Взаимосвязь устной и письменной речи




Результаты логопедического обследования.

 

Первое полугодие 1го класса – это трудный для детей период. Адаптация к школе, переход к новой деятельности, учебной, сочетаются со сложным процессом овладения письменной речью.

- Письменная речь тесно связана с устной речью, уровнем развития внимания, восприятия (особенно пространственного), памяти и мышления. Устная речь состоит из нескольких сфер: звуковой и лексико-грамматической, которые в свою очередь включают в себя несколько составных частей (компонентов):

- фонематическое восприятие

- артикуляционная моторика

- произношение звуков,

- звуко-слоговая структура

- навыки языкового анализа

- грамматический строй речи

- словарь и навыки словообразования

- понимание сложных логико – грамматических конструкций

- связная речь

Эти компоненты речевого развития и оценивались в ходе логопедического обследования. По итогам обследования для каждого ученика был составлен речевой профиль (см. график выше).

Результаты по каждому компоненту можно соотнести с одним из четырех уровней успешности (отметить на графике)

IV уровень (высокий) - 100 -80%

III уровень (средний) - 79,9 - 65%

II уровень (низкий) - 64,9 - 45%

I уровень (оч. низкий) - 44,95% и ниже.

 

1. Звуковая сторона речи включает в себя:

 

- фонематическое восприятие (умение различать звуки на слух). Фонематический слух отвечает за выделение слов, звуков из потока речи, за различение звуков между собой (твердых – мягких, звонких – глухих, свистящих – шипящих). Если фонематический слух развит недостаточно, то ребенок будет испытывать трудности при обозначении мягкости на письме (пропуск мягкого знака, замены Я на А, Ю на У и т.п.), при написании слов с парными согласными (папушка вместо бабушка), может заменять буквы С-Ц, Ш-С, Ж-З, Р-Л и т.п.(например, сапля вместо цапля, калета вместо карета)

 

- артикуляционную моторику (уровень развития движений речевого аппарата). От уровня развития мышц всех речевых органов зависит общая чёткость и выразительность речи, а также в какой-то мере и скорость чтения

 

- произношение звуков. Правильное звукопроизношение важно не только потому, что ответ ученика с чистым произношением звуков хорошо воспринимается и учителем, и учениками. Детям, нечетко выговаривающим какой-то звук, трудно привязать его к соответствующей букве. Оттого процесс запоминания букв может идти замедленно, с большими трудностями

 

- звуко-слоговую структуру (умение произносить слова сложной слоговой структуры, например, скакалка, космонавт, сковорода, термометр). Если ребёнок затрудняется произносить их (пропускает, переставляет слоги), то затруднения могут возникнуть и в записи таких слов.

 

- элементарные навыки языкового анализа (определение количества слов в предложении, количества слогов и звуков, место звука в слове), Если операции языкового анализа сформированы не полностью, то могут возникнуть пропуски гласных, согласных букв, их перестановки, пропуски и перестановки слогов, пропуски и недописывание слов.

 

2. Лесико-грамматическая сфера включает в себя:

 

- грамматический строй речи: понимание грамматических конструкций и умение исправить неправильное предложение (Собака вышла в будку.По морю плывут корабль), умение составлять предложения из слов (сидеть, синичка, на, ветка; Витя, косить, трава, кролики, для и т.п.), подбор предлогов (Птенец выпал … гнезда), образование слов во множественном числе (дом – дома, дом – много домов).Если этот компонент развит недостаточно, то могут возникать аграмматизмы (ошибки согласования существительных и прилагательных, в сочетании глаголов и существительных: красная солнышко, интересный книга и т.п.), пропуски или неверное употребление предлогов, слитное написание предлогов со словами и пр.

 

- словарь и навыки словообразования. От уровня словарного запаса зависит подбор однокоренных слов, точность употребления слов. Бедность словаря приводит к неточному употреблению слов, трудностям в подборе проверочных слов при освоении многих правил правописания (безударные гласные в корне, парные согласные, непроизносимые согласные и др.).

 

- связную речь. Связная речь – это связь слов в предложениях, распространение предложений, связный рассказ, стройное изложение своих мыслей. Несформированность этой стороны речи проявляется в упрощенных конструкциях предложений, в неправильном построении предложений, неумении связно изложить свои мысли устно и письменно.

- понимание сложных логико-грамматических конструкций (Ваня выше Пети, кто ниже ростом? Папа прочитал газету после того, как позавтракал. Что он сделал сначала?) Недостаточное понимание таких конструкций сказывается не только на понимании смысла прочитанного на уроках русского языка и чтения, но и на уроках математики, т.к. математические задачи – это, в какой-то мере, такие логико-грамматические конструкции.

Вас не должны пугать ломаные линии, представленные на графиках. У всех детей результаты разные, какие-то компоненты развиты лучше, какие-то хуже. Уровень речевого развития - это не раз и навсегда данное, он меняется в процессе обучения, общения со взрослыми и сверстниками. А результаты обследования - это руководство к действию для педагога, логопеда, и для вас, родителей.

На первой странице моего блога-портфолио «…» вы можете найти рекомендации по развитию и накоплению словаря, по закреплению навыков звуко-буквенного анализа, по работе со сложными логико-грамматическими конструкциями. Здесь же, в Гостевой книге, вы можете задать интересующие вопросы.

Не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро и легко формируются навыки чтения и письма. Некоторые первоклассники с трудом усваивают чтение по слогам, искажают читаемое, недостаточно понимают его смысл. А при письме делают разнообразные ошибки: пропускают гласные, заменяют одни буквы другими, путают их порядок. Если эти ошибки стойкие, повторяющиеся, мы говорим о нарушениях чтения и письма. Именно с детьми, у которых возникли или могут возникнуть такие ошибки, работает в школе логопед. А первое полугодие 1 класса мы используем, чтобы закрепить правильное произношение нарушенных звуков.

На логопедических занятиях мы будем уточнять произношение звуков, будем учиться различать звуки на слух, анализировать звуковой и буквенный состав слов, отрабатывать навыки чтения и письма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: