КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ




УМК «Школа России». Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать у детей представление о предлоге, как о служебной части речи.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

предметные:

  • расширить знания о предлоге как части речи, его роли в русском языке;
  • формировать у младших школьников умения отличать предлоги от других частей речи;
  • отрабатывать умение писать предлоги отдельно от других частей речи;

личностные:

· проявлять положительное отношение к учебной деятельности, в частности к изучению русского языка;

· проявлять интерес к учебному материалу;

· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

метапредметные:

регулятивные УУД:

· принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

· сличать результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона;

· осуществлять контроль по результату и способу действия.

 

познавательные УУД:

· проводить анализ, классификацию, обобщение понятий;

· извлечение необходимой информации из текста;

· умение строить речевое высказывание;

· контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности

 

коммуникативные УУД:

 

· сотрудничество с учителем и сверстниками;

· воспринимать мнение других людей;

· умение выражать свои мысли.

Оборудование:

  • интерактивная доска Panasonic elite Panaboard;
  • карточки с заданиями;
  • конверты с карточками;
  • сигнальные карточки

Конспект урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I Организация класса   (Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, настраивает на урок) - Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво. Тихо сели. Спинки прямо. Вижу – класс наш хоть куда. Мы начнем урок друзья.     Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на получение нового знания.
Мотивация к учебной деятельности   - Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.   - Откроем тетради, запишем дату, кл. работа.     Работа в тетради.
  II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений   1.ИД (интерактивная доска) – 2 стр. (см. приложение №2)   Итог   - На уроках русского языка, мы с вами изучали части речи. - Мудрая Сова предлагает вспомнить, какие части речи мы изучили, и что они обозначают. (На доске постепенно появляются изученные части речи – кластер)   - Вы назвали все изученные части речи, правильно приводили примеры. Молодцы!   - Как вы думаете, мы с вами все части речи изучили? - Сегодня на уроке мы об этом узнаем.       Коллективная работа. (Имя существительное, обозначает предмет, имя прилагательное, обозначает признак предмета, глагол- действие предмета, местоимение указывает на предмет, но не называет его)   (Ответы детей, выдвигают предположения)(Думаю, что да. А мне, кажется, что не все части речи изучили)    
  2.Орфографическая минутка   ИД – 3 стр.     3.Итог     4.Релаксационная пауза.   - А теперь переходим к орфографической минутке.   - Прочитайте текст. - Что узнали из текста? - Прочитаем вслух. - Кто такая пеночка? (открыть картинку) - Пеночка – маленькая перелетная, насекомоядная птичка. - Она с удивительным умением свое гнездо маскирует снаружи березовой корой так, что делает его незаметным. - Как вы думаете в Ленинградской обл. есть пеночки? - Объясните написание слов с пропущенными буквами. Все приготовьте сигнальные карточки. Молодцы. Все орфограммы объяснили.   - Мудрая Сова приготовила вам задание (вытащить таблицу) - Выпишите все слова из текста в таблицу. Таблица лежит у вас на парте.   - Проверьте и оцените себя. -Без ош.-! 1-2 ош. - + -Более 3-х - - - Кто без ошибок? -Молодцы, хорошо знаете части речи. -У кого 1-2 ош. Надо повторить правила -У кого более 3-х? надо больше заниматься. - Таблицу положите в тетрадь. Я проверю.   - Мудрая Сова приготовила вам сюрприз. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу. Послушайте пение пеночки.     Чтение про себя.   (Птичка)   Да.   Дети по очереди выходят к интерактивной доске, вписывают пропущенные буквы, доказывают. Все остальные слушают и проверяют (используя сигнальные карточки).   Сам. работа, выписывают слова в таблицу.     Самопроверка по эталону. Самооценка.   Слушают.  
  1.Самоопределение к деятельности     Проблемная ситуация.     2.Сообщение темы урока   ИД – 4 стр.   - А теперь посмотрите внимательно, еще раз на текст   - Все ли слова вы выписали? - Какие слова оказались лишними и почему? - Кто знает, как можно назвать слова у, на?   - Ребята, изучая азбуку, лит. чт., русский язык мы встречались с предлогами? - Но не говорили о них подробно. - Может кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке?   - Правильно, тема нашего урока «Предлоги, общее понятие о предлоге».       Проблема. Дети пытаются решить её. (Нет, остались слова у, на. Мы не знаем куда их записать,) (Предлоги)   Да     (О предлогах, будем изучать предлоги)
  3.Прием ТРКМЧП: «Бортовой журнал»     - Перед вами лежит страничка «Бортового журнала» (см. приложение) - Заполните первый столбик журнала, запишите, что вы уже знаете о предлоге.   - Во второй столбик запишите вопрос, на который вы хотели бы ответить на сегодняшнем уроке.   - А третий столбик мы заполним в конце урока.   - Кто хотел бы зачитать, что знаете о предлогах?     Дети сам. заполняют.   (Что предлоги пишутся раздельно; предлог часть речи: ничего не знаю и др.)  
4.. Постановка целей - Ребята, какие вопросы вы поставили перед собой, что вы хотите узнать о предлоге?     - В ходе дальнейшей работы на уроке мы постараемся ответить на ваши вопросы. Читают (что обозначают предлоги, как отличить предлоги от других частей речи, какие бывают предлоги, зачем нужны предлоги в речи, как пишутся предлоги, на какие вопросы отвечают предлоги)
III Формирование новых знаний и умений   1. Первичное восприятие и усвоение нового материала.   - Назовите еще раз предлоги. - Какие вы знаете предлоги? - Предлогов очень много (открыть на ИД) - Прочитайте. - Но это не все предлоги. Их больше. - Давайте сделаем вывод. - Что такое предлог? - А раз предлог слово, то это часть (чего?) - Правильно, предлог – это часть речи.   - Попробуйте задать к предлогам вопрос. - Получается у вас это сделать? - К предлогам нельзя поставить вопрос, значит, они не изменяются. - Что вы узнали о предлоге?     У, на (К, по, над,,,) Дети читают.     Слово, маленькое слово   Речи.     Пытаются задать вопрос.   Нет   Часть речи, нельзя задать вопрос.
  2. Работа по учебнику. Первичное закрепление   - Ребята, а в какое время года к нам возвращаются перелетные птицы?   - Давайте откроем учебник и прочитаем, что же еще происходит весной в природе?   Стр. 108, упр. 183   - Прочитайте задание. - О каких весенних явлениях здесь говорится?   - Заметили выделенные слова? - Прочитайте их. - Как называются эти слова? - Прочитайте задание под вторым кружком. - Ответьте на вопросы.   - Прочитайте третье задание. - Слово упражнение писать не надо.   - Сделаем вывод. - Как предлоги пишутся с другими словами? - Да, предлоги пишутся раздельно. Написании предлогов – это орфограмма. - С какой частью речи употребляются предлоги? - Верно, предлоги употребляются в речи с именами существительными, а вот перед глаголами не бывает предлогов.     Весной.   Читают, отвечают на вопрос.     Пробивается травка, с бугорка бежит ручеек. На, у,с, под. Предлоги.   Предлоги употреблены с существительными на полянке, у тропинки, с бугорка, под елкой. Спишите. Подчеркните предлоги. Дети делают выводы. Раздельно     С существительным.
  3.Ф/м - Давайте отдохнем. Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая - Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. Дети выполняют упражнения.
4. Просмотр видеоролика. ИД – 5 стр. - Мудрая Сова предлагает посмотреть видеосюжет и ответить на вопрос «Для чего служат предлоги в речи?».     - Так для чего служат предлоги?   - Поэтому предлоги называют служебной частью речи.   Дети смотрят и отвечают на вопрос, самостоятельно делают вывод.   (предлоги служат для связи слов в предложении)
  5. Обобщение усвоенного материала.   ИД – 6 стр. - Для чего служат предлоги в речи мы узнали, а теперь выполните следующее задание.   - Как будем работать?   - Достаньте из конверта №1 карточку с предложениями. - Прочитайте. - Что заметили? - Скажите, связаны ли слова в предложении по смыслу? - Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает?   - Воспользуйтесь таблицей с предлогами, которая лежит в этом же конверте, и, посоветовавшись друг с другом, впишите подходящие предлоги.   - Проверим с помощью «волшебной лупы».   - Кто без ошибок? - Кто допустил ошибки? Исправьте.   - Вы вписали предлоги, установилась ли связь слов в предложениях?   - Сделаем вывод: - Для чего предлоги служат в речи? - Правильно, они служат для связи слов в предложении.     Работа в парах.   Нет. Нужно вписать предлоги.   Самопроверка и самооценка. Показывают сигнальную карточку. (все выполнили правильно) Да, связь установилась.   Для связи слов в предложении.
IV Применение полученных знаний и умений 1.Итог   ИД - 7 стр.   - Итак, подведем итог, какие выводы мы с вами сделали. (Дети отвечают на вопросы, а на доске появляется кластер) - Что такое предлог? - Как пишутся предлоги? - Для чего служат предлоги?     - С какой частью речи употребляются?   - Перед какой частью речи не бывает предлогов?     - Сравним наши выводы с выводами Мудрой Совы на стр.109. - Прочитайте. - Совпали выводы?   - Я думаю, мы за себя можем порадоваться, что наши выводы совпали с выводами Мудрой Совы.       Часть речи. Предлоги пишутся раздельно. Служат для связи слов в предложении. Употребляются с существительным. Перед глаголами не бывает предлогов.   Да
2.Самостоятельное применение полученных знаний.   ИД. - 8 стр.   - А Мудрая Сова предлагает вам выполнить следующее задание. - 1 уровень (зеленое поле) самый простой. - Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. - 2 уровень – средней сложности (голубое поле) Списать предложение, вставляя нужные предлоги. - 3 уровень самый сложный. -Найти в предложении ошибки, исправить их, правильно записать предложение в тетрадь. - Сами выберите уровень сложности и выполните задание. Самопроверка. - Кто выбрал первый уровень? - второй уровень? - третий?   - Кто не допустил ошибок? Молодцы. - Оцените себя на полях. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации. Дети сами выбирают задание.   Самопроверка и самооценка.
  V Рефлексия. Итог       -О какой части речи мы говорили сегодня на уроке? - Достаньте свои таблички Бортовой журнал. -Кто получил ответ на свой вопрос на уроке? - Чей вопрос остался без ответа? - А сейчас настало время для заполнения последней колонки журнала. - Запишите, что нового вы узнали о предлоге на уроке. - Кто хочет зачитать?     - Что удалось на уроке? - Что больше всего понравилось?   - За что можете себя похвалить?     Оцените свою работу на уроке смайликами. (желтый –все было понятно, все задания выполнял без ошибок, Зеленый – все было понятно, но были незначительные ошибки при выполнении заданий, Красный – ничего не понял, много ошибок допускал)     О предлоге     Все получили ответы на свои вопросы   (Предлоги не отвечают на вопросы, предлоги пишутся раздельно, перед глаголами предлогов не бывает, предлоги ничего не обозначают, предлог называют служебной частью речи) Понравилось работать в парах, было интересное видео задание. Похвалить себя, что все задания выполнил правильно, хорошо понял тему урока)   Самооценка урока.
Домашнее задание (по выбору)   1.Упр. 186 2. Творческое задание составить предложения о котике, используя предлоги. Раскрасить.   - На этом наш урок закончен. Спасибо за работу. На следующем уроке мы узнаем еще много нового о предлоге и ответим на все вопросы.  

 

 

Самоанализ урока по русскому языку

УМК «Школа России»

2 класс

Тема урока «Общее понятие о предлоге»

Данный урок включен в раздел «Части речи». Проведенный урок является 50-ым в этом разделе. Всего на «Части речи» отводится по программе 56 часов.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Время на уроке старалась распределять рационально на все этапы урока.

Мною была определена цель урока: формировать у детей представление о предлоге, как о служебной части речи.

Я считаю, что цель урока была достигнута. Обучающиеся получили возможность осознанно включиться в учебную деятельность. Создание проблемной ситуации: нехватки знаний для решения исходной задачи (куда записать слова у, на?), мобилизовало познавательную активность учащихся.

В результате достижения цели дети приобретали универсальные учебные действия.

Дам краткую характеристику этапов урока.

Уже на организационном этапе я создала эмоциональный положительный настрой на предстоящую учебную деятельность.

Этап актуализации знаний подготовил моих учеников к открытию нового знания. На этом этапе мы повторили все изученные части речи. Важным моментом при проведении орфографической минутки являлась самопроверка по эталону с фиксацией результатов выполнения задания. При выявлении уровня самоконтроля выяснилось, что из 25 учащихся:

- 20 учеников справились без ошибок (80%)

- 3 ученика допустили по одной ошибке (12%)

- 2 ученика допустили 2 ошибки. (8%)

Создание проблемной ситуации позволило детям самостоятельно назвать тему урока, а использование ТРКМЧП «бортовой журнал» - помогло детям поставить цели на урок.

На этапе формирования новых знаний и умений ученики наблюдали и исследовали роль предлогов в речи, делали самостоятельные выводы. Задания, которые выполняли дети были направлены на формирование познавательных и личностных УУД. Работа в парах, которая была организована при обобщении усвоенного материала, способствовала развитию коммуникативных УУД.

Самостоятельное применение полученных знаний было организовано таким образом, что дети сами могли выбрать уровень сложности задания. Я считаю, что уровневая дифференциация создает благоприятные условия для развития личности ученика.

В результате проверки самостоятельной работы выяснилось, что 2 ученика выбрали первый уровень, 13 учеников – второй уровень, а 10 учеников – третий уровень. После самопроверки по эталону выяснилось, что с заданиями все справились правильно. Результат – 100% без ошибок.

Большое внимание на уроке уделяю этапу рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности.

Важно отметить, что именно на этом этапе урока формируем личностные УУД – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Три предложенных критерия самооценки успешности учебной деятельности распределились следующим образом:

Чувствовал себя на уроке уверенно, свободно, все было понятно и интересно – 18 учеников (72%).

Чувствовал себя на уроке комфортно, допускал незначительные ошибки, своей работой доволен – 7 учеников (28%).

На уроке мне было скучно и неинтересно, ничего не понял – 0 человек. (0%)

Процент опрошенных учеников за урок – 100%.

 

На уроке я использовала следующие современные технологии:

· развитие критического мышления через чтение и письмо (кластер, «бортовой журнал»);

· проблемное обучение;

· обучение в сотрудничестве (работа в парах);

· здоровьесберегающие технологии (я следила за посадкой учеников, на уроке была проведена физкультминутка, релаксация);

· игровая технология (на протяжении урока Мудрая Сова сотрудничала с детьми);

· ИКТ (урок был составлен в программе Elite Book для интерактивной доски)

 

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий, разнообразие видов деятельности обучающихся помог каждому моему ученику на уроке открытия нового знания продвинуться в своем индивидуальном развитии. Считаю, что урок соответствует поставленным целям и отражает формирование универсальных учебных действий.

 

Приложение № 1

Карточка с предлогами

Предлоги
в с у
по до к
на над о
за под из
про около без

 

 

Карточка с текстом для работы в парах

 

  Пришла весна … лес. Набухли почки … деревьях. Оживает … снегом молодая травка.  

 

 

«Бортовой журнал»

 

Знаю Хочу узнать Узнал
     

 

 

Карточка с таблицей

 

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение
       

 

 

Приложение № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: