррекции вторичных и третичных симптомов.

 

Интеграция представляет собой процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутрисамим сообществом… Интеграция – это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу, т. е. процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: