Клинические проявления расстройств мышления




Лекция №3

§ Патология мышления (клинические проявления)

§ Нарушения ассоциативного процесса

§ Навязчивые расстройства

§ Сверхценные идеи

§ Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека. Оно позволяет отражать окружающую действительность обобщённо, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Формы мышления

§ наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственно воспринимаемые предметы в процессе действий с ними.

§ Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями (качественно отличает мышление человека от мышления животных: только он использует речь и систему знаков, что значительно повышает познавательные способности).

Мышление включает ряд операций:

§сравнение;

§анализ;

§синтез;

§обобщение;

§абстракция.

§ сравнение – с него начинается познание. В ходе этого процесса субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.

§с помощью анализа – сложный объект расчленяется на составляющие его части или характеристики.

§ синтез – позволяет переходить от частей к целому.

§ обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

 

 

§ абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечение от несущественных.

Формы мышления:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение.

§ Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, отношения предметов или явлений, выраженная словом или группой слов.

§ Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо.

§ Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод.

Начальный момент мышления – проблемная ситуация; проблема как правило возникает там, где у человека есть

а) цель,

б) потребность в её достижении,

в) недостаточность стандартных средств для её решения.

§Главное в мыслительном поиске – возникновение гипотезы, т.е. «проекта» решения. Она возникает на основании полученной информации, анализа условий и переходит в план решения.

§Без достаточного уровня знаний не может быть создано продуктивной гипотезы.

Стадии интеллектуального развития детей (Ж. Пиаже):

§ Сенсомоторная – от рождения до 16 – 24 месяцев. К её окончанию «психологическое отделение» себя от внешнего мира, признание себя, как субъекта действия.

§ Дооперациональная (18 – 24 мес – 7 лет) – усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления (трудность становления на позицию другого человека, видеть мир «его глазами»).

3. Стадия конкретных операций (7 – 12 лет) – формируются элементарные логические рассуждения относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа (6 лет), массы (7 лет) и т.д.

4. Стадия формальных операций (после 12 лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Способность формировать и проверять гипотетические предположения.

Клинические проявления расстройств мышления

I. Расстройства мышления по форме (связанные с нарушением динамики протекания мыслительных процессов).

II. Расстройства мышления по содержанию (связанные в основном с несоответствием содержания мышления реальным связям и отношениям окружающего мира).

Расстройства мышления по форме:

1. Ускорение мышления: увеличение темпа, ускорение и облегчение возникновения ассоциаций, быстрой сменой целей мышления.

§Обычно сочетается с эйфорией, психомоторным возбуждением. Характерна нарастающая по мере ускорения мышления поверхностность суждений.

§При крайних степенях ускорения возникает «скачка идей» (они так быстро сменяют друг друга, что «речь не успевает за мыслями»).

2. Замедление мышления: уменьшение числа ассоциаций, бедность мыслительной продукции (часто сочетается с депрессивным настроением, психомоторной заторможенностью).

3. Патологическая обстоятельность: чрезвычайная вязкость, тугоподвижность мышления. Больные неспособны переключаться с одной темы на другую, отделять главное от второстепенного; они застревают на подробностях, старательно описывают частности.

4. Бессвязность (инкогерентность) мышления.

§Фрагментарность восприятия образов, понятий никак не связанных между собой.

§Мышление хаотично, бессмысленно, речь состоит из набора отдельных слов, не связанных ни в смысловом, ни в грамматическом отношении.

§Больной полностью дезориентирован в происходящем, в месте и времени, лицо выражает растерянность.

5. Резонёрство:

§бесплодное рассуждательство, когда «очень много слов, и очень мало мыслей»; бесплодное мышление, отсутствие целенаправленности:

§Больной стремится к пустым отвлечённым суждениям, лишь косвенно касающимся проблемы и основанных на формальных, выхолощенных ассоциациях.

§Часто добавляется неадекватно «претенциозная» позиция личности, высокомерность высказываний при обыденности, незначительности объекта сужденирй.

6. Аутистическое мышление. Существует два типа мышления:

1) реалистическое – обращённое к действительности и управляемое законами логики;

2) аутистическое (впервые описано Блейлером) – оторванное от реальности, подчинённое аффективной логике. Человек погружается в мир собственных переживаний. В его фантазиях находят удовлетворение аффективные потребности, желания, стремления. Игнорируются законы действительности, мыслительная продукция резко контрастирует с реальным положением вещей.

7. Разорванность мышления – отсутствие смысловой связи между понятиями при сохранности грамматического строя речи. Имеет место произвольный переход от одного представления к другому, вне естественных логических связей.

§Разорванность мышления отражается в разорванности речи, которая полностью лишена содержания (хотя вследствие сохранности грамматических связей, может казаться внешне упорядоченной). При резко выраженной разорванности речь состоит из беспорядочного набора слов («словесная окрошка»).

8. Паралогическое мышление: логические изъяны, ошибочные доказательства, погрешности в аргументации (т. наз. «кривая логика» – привлечение доводов, не имеющих ничего общего с исходными посылками).

9. Расплывчатость мышления. Мышление неточное, лишённое целенаправленности, не сопровождающееся, однако, ускорением течения ассоциаций. Больной никак не может добраться от начала мысли до желаемой цели.

10. закупорка мыслей (шперрунг) – неожиданная остановка, резкий обрыв мысли до того, как она завершается, внезапная блокада мысли.

11. Символическое мышление – использование сугубо индивидуальных, непонятных окружающим символов (символика может касаться как отдельных слов, понятий, так и всего строя мышления). Больной может воспринимать символически и речь окружающих, придавать «особый» смысл самым обыденным вещам («жёлтый цвет обоев – живут непостоянные, склонные к изменам люди» и т.д.).

12. Неологизмы – новые слова, создаваемые больным, часто путём комбинирования слогов разных слов.

13. Персеверация мышления (патологическое застревание) –задержка на одних и тех же представлениях (клинически – повторение, иногда очень длительное одних и тех же фраз и слов).

Вербигерация

(речевая стереотипия) – бессмысленное, нередко ритмичное повторение слов, фраз или обрывков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: