Особая непрерывность тренировочного процесса.




Непрерывность тренировочного процесса как его закономерность, характеризуется тремя основными положениями.

1 Спортивная тренировка строится в порядке круглогодичных и многолетиях занятий.

2 Связь между звеньями этого процесса обеспечивается на основе непрерываемой преемственности ближайших, следовых и долговременных кумулятивных эффектов тренировки.

3Интервал между тренировочными занятиями выдерживается впределах гарантирующих в общей тенденции восстановление и повышение работоспособности, причем в рамках определенных серий тренировочных занятий. Важнейшее из них достаточная предварительная подготов­ленность спортсмена, целесообразное варьирование тренировочных воздействий и рациональное чередование суммарно повышенных нагрузок с достаточным компенсаторным отдыхом, который может, иметь характер как относительной разгрузи, т. е. тренировочных занятий с пониженным уровнем нагрузки. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время (на определенных этапах) как бы скачкообразно с тенденцией к предельным величи­нам. Постепенность и скачкообразность не исключают, а дополняют друг друга. Постепенное увеличение тренировочных нагрузок облегчает приспособление к ним, позволяет упрочить тренированность и тем создает предпосылки перехода на новый, более высокий уровень нагрузок. Нормой стало применение в определенных фазах тренировки максимальных, или предельных нагрузок, не превышающих границ адаптивных возможностей организма. Оправданная же величина максималь­ной нагрузки, предъявляя организму требования в полную меру его физиологических возможностей, служит мощным фактором развития тренированности. Неординарная волнообразность динамики нагрузок. Для процесса спортивной тренировки, если рассматривать его в целом, в наибольшей мере характерна волнообразная форма. Вней естественнее всего сочетаются тенденции постепенного и в то же время достаточно стремительного нарастания нагрузок с периодическим относительным уменьшением их, в результате чего обеспечиваются высокие темпы. Волнообразные колебания характеризуют динамику нагрузок как в относительно коротких, так и в более протяженных фазах (этапах, периодах, циклах) тренировочного процесса. Соответствен­но различают несколько категорий волн: малые волны, которые характеризуют динамику нагрузок в микроциклах тренировки, охватывающих несколько дней (часто не­делю);

средние волны, выражающие обшую тенденцию нагрузок в не­скольких микроциклах (например, в трех-четырех), составляющих один средний цикл (мезоцикл) тренировки;

большие волны, которые выявляются, при оценке обшей тенден­ции динамики нагрузок в нескольких средних циклах, составляю­щих этап или период большого цикла тренировки. Волнообразные колебания свойственны как динамике суммар­ного объема тренировочной работы, выполняемой за тот или иной промежуток времени, так и динамике ее суммарной интенсивности.

Соревновательно-соотнесенная цикличность тренировочного про­цесса.

Тренировочный процесс характеризуется также четко выра­женной цикличностью, причем такой, при которой крупные трени­ровочные циклы соотносятся во времени с системой состязаний, строятся в соответствии с закономерностями обеспечения оптималь­ной подготовленности к основным из них. Циклы тренировки пред­ставляют собой относительно завершенную системно повторяющую­ся последовательность звеньев и стадий тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), чередующихся кА бы в порядке кругооборота.

В форме циклов строится весь тренировочныйпроцесс - от его элементарных звеньев до крупных этапов многолетней тренировки.

Различают малые циклы, или микроциклы (в частности, недельные), средние, или мезоциклы (часто они бываю околомесячмыми), и большие, или макроциклы, (в частности, годич­ные и полугодичные);

Строя спортивную тренировку, надо соотнести их исходя из необходимости систематического повторения основных элементов, содержания и вместе с тем последовательно изменить тренировочные задания в соответствии с логикой подготовки к основным состязаниям.

Планируя общий порядок построения тренировки и участие в соревнованиях в макроцикле, надо соотнести их исходя из закономерностей приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы, как состояния оптимальной готовности спортсмена, к достижению, соответственно соразмерить сроки периодов тренировки и сроки выступления в состязаниях, с тем, чтобы гарантировать оптимальную готовность спортсмена к выступлению в основных соревнованиях.

 

55 вопрос алактатный путьэнергообеспеч и его биоэнергетич хар-и.энерг субстраты, ферменты, конечные продукты. Значение при физ нагрузках.

непосредственным источником энергии для мышечной деятельности служит реакция расщепления АТФ в процессе которой. освобождаемая энергия преобразующаяся в процессе мышечного сокращения в механическую работу. При гидролизе АТФ освобождается до 30-40 кДж энергии. Количество освобождаемой энергии зависит от рН среды,концентрации неорганического фосфата,а также концентрации АТФ и АДФ в клетке.

Содержание АТФ в мышцах относительно постоянно Запасов обычно хватает на 3-4 одиночных сокращения максимальной силы. По ходу мышечной деятельности АТФ восстанавливается из продуктов распада с той же скоростью, с какой она расщепляется в процессе мышечных сокращений. Синтез АТФ сопряжен с катаболическими реакциями,при которых освобождается значительное кол-во потенц. хим. энергии. В ходе таких реакций образуются промежуточные макроэргические соединения, содержащие фосфатную группу и способные передавать ее вместе с запасом энергии на АДФ. Эти реакции переноса носят название трансфосфорилирования или перефосфорилирования Макроэргические соединения, используемые для ресинтеза АТФ, либо постоянно присутствуют в организме (напр.креатинфосфат),либо образуются во время работы при окислительных превращениях различных веществ.

Ресинтез АТФ при мышечной деятельности может осуществляться как в ходе реакции, идущих без кислорода, так и за счет окислительных превращений в клетках, связанных с потреблением кислорода. В обычных условиях ресинтез происходит в основном путем аэробных превращений, но при напряженной мышечной деятельности, когда доставка кислорода к мышцам затруднена, в тканях одновременно усиливается и анаэробные процессы ресинтеза АТФ.

В скелетных мышцах человека выделяют три вида аэробных процессов, в ходе которых возможен ресинтез АТФ:

- креатинфосфокиназная реакция, где ресинтез АТФ происходит за счет перефосфорилирования между креатинфосфатом и АДФ; - миокиназня реакция, при которой ресинтез АТФ осуществляется за счет дефосфорилирования определенной части АДФ; - гликолиз, где ресинтез АТФ осуществляется по ходу ферментативного анаэробного расщепления углеводов, заканчивающегося образованием молочной кислоты.

Для количественной оценки процессов аэробного и анаэробного преобразования энергии, при мышечной деятельности используется три основных критерия;

- критерий емкости, отражающий общие запасы энергетических веществ или количество освобождаемой энергии и выполненной работы; - критерий мощности, оценивающий скорость преобразования энергии в данном процессе; - критерий эффективности, который показывает соотношение между энергией, затраченной на ресинтез АТФ, и общим кол-вом энергии, выделенной в ходе данного процесса.

Анаэробные и аэробные преобразования энергии заметно различаются по мощности, емкости и эффективности. По этим параметрам анаэробные процессы имеют преимущество при выполнении кратковременных упражнений высокой интенсивности, а аэробные – при длительной работе умеренной интенсивности.

 

56 Метод воспит быстроты простых исложных двиг реакций, быстроты одиночного движения и частоты движ: задачи, требования к составу скорост упр, основ методы и метод приемы.

Элементарной основой методики воспитания быстроты, проявляемой в относительно простых двигательных реакциях, является многократное выполнение упражнений с выраженным момен­том мгновенного реагирования строго определенным действием на стартовый или иной санкционирующий сигнал — упражнений «на быстроту реагирования*. Методическими услови­ями их эффективности являются, прежде всего:

сосредоточение оперативной установки выполняющего упражне­ния не на ожидании сигнала к действию, а на незамедлительном ответе (реагировании) действием (при установке на ожидание ла­тентное время реакции, как правило, больше): подготовленность к выполнению действия, следующего за скры­тым периодом двигательной реакции. Общему сокращению времени простых двигательных реакций
способствует разнообразие скоростных упражнений и ситуаций,
в которых они выполняются. По всей вероятности взаимный пере­нос положительных сдвигов, достигаемых в простых двигательных реакциях различного рода, первоначально довольно широк, в какой-то мере происходит и перенос эффекта упражнений, выраженного в приросте скорости движений, на бы­строту двигательных реакций Особенно значительные воз­можности в этом отношении предоставляют игровые и соревновательные упражнения с высоковариативными динамичными действиями и ситуациями. И одной из методик воплощается идея поэтапного формирования умения тонко различать микроинтервалы времени(десятые, доли, секунды и менее) и соответственно варьировать продолжительность ­двигательной реакции, с тем чтобы управлять ею в заданных условиях. По этой методике, на первом этапе дают задание, предусматривающие быстрое реагирование на стартовый сигнал. На втором этапе те же задания выполняются с самооценкой времени реагирования и немедленным сопоставлением её с объективной оценкой, получаемой в результате инструментальных измерений; На третьем этапе, когда самооценки объективные оцени начинают в большинстве случаев совпадать, вводятся задания по точно обусловленному варьированию времени стартовых реакции. Основные предпосылки совершенствования сложных двигательных реакций создаются в результате приобретения достаточно широкого фонда отлаженных двигательных умений и навыков, с которыми связаны эти реакции, ускорения простых двигатель­ных реакций и развитии двигательно-координационных способностей воспитание быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям сложного характера обеспечивается, прежде всего, путем обучения вариативным двигательным действиям. Специфическим же средством воздействии на компоненты сложных двигательных реакций служат упражнения «на быстроту реагирования», выполняемые с постепенным усложнением условий.

При совершенствовании реакции на движущийся объект(РДО) особое внимание в этих упражнениях обращается на сокращение времени начального компонента реакции времени различения и фиксации в поле зрении объекта реагирования: мяча, шайбы чтобы свести это время к минимуму, используют в основном три подхода:

1) вырабатывают умение заблаговременно включать и по воз­можности постоянно удерживать объект в поле зрения; 2) вырабатывают умение предусматривать наиболее вероятное перемещение объекта; 3) направленно увеличивают внешние требовании к способности воспринимать и оценивать параметры перемещения объекта;

Методика упражнений, направленных на совершенствование реакции выбора, наряду с использованием приемов, стимулирующих быстроту выбора, характеризуется постепенным увеличением числа альтернатив выбора, т е вариативности ситуаций, на которые нужно избирательно отреагировать, и возможных вариантов ответа, из которых требуется выбрать один, адекватный возникшей ситуации.

Особенности средств. Основные специфические средства воспитания быстроты как способности, «ответственной» за скоростные характеристики движений, получили название «скоростные упражнения» или точнее, «собственно-скоростные упражнения» Важнейший отличительный признак их — выполнение движений с максимальной (индивидуально наивысшей) или близкой к ней скоростью.

В целом для собственно-скоростных упражнений характерны; установка на полную реализацию в действии индивидуальных скоростных возможностей;

относительная кратковременность действия составляющего содержание упражнения его продолжительность; отсутствие неоправданных задержек и промедлений по ходу действия, что обеспечивается достаточно высокой степенью освоения его техники.

 

57. ППФП(значение, задачи, формы, средства и метод особенности проведения занятия).

В качестве своеобразной разновидности ФВ ППФП представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения социализированной физ подг-ти к избранной проф-й деятельности: Иначе говоря, что в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двиг умений и навыков воспитания физ-их и непосред связанных с ними способ, от которых прямо или косвенно зависит профессиональном дееспособность.

Задачи: 1) Помнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигат-ых, умений, навыков и физк-но образов-ых знаний, способствовать освоению избранной ПД, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств; 2) Интенсивность развития профес-о важных физ-их и непосред связ-х с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности; 3) Повысить степень резистентности орг-ма по отнош к неблагоприятн воздейс-м средовых, условий в которых протекает трудовая дея-ть, содействовать повышению его адаптационных возм-й, сохранению и упрочнению здоровья; 4)Способствовать успешному выполнению общ-их задач, реализуемых в с-ме ПП кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих егоматериальн и дух ценности.

Средства и метод особенности пров занятий: В качестве основных средств ППФП используют довольно разнообразные формы, ФУ: и числа тех, которые сложились в базовой ФК и с-е, а также упр, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям ПД. В современной ППФП вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой Дея-ти. Однако моделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, ср предполагает приииуществ-и исполнении упр, позволяющих направленно мобилизовать именно те проф-но важные функц-е св-ва орг-ма, двиг-е и сопряженные с ним способности, от которых существенно зависит результативность конкретной ПД. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движ-й входящих в состав ПД, но при условии, если соотв упр может дать образовательный, развивающий или поддерживающий трениров-й эффект как действенные средства реализации хотябы некоторых из задач, преследуемых в ППФП. Значительная часть упр, использ в кач-ве с ППФП, представляет собой обще(широко)-прикладные упр. Менее спецефичны те средства ППФП, которые используются преимущ-но для воспит-я физ качеств и произ-х от них способ-й. Стремление профилировать физ подг выразилось в создании особой разновид-ти гим-ки –ПП гимнастики и культивирования ПП-х видов спорта. В зависим от сис-мы занятий ФУ, сущ-ю роль могут играть средства общ подготовки. В комплексе с ними используют: естеств средовые факторы закаливание, спец гигиена и др ср-ва повыш-е уровень адаптац-х возможн-й орг-ма и сопротивл неблагопр воздейств специфич условий ПД.

Одна из основных проблем методики ППФП вытекает из необходимости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых ПД к физ-ым возм-ям орг-ма, с постепенныс превышен уровня этих требований.

 

58 Перестройка биохим процессов при переходе от покоя к работе. Потребление кислорода. образов кислород дефицита и кислород долга. особенности мобилизации различ. энергетич. субстратов при работе различ хар-ра.

Биохимические изменения при мышечной деятельности проис­ходят не только в работающих мышцах, но и во многих органах и тканях человеческого организма. Усилению энергетического обмена в работающих мышцах предшествует значительное увеличение нервной и гормональной активности. Уже в предстартовом состоя­нии активируется деятельность ряда желез внутренней секреции, в частности гипофиза и коры надпочечников. Под влиянием нерв­ной импульсации и выделении адренокортикотропного гормона в надпочечниках увеличивается образование адреналина и выброс его в кровь. Совместное действие симпатической нервной системы и адрена­лина приводит к увеличению ЧСС и обмена циркулирующей крови. Образование в мышцах и переход в кровь промежуточных продук­тов энергетического обмена (аденозинфосфорной кислоты, молоч­ной кислоты, углекислоты), усиление выброса ионов К и выделе­ние ацетилхолина оказывают местное действие на стенки капилля­ров в мышцах, вызывая их расширение; в то же время адреналин вызывает сжатие сосудов внутренних органов. Поэтому с началом мышечной работы происходит перераспределение кровотока в ор­ганизме и улучшение кровоснабжения работающих мыши. Под действием адреналина расслабляются гладкие мышцы бронхов, что облегчает газообмен в легких Все эти изменения в итоге при­водят к увеличению доставки кислорода к работающим мышцам и улучшению работоспособности. В деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем по снабжению работающих мышц кислородом большую роль играет непосредственное влияние продуктов обмена (молочной кислоты, углекислоты) на хеморецепторы, расположенные в стенках кро­веносных сосудов и передающие сигналы в ЦНС, а также сниже­ние под действием этих веществ рН крови, что усиливает актив­ность дыхательного центра. Скорость доставки кислорода является одним из важнейших факторов, определяющих возможности энергообеспечения работаю­щих мышц. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, диффундирует в кровь через стенки легочных альвеол и кровеносных капилляров вследствие разницы парциального давления его в альвеолярном воздухе и крови. Только небольшая часть поступающего в кровь кислорода рас­творяется вплазме, большая же часть связывается в эритроцитах с гемоглобином. Не способность гемоглобина связывать кислород влияет, тем­пература крови и концентрации водородных ионов в ней: чем ниже температура и выше рН. тем больше кислорода может быть связа­но с гемоглобином Выделение СО2 из крови в выдыхаемый воз­дух способствует подщелачиванию крови и насыщению гемоглоби­на кислородом.

В клетках кислородный обмен осуществляется при участии миоглобина, имеющего сходную с гемоглобином структуру. Миоглобин переносит кислород к митохондриям, где протекают окислительные процессы. Он может депонировать кислород. С усиленней исполь­зования кислорода митохондриями во время мышечной работы миоглобин отдает свой кислородный запас и начинает получать его от гемоглобина крови. Миоглобин обладает больший хими­ческим сродством к кислороду, чем гемоглобин, что обеспечивает более полное использование тканями кислорода, поставляемого кровью. Увеличению скорости реакций, обеспечивающих энергией рабо­тающие мышцы, способствует усиленная мобилизация энергетичес­ких ресурсов организма. Запасы КрФ. используемые в первые се­кунды работы, быстро снижаются, после чего основным источни­ком энергии становятся углеводы. В анаэробных условиях расхо­дуется главным образом мышечный гликоген. Этот процесс активируется действием АМФ. ионов Са, адреналина и ацетилхолина на фосфорилазу мышц — фермент, ускоряющий начальную стадию гликолиза. При длительных упражнениях запас гликогена мышц может оказаться недостаточным, и тогда начинают использоваться внемышечные источники энергии, и первую очередь гликоген печени. Для этого он должен быть расщеплен до глюкозы, которая пе­реносится кровью к работающим мышцам. Расщепление гликогена печени стимулируется адреналином и глюкагоном. с увеличением длительности работы все боль­шую роль в энергетическом снабжении мышц играют продукты распада жиров — жирные кислоты и кетоновые тела. Усиливается также захват из крови и окисление жиров печенью, в результате чего из нее в кровь начинает выде­ляться много кетоновых тел. Мышцы потребляют из крови и окис­ляют значительное количество кетоновых тел и свободных жирных кислот.

При переходе от состояния покоя к интенсивной мышечной дея­тельности потребность в кислороде возрастает во много раз, одна­ко сразу она не может быть удовлетворена. По мере усиления активности систем вегетативного обеспе­чения постепенно увеличивается потребление кислорода в рабо­тающих мышцах. При равномерной работе, если ЧСС превышает 150 уд.мин скорость потребления О2 возрастает до тех пор пока не наступит устойчивое состояние метаболических процессов, при котором потребление О2 достига­ет постоянного уровня и в каж­дый данный момент времени точ­но соответствует потребности организма. Количество кислорода, которое необходимо организму, чтобы полностью удовлетворять энергетические потребности за счет аэробных процессов, называетс кислородным запросом работы. При интенсивной работе реальное потребление кислорода — кис­лородный приход - составляет только часть кислородного запро­са. Разность между кислородным запросом работы и реально по­требляемым кислородом составляет кислородный дефицит организ­ма. В условиях кислородного дефицита активируются анаэробные реакции ресннтеча АТФ, что приводит к накоплению в организме недоокисленных продуктов анаэробного распада. Излишек кислородного потребления получил название кисло­родного долга. Кислородный долг всегда больше кислородного дефицита, и чем больше интенсивность и продолжительность работы.

 

62.Выносливость (понятие, формы проявления, факторы, определяющие уровень развития и проявления, критерии и способы оценки, средства воспитания выносливости)

Выносливость—это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Различают общую и специапьную выносливость. Общая выносливость— это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время. способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); г» признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д).

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно­сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы.

Факторы функциональной и биохимической энономизацш определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как, энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы (Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление" (Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу» Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесиьно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамически силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства

Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных аэробных способностей Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями. 2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной.р 3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90% от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэроные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращен! л тала является начало снижения скорости выполнения данного задания.

63. Под "физкультурным самоконтролем" подразумевается совокупность операций самоконтроля (самонаблюдение, анализ и оценка своего состояния, поведения, реагирования), осуществляемых индивидуально как непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями, так и в общем режиме жизни по правилам, установленным в сфере физической культуры. В процессе, занятий физическими упражнениями он включает: самооценку занимающимися своей готовности к действию, самопроверку ориентировочной основы действий, текущее контролирование параметров своих движений, осознанное "прочувствование" их ключевых моментов, самооценку степени испытываемых нагрузок, другие непрерывно чередующиеся акты самоконтроля, которые являются необходимой предпосылкой и неотъемлемым компонентом целесообразного управления своим поведением. В интервалах между занятиями самоконтроль ориентирован, кроме прочего, на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия, определение статуса организма и настроенности на предстоящие занятия. Основной документальной формой учета данных физкультурного самоконтроля является, как известно, регулярное ведение специализированного дневника.

64 Физиологическая сущность феномина Сеченова «активного отдыха», его роль в повышении работоспособности.

Характер и длительность вост процессов могут измениться в зависимости от режима деятельности спортсменов в послерабочей, восстанов период. В опытах Сече нова было показано, что в опред условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на др вид деятельности, те активным отдыхом. Он обнаружил, что работоспособность руки, утомленная работой на ручном эргографе, восстанавливалась быстрее и полнее, когда в период отдыха ее был заполнен работой другой руки. Анализируя этот феномен Сеченов предположил, что афферентные импульсы поступающие во время отдыха от других работающих мышц способствует лучшему восстановлению работоспособности нервных центров, как бы заряжая их энергией.Кроме того работа одной руки вызывает увеличение кровотока сосудов другой руки, что также может способствовать более быстрому восстановления работе способности утомленных мышц. Положительный эффект активного отдыха проявляется не только при переключении на работу других мышечных групп, но и пр, выполнении той же работы, но с меньшей интенсивностью. Например переход о [бега с большой скорости к бегу трусцой, также оказывается эффективным дл более быстрого восстановления. МК устраняется из крови быстрее при активном отдыхе т е в условиях работы сниженной мощности, чем при пассивном отдыхе С физиологической точки зрения положительный эффект заключительной работы невысокой мощности в конце тренировки или после соревнования является про явлением феномена активного отдыха.

 

67 вопросхар-ка аэроб мех-ма энерго обеспеч и его биоэнерг хар-ки.энерг субстраты, ферменты, конечные продукты.знач при физ нагрузках.

Анаэробный механизм ресинтеза АТФ отличается наибольшей производительностью: на его долю приходится 90% от общего кол-ва АТФ, реситезируемой в организме. Ферментные систем аэробного обмена расположены в основном в митохондриях клеток. Они подразделяются на субстратные циклы окисления, где в холе превращений различных метаболитовот них отщепляется водород, который акцептируется НАД или ФАД (первичное окисление), и интермедиаторный цикл окисления, где водород, акцептированный НАД и ФАД в реакциях передается на кислород с образованием воды (термильное окисление). К числу субстратных циклов окисл. относятся: гликолитическое расщепление углеводов, цикл превращения трикарбоновых кислот, бета окисления жирных кислот; Сути хим. превращений в субстратных циклах заключ. в преобразовании исходного субстрата в форму доступную дегидрогеназ, с последующим высвобождением энергии. Энергия окисления, выделяющаяся в реакциях дегидрогенирования, сохраняется в соединениях водорода с коферментами НАД или ФАД на кислород по системе дыхательных ферментов, которая расположена на внутренней мембране митохондрии. Состояние митохондриальной мембраны и активность ферментов дыхательной цепи подвержены действию разнообразных факторов, которые могут блокировать образование АТФ при переносе электронов на кислород. Таим действием обладает на процесс окисл. фосфорилирования в митохондриях скелетных мышц гормон щитовидной железы тироксин, непредельные жк, молочная кисл при высокой концентрацию. Не образуется высвобождаемая энергия, она рассеивается в виде тепла. При качественной оценке эффект. окисл. фосфорилирования надо учесть что, в процессе окисл. 1моль НАД *Н высвобождается около 222 кДж энергии, а на образование 3 молей АТФ затрачивается 125 кДж. Пировиноградная кислота, образующаяся в результате гликолиза в саркоплазме мышц, легко проникает в митахондрии по градиенту концентрации, в результате окисл декарбоксилирования превращается в ацетил-КоА Эта молекула содержит богатую энергией тиоэфирную связь. Основная доля энергии окисл выделяется при переносе водорода на кислород в дыхательной цепи. Общий выход АТФ на один моль ацетил-КоА =12. В качестве субстратов аэробных превращений в работающих мышцх могут быть использованы не только внытремышечные запасы гликогена, но и внемышечный запас углеводов, жиров, а в отдельных случаях и белков. Поэтому энергетическая емкость аэробного процесса очень велика. Максимальная мощность аэробного процесса в равной мере зависит как от скорости утилизации кислорода в клетках (а она, в свою оче­редь, от общего числа митохондрий в клетке, количества и актив­ности ферментов аэробного окисления), так и от скорости постав­ки О2 в ткани. Мощность аэробного энергообразования оценивает­ся по величине максимального потребления кислорода (МПК), доступного при выполнении мышечной работы.

 

68.Методика развития аэробной выносливости (определение, задачи и критерии оценки, методы и средства, интенсивность и продолжительность нагрузки и интервалов отдыха, число повторений).

Аэробная выносливость –длительно выполнять глобальную проблему.

Совершенствовать алактатную выносливость: Задачи, Повысить функциональные возможности креатин фосфатного мех-ма; Средства и методы: Ациклического хар-ра соответствующей интенсивности; методы повторного или переменно интервального упр; Интенсивные упр: Близка к максим-й (95% от макс-а); Продолжительность упр: 3-8 сек; Продолжительность интервала отдыха: 2-3 мин между повторениями, между сериями упр 7-10мин; Число повторений: 4-5 повт в серии. Число серии определяется подготовленностью сп-на.

Совершенствовать лактатную: Задачи: Совершенствовать функцион-е возможности гликолитического мех-ма; Средства и методы те же; Интенсивные упр: Близка к предельной на данной дистанции (90-95%); Продолжительность упр: 20сек-2 мин; Продолжительность интервала отдыха: Постепенно сближающихся между повторениями: 5-8 мин; 3-4 мин; 2-3 мин; между сериями 15-20 мин; Число повторений: 3-4 повторения в одной серии, число серий:2-3 для начинающих; 4-6 серий для СП-ов высокого класса.

 

69.Сочетания нагрузки и отдыха при спортивной тренировке и занятиях оздоровительной физической культурой.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями (ординарный, жесткий и суперюмпенсаторный), а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью. Мало того, учитывая гетерохронность (разно­временность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему занятий недельного цикла или одного дня чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация - возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления при



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: