Русское ландшафтное искусство допетровского времени.




Пейзажно-романтическое и пейзажно-реалистическое направления в ландшафтном искусстве. Общие черты и отличия.

Пейзажный романтический парк - это не просто воспроизведение природы, близость к природе. Важнее говорить о другом - о близости пейзажных парков к пейзажной живописи. Неверность обычных представлений о том, что пейзажное и, в частности, романтическое садоводство только подражало природе, явственно видна и по основному садоводческому трактату в форме описательной поэмы Ж. Делиля (1738-1813).

 

Подражание живописи определяет в поэме Делиля и всю терминологию; садовый архитектор становится для него прежде всего садовым живописцем: он живописует, рисует, накладывает краски, подбирает оттенки листвы, рассчитывает окружающие виды и открывающиеся перспективы.

Тема сочетания счастья и смерти широкой полосой проходит через все изобразительное искусство и литературу эпох рококо и романтизма.

Тема смерти, вводимая через ее атрибуты: мавзолей, гробы, урны, опрокинутые факелы и пр

Для меланхолии необходимо прошлое, воспоминание о прошлом и прежде всего, как это выясняется из всего, что составляло меланхолическую особенность романтических садов,- дума об умерших друзьях и родных. Поэтому для таких парков часто характерны различные мемориалы.

В садах романтизма музыка предпочиталась преимущественно "природная"- пение птиц, музыкальные инструменты, приводимые в движение ветром и водой, а характер благоухания, может быть, и изменялся, но мы имеем об этом слишком мало сведений.

Если в эпоху Барокко деревья группировались в боскеты, то в романтических садах особое значение приобретает единственное и уединенное дерево - преимущественно дуб.

Пейзажно-реалистические сады преследуют идею не изменения ландшафта, а сохрнения своеобразия уже существующего. Здесь основную роль стала играть сама растительность. Произошло освобождение от романтизма и сентиментализма.

 

Русское ландшафтное искусство допетровского времени.

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Первые сады были созданы в Киеве в XI веке. Во второй половине XII в. Андрей Боголюбский заложил в городе Владимире один из первых садов, который послужил образцом для садов в Вязниках, Муроме, Суздале и других городах. Пользовались известностью сады в Курске, Орле и Туле.
До XVI в. включительно особенно были распространены монастырские сады, где сначала разводились цветы, а впоследствии — преимущественно плодовые деревья.
В начале XIV века разбивались сады на южном склоне Кремлевских возвышений, у реки Москвы. В XV в. был известен сад митрополита Алексея, а также московские сады Глебков, Макарьевский, Гальтяев- ский, Чичагов и сады по реке Неглинной.
В XVI в. на южном склоне Кремлевского холма возникли террасные сады. Пользовались известностью, особенно своими цветниками и прудами, „Крутицкие плодовые сады“, устроенные митрополитом Павлом.
Из дворцовых садов XVI в. наиболее известными были сады на правом берегу реки Неглинной, сады в самом Кремле, на Москве реке и сад на Воронцовом поле вдоль р. Яузы.
В Кремле были известны верховые висячие сады, разбивавшиеся на крышах служебных зданий.
В каждом царском и дворянском поместье допетровских времен имелся сад утилитарного характера, главным образом с плодовыми деревьями и огородами.
Древнерусские сады и поместья располагались обычно на возвышенностях. Сад обносился живой изгородью или деревянной оградой. Высаживались преимущественно плодовые деревья и овощи, реже декоративные деревья, как липа, рябина, лещина и др. Другим элементом сада был пруд, который служил для поливки, купания, катания и для разведения рыбы.
Характерным для русских городов было общественное пользование зелеными насаждениями, главным образом озелененными улицами и бульварами, обсаженными липами, тополями и др. —первые в России садовые элементы общественного пользования.
Московское садоводство было известно и о нем упоминают иностранные дипломаты и путешественники как Герберштейн, Петрей, австриец Адольф Лизек и др., которые описывают большое количество плодов и овощей, их качество, устройство садов и проч. Многочисленные сады придавали Москве своеобразный вид и отличались от садов других европейских городов.
Итальянские историки в своих описаниях Москвы отмечают, что при каждом доме есть сад и упоминают о значительной ширине улиц.
В XV и XVI вв., кроме садов утилитарного характера, развиваются и декоративные сады. Широкой известностью пользуется большой сад в Покровском, созданный при царе Михаиле Федоровиче. Особой известностью по тем временам пользуется Измайловский парк со сложным лабиринтом, ботанической частью, охотничьей парковой частью, виноградником, насаждениями из кедров, платанов и др. В центре парка в 1667 году был создан „Новый сад“ с дворцом. Вокруг сада был вырыт широкий канал. В парке были устроены пруды, число которых достигало 37.
В 1670 году в Измайлово был создан „Аптекарский сад,“ отличающийся своей круглой формой.

24. Особенности ландшафтного устройства русских монастырей. Сохранение древнейших традиций в ландшафтной организации монастырей XVIII-XIX вв.

Монастырские сады помещались в ограде монастыря и служили как бы образами рая.

Начиная с XIV в. помимо устройства садов внутри монастырей, огромное значение приобрел сам выбор местности для монастыря в лесах, на берегах рек и озер.

Нетронутая природа знаменует собой порядок и благообразие, гармонирующее с подвижнической жизнью отшельника, желающего себя посвятить богу. Поэтому монастыри ставятся в красивой и безлюдной местности. Поэтому же развивается скитническое монашество, строительство монастырей уходит все дальше и дальше в нехоженые места на Севере.

С XVI в. начинается период освоения окружающей природы: с ним связаны имена Пафнутия Боровского, Филиппа Колычева на Соловках, Никона в Ферапонтовой монастыре и др. Преобразование окружающей монастырь природы особенно распространяется в монастырях, так или иначе следующих религиозным концепциям Иосифа Волоцкого. Сперва благоустройство окружающей природы носит художественно-утилитарный характер (эстетический момент, как мы уже отмечали, неотделим от утилитарного; строительство плотин, садков для рыбы, каналов, устройство огородов и фруктовых садов и пр.), но при Никоне в XVII в. появляются устройства чисто эстетические и символические; в Ферапонтовой монастыре на Бородаевском озере Никон строит остров в форме креста

Наряду с плодовыми деревьями, ягодными кустами, как явствует из описи, в основных садах разводились цветы и душистые травы: касатики, лилеи желтые и белые, гвоздика душистая, гвоздика ранняя, калуфер, розы травные, пижмы, мята немецкая, пионы кудрявые, кусты иссопу,' тюльпаны, девичья краса, пионы «суховатые», гвоздика репчатая, орлик, кусты «мамрасу», фиалки лазоревы, фиалки желтые, «серебренник русский и немецкий» и т. д., и т. п. Характерно, что наряду с декоративными кустами и цветами, в садах сажались и деревья, явно не для дохода, а для красоты: кедры, пихта и др., а также сажался просто для красоты и виноград (для государева дворцового обихода съедобный виноград привозился из Астрахани). Что сады делались не только утилитарные, но и «для прохлады», ясно свидетельствует наличие в них большого числа различных садовых построек для отдыха — теремцов, беседок и пр., а также особая забота о красоте оград, об устройстве красивых ворот.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: