Глава 1 Психолого-педагогические основы влияния обучения и воспитания на процесс формирования личности школьника на разных этапах возрастного развития.
Влияние обучения и воспитания на развитие личности
Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, его личность.Образование как процесспредполагает качественные изменения, движение от неведения к знанию, от неумения к навыку, от непросвещенности к культуре.
Примечательно, что в основном государственном документе, законе «Об образовании» в Статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства».[7,с.11]
Образование предполагает постепенный путь формирования у личности кругозора по самым разным вопросам жизни, природы, социума. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности.Обучение связано, прежде всего, со специально организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами. Для чего человека надо обучать? Наэтот вопрос еще в XVIIвеке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности В. А. Сухомлинский, известный педагог, который произнес в продолжение этого постулата такие слова: «Человек должен учиться, потому что он человек!»
Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. Зачастую многие определения воспитания характеризуют «внешнюю» сторону процесса, со стороны только педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план изменений на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценностных отношений, обретение социального опыта. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум», продуктивные изменения в условиях жизнедеятельности ребенка, его качественную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя»(процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.
Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ребенок, реализуется в его каждодневных деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности понимаются и запоминаются не со стороны логики, а переживаютсявоспитанником, «выходят» на уровень его потребностей, а, следовательно, будут определять его повседневное поведение.[2 с 21-25]
Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способами: подражая в игре, при рисовании, конструировании, лепке. Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организуется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и общественно ценимая.
Дидактика современного образования качественно изменилась и в центр внимания ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их возрастные особенности, психическую направленность, активность и самостоятельность.
На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление, у учеников – обучение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.
Воспитание в процессе образования выполняет роль главного компонента, именно его изменения способны решающим образом качественно преобразовать весь процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержанию деятельности человека, оно влияет на становление жизненных целей, ценностных ориентаций, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.
На протяжении тысячелетий развития человечества мыслители разных цивилизаций сходились в утверждении, что человек — самое уникальное существо в этом мире. Только он способен размышлять о том, «что Я есть», выстраивать себе жизненные ориентиры и действовать, опираясь на них. Эта «человекообразующая» сила всегда являлась предметом внимания педагогики.[2 стр.50-51]
Что значит ориентировать образование на личность? Это значит, что образование должно обеспечивать человеку развитие ряда важнейших жизненных свойств, с функциями которых связано построение личностного образа бытия, его жизненная позиция. Эти свойства таковы:
1. способность к выбору, готовность действовать избирательно;
2. способность действовать автономно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои решения и действия;
3. способность к рефлексии, способность анализировать и оценивать свою деятельность, отношения, свою жизненную позицию;
4. способность не просто усваивать знания, но и искать их жизненный смысл, готовность к самообразованию;
5. способность к творчеству и активному преобразованию действительности;
6. способность к самосовершенствованию, к личностному и профессиональному самоопределению.
Вырастить самоопределяющуюся личность, обладающую определенной культурной, социальной ценностью- вот задачи современного процесса образования и воспитания.[2 стр.66-67]
Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практического применения, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного выполнения задания.
Обучение должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, учитывать особенности каждого возраста и давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наилучшей степени повлияет на психическое развитие детей. [10 с. 47]
Сообщая ученикам знания, учителя всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, моральные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Воспитание — социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности — своеобразный социальный заказ государственным образовательным системам и родителям как гражданам. Общество в воспитании проявляется в таких характеристиках, как: культура труда, быта, досуга, гражданская и правовая культура.
Воспитатель в процессе своей деятельности выступает как носитель определенной педагогической цели, он выбран обществом с целью осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка,он, тем не менее, ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим», «счастливым», «здоровым», «успешным», «опорой в старости». Механизм воспитания указывает на то, что воспитываются не поступки и поведение воспитанников, а их отношение к миру и социуму, к самим себе, которое реализуется в поступках и качествах личности.
Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для саморазвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определяет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимовлияния воспитателя и воспитанников.
Важную роль в процессе воспитания играют ожидания воспитателя— неосознанные проекции целей, своеобразные педагогические установки. Как правило, воспитатели, плохо знающие детей, не склонные к эмпатии, идентификации, рефлексии, действуют в «поле негативных ожиданий». Дети им представляются непредсказуемыми, постоянно нарушающими порядок и дисциплину, они стремятся как можно раньше выявить «трудных» детей и строят отношения с ними резко отличные от отношений с «хорошими».
Воспитатели, организующие свое педагогическое влияние на воспитанника в «поле позитивных ожиданий», наоборот, склонны больше доверять детям. Они объективно относятся к разным проявлениям детского поведения, без предвзятости и негативных оценок. Природа воспитания такова, что ожидания воспитателя очень часто пропорциональны поступкам воспитанников. [2, с.76-78]
Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на различныхособей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. Ответная реакция воспитываемых на воспитание неодинакова: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются неимоверные усилия, чтобы достичь нужной цели. Сила сопротивляемости воспитанию как противодействие давящей силе, исходящей от воспитателей, влияет на конечный результат. Поэтому определяющую роль играют частные ситуации и качество взаимоотношений людей в воспитательном процессе. Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, несомненно, зависит и от возраста воспитанников. [9, с.42]
СМОТРИ ПУНКТ 1.2- ПОМЕНЯЕТСЯ СТРАНИЦА-измени в содержании!!