Влияние обучения и воспитания на развитие личности




Глава 1 Психолого-педагогические основы влияния обучения и воспитания на процесс формирования личности школьника на разных этапах возрастного развития.

Влияние обучения и воспитания на развитие личности

Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, его личность.Образование как процесспредполагает качественные изменения, движе­ние от неведения к знанию, от неумения к навыку, от непросвещенности к культуре.

Примечательно, что в основном государственном документе, законе «Об образовании» в Статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «1. Содержание обра­зования является одним из факторов экономического и социального прогрес­са общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения лич­ности, создание условий для ее самореализации;развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства».[7,с.11]

Образование предполагает постепенный путь формирования у личности кругозора по самым разным вопросам жизни, природы, социума. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предмет­но-практической деятельности.Обучение связано, прежде всего, со специаль­но организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами. Для чего человека надо обучать? Наэтот вопрос еще в XVIIвеке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности В. А. Сухомлинский, известный педагог, который произнес в продолжение этого постулата такие слова: «Человек должен учиться, потому что он человек!»

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многознач­ных понятий в педагогике. Зачастую многие определения воспитания характеризуют «внешнюю» сторо­ну процесса, со стороны только педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план изменений на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценно­стных отношений, обретение социального опыта. Поэтому воспи­тание является одним из главных путей организованной социализации. Вос­питание обеспечивает не только «выход в социум», продуктивные изменения в условиях жизнедеятельности ребенка, его качественную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной со­циализации), но и «обретение себя»(процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ре­бенок, реализуется в его каждодневных деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности понимаются и запоминаются не со стороны логики, а переживаютсявоспи­танником, «выходят» на уровень его потребностей, а, следовательно, будут опреде­лять его повседневное поведение.[2 с 21-25]

Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способа­ми: подражая в игре, при рисовании, кон­струировании, лепке. Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организу­ется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и обществен­но ценимая.

Дидактика современного образования качественно изменилась и в центр внимания ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их возрастные особенности, психическую направленность, активность и самостоятельность.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление, у учеников – обучение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.

Воспитание в процессе образования выполняет роль главного компонента, именно его изменения способны решающим образом качественно преобразовать весь процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержа­нию деятельности человека, оно влияет на становление жизненных целей, ценностных ориентаций, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.

На протяжении тысячелетий развития человечества мыслители разных ци­вилизаций сходились в утверждении, что человек — самое уникальное суще­ство в этом мире. Только он способен размышлять о том, «что Я есть», выстраивать себе жизненные ориентиры и действовать, опираясь на них. Эта «человекообразующая» сила все­гда являлась предметом внимания педагогики.[2 стр.50-51]

Что значит ориентировать образование на личность? Это значит, что обра­зование должно обеспечивать человеку развитие ряда важнейших жизненных свойств, с функциями которых связано построение личностного образа бытия, его жиз­ненная позиция. Эти свойства таковы:

1. способность к выбору, готовность действовать избирательно;

2. способность действовать автономно и самостоятельно, брать на себя от­ветственность за свои решения и действия;

3. способность к рефлексии, способность анализировать и оценивать свою деятельность, отношения, свою жизненную позицию;

4. способность не просто усваивать знания, но и искать их жизненный смысл, готовность к самообразованию;

5. способность к творчеству и активному преобразованию действительности;

6. способность к самосовершенствованию, к личностному и профессио­нальному самоопределению.

Вырастить самоопределяющуюся личность, обладающую определенной культурной, социаль­ной ценностью- вот задачи современного процесса образования и воспитания.[2 стр.66-67]

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практического применения, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного выполнения задания.

Обучение должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, учитывать особенности каждого возраста и давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наилучшей степени повлияет на психическое развитие детей. [10 с. 47]

Сообщая ученикам знания, учителя всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, моральные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Воспитание — социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности — своеобразный социальный заказ государственным образователь­ным системам и родителям как гражданам. Общество в воспитании проявляется в таких характеристиках, как: культура труда, быта, досуга, гражданская и правовая культура.

Воспитатель в процессе своей деятельности выступает как носитель определенной педагогической цели, он выбран обществом с целью осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка,он, тем не менее, ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим», «счастливым», «здоровым», «успешным», «опорой в старости». Механизм воспитания указывает на то, что воспитываются не поступки и поведение воспитанников, а их отношение к миру и социуму, к самим себе, которое реализуется в поступках и качествах личности.

Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для са­моразвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определяет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимовлияния воспи­тателя и воспитанников.

Важную роль в процессе воспитания играют ожидания воспитателя— нео­сознанные проекции целей, своеобразные педагогические установки. Как пра­вило, воспитатели, плохо знающие детей, не склонные к эмпатии, идентифи­кации, рефлексии, действуют в «поле негативных ожиданий». Дети им представляются непредсказуемыми, постоянно нарушающими поря­док и дисциплину, они стремятся как можно раньше выявить «трудных» детей и строят отношения с ними резко отличные от отношений с «хорошими».

Воспитатели, организующие свое педагогическое влияние на воспи­танника в «поле позитивных ожиданий», наоборот, склонны больше дове­рять детям. Они объективно относятся к разным проявлениям детского пове­дения, без предвзятости и негативных оценок. Природа воспитания такова, что ожидания воспитателя очень часто пропорциональны поступкам воспитанников. [2, с.76-78]

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на различныхособей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. Ответная реакция воспитываемых на воспитание неодинакова: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются неимоверные усилия, чтобы достичь нужной цели. Сила сопротивляемости воспитанию как противодействие давящей силе, исходящей от воспитателей, влияет на конечный результат. Поэтому определяющую роль играют частные ситуации и качество взаимоотношений людей в воспитательном процессе. Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогиче­ского взаимодействия с воспитателем, несомненно, зависит и от возраста вос­питанников. [9, с.42]

 

СМОТРИ ПУНКТ 1.2- ПОМЕНЯЕТСЯ СТРАНИЦА-измени в содержании!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: