Якопо Робусти (Тинторетто)




Якопо Робусти (Тинторетто)
«Искушение святого Антония» (1577)

На картине изображен святой Антоний, которого терзают две ведьмы и два демона, разрывающих на нем одежду. Облачение отшельника, его руки и голова образуют форму креста, что символически повторяет мучения Иисуса Христа. Парящая в небесах божественна фигура возможно является Святым Марком, покровителем Венеции, на что указывает синий и красный цвета его одежды. (источник)


Мартен де Вос

Мартен де Вос
«Искушение святого Антония» (1591-1594)

Это характерное творение фламандской живописи маньеризма было центральной панелью триптиха, украшавшего алтарь собора святого Антония в Антверпене. На заднем плане мы видим несколько эпизодов из жизни святого Антония и Павла: кормление ворон, их разговор с архитектором о строительство монастыря, похороны святого Павла и похищение святого Антония демонами. Отрешенность монаха, который оставил человеческое общество и посвятил свою жизнь Богу, похоже на состояние глубокой меланхолии. В 11 веке один арабский врач дал такое определение меланхолии: «Думать о вопросах, о которых лучше не думать, и прозрение вещей, которых вовсе не существует». В то же время, однако, меланхолия демонического состояния позволяет глубже понять всю сцену искушения. В таком контексте музыка становится инструментом соблазна в руках сатаны. Красивая женщина, увенчанная рогами, держит в руках позолоченную шкатулку. Она появляется в сопровождении фантастических фигур, среди которых мы видим танцующие пары и двух музыкантов, одетых весьма специфично. Церемония захоронения святого Павла сопровождается поющими и музицирующими животными, отдающими ему столь странным образом последний долг. Хорошо известно, что одним из символов, связанных со Святым Антонием, является свинья, поскольку он считается покровителем домашних животных. Около 1070 года в Европе был основан орден святого Антония, который стал центром по лечению больных «антониевым огнем» (предполагают, что это болезнь, вызываемая тяжелым отравлением спорыньей). На картине Мартена де Воса фигура с головой свиньи, держащая в руках книгу, играет положительную роль. Однако свиньи, сопровождающие демоническую женскую фигуру, олицетворяют искушение. (источник)

Аннибале Карраччи

Аннибале Карраччи
«Искушение святого Антония» (1598)

Эта картина написана Аннибале Карраччи для частных клиентов в Риме. Она выполнена в традиционной манере художников из Северной Европы, работавших в Риме, например Корреджо. Поза святого Антония напоминает Адама на росписи Сиктинской капеллы в исполнении Микеланджело. (источник)


Корнелис Сафтлевен

Корнелис Сафтлевен
«Искушение святого Антония» (1629)

Из всех написанных Сафтлевеном картин на тему искушения святого Антония эта является самой ранней. Тематика позволила живописцу в полной мере насладиться работой над изображениями причудливых и неестественных существ, населявших его картины в ранний период творчества. (источник)


Жак Калло

Жак Калло «Искушение святого Антония» (1635)

Гравюра «Искушение святого Антония», которую обычно называют «Второе искушение святого Антония», потому что Калло уже обращался к этому сюжету в 1617 году, самая вдохновенная из всех его сатирических и гротескных композиций. Словно во сне, перед зрителем возникает огромная, озаренная подземным огнем пещера, где в дыму и пламени мечется несметное множество уродливых и фантастических существ. Несколько омерзительного вида тварей окружило лежащего на земле седобородого отшельника. Отвратив взор от восседающей на огнедышащем драконе нагой женщины, святой Антоний храбро обороняется крестом от наступающих на него бесов. Над головой святого, на кафедре полуразрушенного храма, — оркестр с хором бесов и солистом — ослом. В преддверии подземного царства, слева два черта в монашеских рясах читают требник, а справа — стреляющая картечью пушка и отряд вооруженных демонов.

Пытаясь разгадать содержание этой грандиозной фантасмагории, исследователи творчества Калло тщетно искали в нем апокалиптического смысла. Но уже сто с лишим лет тому назад писатель-романтик Т. Гофман — утверждал, что в ней осмеивается человек с его жалкими деяниями. Религиозный сюжет послужил художнику лишь предлогом для создания гениальной антиклерикальной и антивоенной сатиры, не случайно Калло прибегнул к метафорическому языку и к фантастическим гротескным образам. Это позволило ему трактовать тему войны в широком обобщающем плане. Жало его сатиры обращено против всех, кто повинен в человеконенавистничестве, мракобесии и фанатизме. Кровожадная и злобная тупость воплощается в клыках, когтях, рогах, ослиных ушах, ядовитой слюне и нечистотах обитателей ада, в облике которых уродливо перемешены человеческие и звериные черты. В подражании людям, вдохновляемые своим бесовским духовенством, они ведут кровопролитную войну по всем правилам военной науки с применением аркебуз, мушкетов, артиллерии, военных судов. Даже адский огонь не что иное, как вспышки выстрелов и пламя пожарищ. (источник)

Как и у Босха, так и у Калло мир нечисти — это пародия на человеческое общество. Однако у французского графика нет грешников — черти измываются друг над другом, они ведут религиозные войны, вдохновляемые собственным адским духовенством. В правой части на первом плане черти-монахи читают молитвенник, на втором плане — дьявол-священник проповедует пастве. В левой части против чертей-иноверцев из крепости выступает адское войско. Над воротами висит черт-повешенный, роль знамени исполняет содранная с вражеского черта шкура. «Адские пасти» — это пушки, они стреляют копьями и стрелами; на первом плане такая пушка убивает маленького чертенка. Над всей этой мрачной панорамой реет огромная фигура раскинувшего крылья сатаны. Из его разинутой пасти вылетает рой «демонов войны», превращающих даже жизнь ада в невообразимый хаос. («Крива усмішка Лукавого», журнал «Україна» (№ 9/ 2008))


Сальватор Роза

Сальватор Роза
«Искушение святого Антония» (1645)

На данном полотне Сальватор Роза изобразил себя в образе святого Антония, атакуемого уродливыми демонами. Символы Книги, Черепа и Креста не нуждаются в дополнительном объяснении.(источник)


Давид Тенирс Младший

Давид Тенирс Младший
«Искушение святого Антония» (сер. 17 в.)

На картине мы видим пейзаж с руинами замка. Святой Антоний молится в окружении демонов, созданных воображением художника из частей рыб, птиц, человеческих фигур и костей животных. Старый святой смотрит на женщину в белом одеянии. Эта женщина, олицетворяющая плотскую мирскую любовь, соблазняет Антония, протягивая ему кубок. При внимательном рассмотрении можно заметить, что вместо ног у нее когтистые птичьи лапы. Слева от святого стоит рогатая старуха, которая указывает на женщину в белом. За мельтешением причудливых демонов не следует забывать о глубоком религиозном смысле картины. Кусок каменной стены перед Антонием напоминает алтарь, на котором лежат предметы, символизирующие смерть, — череп и песочные часы и символы спасения — крест и Библия. Святой и вместе с ним зритель должен выбрать между спасением и жизнью во грехе, ведущем к смерти. По сравнению с произведением более зрелого периода, где Тенирс изобразил ту же самую сцену в пещере, в этой работе больше внимания придается больше эмоциональной выразительности элементам ландшавта. (источник)

Жус Ван Краесбек

Жус Ван Краесбек
«Искушение святого Антония» (1650)

На картине в большой голове святого продолжает копошится вся разнообразная суета нашего мира, хотя он и покинул ее (суету), уединившись в пустыне, но она никуда не исчезла из головы, которую мы хотим или нет, а всегда должны носить с собой. И даже в уединении продолжает жить тяга по той мирской суете и всяческими приземленными удовольствиями и развлечениями, к которым мы привыкли в жизни. В конце «чертик сожаления» таки отступил, а на смену ему пришел другой куда более мощный «чертик сексуальной похоти» или блуда. Бесчисленные сексуальные мысли и фантазии с необычайной силой начинают смущать святого и днем и ночью. Антоний побеждает их постом, молитвой, тяжелым физическим трудом. По легенде, дьявол неоднократно превращался в красивую сексуальную женщину и являлся к святому Антонию, но тот всегда гнал его (точнее ее) прочь. (источник)

Анри Фантен-Латур

Анри Фантен-Латур
«Искушение святого Антония» (19 век)

В отличие от своих портретов, выполненных в весьма мрачных тонах, концептуальные работы наполнены богатыми цветами и сочными мазками кисти. Во время аскетической практике в пустыне святого Антония искушали демоны в различных обличьях. На картине они предстают в образе красивых женщин, танцующих вокруг святого. Антоний смотрит в небеса и взывает к Богу о спасении. (источник)


Поль Сезанн

Поль Сезанн
«Искушение святого Антония» (1867-1869)

Одна из ранних работ Сезанна — «Искушение святого Антония» (1867-1869, Фонд Э. Бюрле, Цюрих). Используя классический религиозный сюжет, автор изображает обнаженные женские тела на лоне природы Собственно, сюжет остается лишь поводом: святому Антонию, который должен был быть главным героем композиции, отведено место у левого края полотна, он почти сливается с фоном. Ни в его лице, ни в позе не читается внутренняя борьба духа и человеческой плоти, его образ мог бы казаться невыразительным, если бы Сезанн действительно хотел изобразить христианского святого, противящегося греховному наваждению. Художник живописует женские тела, явившиеся искушением святому Антонио, Резкие контрасты светотени лепят объем и мощные монументальные формы. Классическая пирамидальная композиция центральной части картины, кажется, не имеет прямого отношения к сюжету: три женские фигуры образуют замкнутый контур, девушки не обращаются к святому Антонию, не искушают его, а существуют независимо. Кстати, красавицами их можно назвать с большой натяжкой: Сезанн далек от идеализации образов, он пишет просто — женщин. И лишь мастерски скомпонованная фигурная группа в левой части полотна — святой Антоний и представшая пред ним в чрезмерно откровенной позе искусительница соответствует названию холста. Эта пара построена по принципу симметрии. Открытая поза женщины, выставляющей напоказ свое тело, противопоставлена закрытой позе святого, запахивающего грубые одежды. Влияние импрессионистов чувствуется в цветных тенях и рефлексах зеленой листвы на телах женщин. Однако Сезанн доводит находку импрессионизма почти до абсурда, что сближает его работу с произведениями фовистов, еще не пришедших на мировую художественную сцену. (источник)

Фелисьен Ропс

Фелисьен Ропс
«Искушение святого Антония» (1878)

После мучительных исканий, уже сорокалетний, Ропс воплощает наконец свою мечту изобразить искушение Св. Антония в образах, которые представили бы немощными и немыми все созданные до него картины на эту «соблазнительную» тему. И он достиг желанного. Умри он после этой Вещи, — его слава не была бы меньше. Картина «Искушение Св. Антония», так восхитительно удавшаяся, дала художнику и новую силу, и новую смелость, опьяненье талантом, азарт. (Евреинов Н.Н. «Оригинал о портретистах»)


Макс Эрнст

Макс Эрнст
«Искушение святого Антония» (1945)

В 1929 году Андре Бретон назвал Эрнста художником, который «обладает самым призрачным воображением в мире». Эти слова были произнесены во время лекции, посвященной роману-коллажу Эрнста «Стоглавая женщина», однако их в полной мере можно отнести и к картине «Искушение святого Антония», победившей в конкурсе за право быть показанной в фильме, снятом по роману Ги де Мопассана «Милый друг». В изданном к конкурсу каталоге Эрнст писал о своей картине: «Погружающийся во тьму, слабеющий разум Антония кричит о помощи, но его крик ужаса лишь отражается эхом от спокойной поверхности воды и заглушается смехом чудовищ, порожденных воображением святого». Эрнст изображает на своем полотне жутких монстров с клешнями и клыками, заживо пожирающих святого Антония. Эту картину можно считать кульминацией цикла работ, созданных Эрнстом в 1930-е годы, когда художник обратился к изображению дремучих лесов и чудовищ, желая передать охватившую его тревогу. Своих чудовищ Эрнст пишет очень детально, в полном соответствии с традициями североевропейской живописи. Его картина напоминает полотна художника XV века Матиаса Грюневальда, хотя у Эрнста святой Антоний запечатлен в гораздо менее величественной позе, чем это было принято у старых мастеров. (источник)

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали
«Искушение святого Антония» (1946)

Картина появилась на свет благодаря конкурсу, объявленному американским кинопродюсером Альбертом Левиным. Для фильма по новелле Ги де Мопассана «Милый друг» ему требовался образ искушаемого святого. В конкурсе приняло участие одиннадцать художников, в жюри вошли такие известные знатоки, как культовый художник Марсель Дюшан и первый директор нью-йоркского Музея современного искусства Альфред Барр. Победил в конкурсе сюрреалист Макс Эрнст, в годы второй мировой войны, как и Дали, эмигрировавший в США из Европы. Святой Антоний, живший в IV веке, был отшельником. Известно, что аскет неоднократно видел страшные образы, которыми испытывалась вера святого (вынесенное в название картины слово «искушение» прежде означало «испытание»). Галлюцинации являлись к святому Антонию в двух формах: в виде соблазнительной женщины и в виде грозных демонов. Этот сюжет был необыкновенно популярен в средневековом и ренессансном искусстве, потом о нем надолго забыли, чтобы вспомнить лишь в середине XX века. Но Дали не был бы Дали, если бы классическая история не породила на его полотне странный мир, наполненный загадочными символами. (источник)

«Искушением святого Антония» Дали отметил появление в своей «вселенной» некое посредническое измерение между небом и землей — оно воплощено в образах слонов с длинными тонкими ногами. Эти животные словно бы предвещают тему левитации, победы над силой земного тяготения, которое вскоре получит более полное развитие в цикле «мистико-корпускулярных» картин. На картине Дали искушения предстают перед Святым Антонием вереницей образов: на переднем плане вздыбленный конь одновременно символизирует мощь и чувственное наслаждение; за ним следует группа слонов. У первого на спине — Чаша Желания, увенчанная фигурой обнаженной женщины, охваченной вожделением; на спине второго — обелиск, напоминающий творение римского скульптора Бернини. Замыкают это шествие слоны с архитектурной композицией в духе Палладио и с фаллической башней. В разрывах туч на заднем плане виднеется Эскориал, воплощающий духовный и мирской порядок. Начиная с этого времени, творчество Дали будет всецело посвящено синтезу трех начал — классической живописи, атомной эры и напряженного спиритуализма. (Жиль Нере «Сальвадор Дали»)

Константин Васильев

Константин Васильев
«Искушение святого Антония» (1962)

Материально нуждавшийся и, под настроение, склонный к эпатажу и дерзкому озорству Васильев по заказу мог написать не только чуждый ему евангельский сюжет — в частной коллекции можно увидеть и граничащее с порнографией небольшое полотно «Искушение святого Антония». (Михаил Белгородский «Константин Васильев и Даниил Андреев — полюса русского менталитета» (источник)


Анатолий Фоменко

А.Т. Фоменко
«Искушение святого Антония» (1979)

Работа создана по мотивам известной средневековой легенды об искушении Святого Антония. При этом использован язык математических образов. Видны поверхности Бельтрами (воронкообразные поверхности, на которых реализуется гиперболическая метрика Лобачевского; см. «трубы» в левой верхней части картины). Поверхность Бельтрами образована вращением плоской кривой специального вида вокруг ее асимптоты. Представлены идеи математической бесконечности, гомеоморфизма, непрерывной деформации, напоминается о некоторых еще нерешенных знаменитых проблемах, в частности — о проблеме Пуанкаре (является ли односвязное компактное трехмерное многообразие стандартной сферой) и о теореме Ферма. (источник)


Картины без описания

Фра Беато Анджелико
«Искушение святого Антония» (1436)

Неизвестный автор
«Искушение святого Антония» (15 или 16 век)

Лукас Кранах (старший)
«Искушение святого Антония» (1506)

Подражатель Босха
«Искушение святого Антония» (около 1515)

Велленс Де Кок
«Искушение святого Антония» (1520)

Никлаус Мануэль Дойч
«Демоны, терзающие святого Антония» (1520)

Джованни Джироламо Савольдо
«Демоны, терзающие святого Антония» (1524)

Велленс Де Кок
«Искушение святого Антония» (1526)

Лукас ван Лейден
«Искушение святого Антония» (1530)

Корнелис Массейс
«Искушение святого Антония» (16 век)

Питер Брейгель (старший)
«Искушение святого Антония» (16 век)

Питер Брейгель (младший)
«Искушение святого Антония» (1600-е)

Ян Брейгель
«Искушение святого Антония» (1603-1604)

Фредерик Фалькенборх
«Искушение святого Антония» (1618-1621)

Томас ван Апшовен
«Искушение святого Антония» (1622)

Сербская икона
«Искушение святого Антония» (17 век)

Давид Тенирс (младший)
«Искушение святого Антония» (17 век)

Абрахам Блутелинг
«Искушение святого Антония» (17 век)

Доминик ван Вайнен
«Искушение святого Антония» (17 век)

Себастьяно Риччи
«Искушение святого Антония» (1706-1707)

Поль Деларош
«Искушение святого Антония» (17 век)

Alexandre Louis Leloir
«Искушение святого Антония» (1871)

Доменико Морелли
«Искушение святого Антония» (1878)

Джон Доллман
«Искушение святого Антония» (1897)

Ловис Коринт
«Искушение святого Антония» (1897)

Хосе Гуадалупе Посада
«Искушение святого Антония» (1910)

Станислав Виткевич
«Искушение святого Антония» (1921-1922)

Леонора Каррингтон
«Искушение святого Антония» (1947)

Диего Ривера
«Искушение святого Антония» (1947)

Бела Кондор
«Искушение святого Антония» (1966)

Сергей Шаров
«Искушение святого Антония» (1969)

Билл Сала «Искушение святого Антония» (?)

Под редакцией Tannarh’a, 2012 г

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: