Теперь хочу остановиться на некоторых особенно тревожащих меня негативных тенденциях, наметившихся не только в дошкольной педагогике, но и в обществе в целом.




ПРОБЛЕМЫИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА

В наше время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Впервые эти изменения стали отмечать детские психологи США, Японии, Германии, Великобритании еще в середине прошлого столетия. Уже тогда, полвека назад, в экономически развитых странах педагоги с тревогой говорили об исчезновении так называемого детского сообщества, о росте приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре. В конце 70-х годов японский профессор Тору Арити писал: «Самое большое различие между детьми наших дней и детьми прошлого времени состоит в том, что сегодняшние дети потеряли свои веселые игры…»

Особенности поведения детей нашего времени напрямую связаны с изменениями:

- в окружающем мире,

- в установках их родителей и

- в состоянии здоровья самих малышей.

Врачи и педагоги отмечают постоянное увеличение количества детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных малышей, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Особенно беспокоит педагогов то, чтоуровень психологической зрелостимногих сегодняшних дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад.

Родители тоже замечают изменения в поведении своих детей, но склонны трактовать эти изменения лишь в их (детей) пользу. Так, на вопрос: «Чем отличаются современные дети от Вас в этом же возрасте?», - подавляющее большинство родителей ответили, что нынешние дети умнее, сообразительнее, более развиты, все быстро схватывают, раскованы, лучше адаптированы к современной жизни. Иногда встречаются и такие высказывания восхищенных родителей: «Они космические: очень умные, не по годам. Это - дети-индиго!»

Действительно, даже дошколята теперь с легкостью понимают язык современной техники, опережая в этом своих дедушек и бабушек. Дети раньше стали знакомиться с письмом и счетом, выполнять мыслительные операции – такие как анализ и синтез, группировка, обобщение, систематизация, классификация.

Однако современные дети сплошь и рядом с трудом пересказывают услышанный рассказ, путаются в заданиях, построенных на наглядно-образном или схематическом мышлении. Некоторые ученые называют это феноменом мышления без понимания.

О причинах особенностей психологического развития современных детей мы и поговорим сегодня.

 

Начну с социальных факторов, которые привели к заметным психологическим

изменениям детей конца ХХ – начала ХХI века. Для нашей страны эти перемены во многом связаны со сменой общественно-экономической формации, с переходом к рыночной экономике, которой сопутствует значительное материальное расслоение населения. При этом в иерархии семейных ценностей на первый план вышлазабота о материальном благополучии и стремление родителей обеспечить детям хорошее образование, дать им так называемый «хороший старт».

При этом повседневная забота о развитии ребенка молодыми родителями часто перекладывается на нянь, воспитателей детских садов, учителей. Все меньше времени занятые родители проводят вместе со своими детьми. Так постепенно утрачиваются семейное единение, семейные традиции. На совместные прогулки, на общение с детьми у родителей часто или нет сил, или им это не интересно. Так происходит отдаление родителей от детей.

Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком. Молодые родители часто не могут ответить, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. Такие родители и их дети живут как бы в параллельных мирах.

Кто не видел такой картинки на улице: молодая мама говорит по сотовому телефону и тянет за руку, как на буксире, уже не пытающегося общаться с ней ребенка. Или же они идут за руку, но при этом всю дорогу молчат.

А вот другой пример. На занятии показываю маленьким детям картинки – папа, мама и другие члены семьи – вид каждого человека спереди и вид со спины. 3-х летние дети должны соотнести эти изображения и сложить их попарно. Так вот, многие малыши с большей радостью реагирует на изображение папы именно со спины. О чем это говорит? О том, что своего отца ребенок чаще видит именно в таком положении – лицом к компьютеру, затылком к семье.

Очень важен для психологического здоровья ребенка любого возраста благоприятный эмоциональный фон в семье. Но все чащеродители малыша бывают недовольны жизнью, зарплатой. Ребёноквидит раздражённых родителей, и это отрицательно сказывается на малыше. Ведь для полноценного психологического развития ребенку необходимо видеть своих родителей счастливыми.

Хотя бы ради ребенка родителям надо стараться изменить свое отношение к жизни. Малышу для психологического комфорта необходима светлая картина мира. Иначе и у него возникнет тревожность, страхи. Ведь напряженность взрослых всегда передается детям. Поверьте моему многолетнему опыту - у тревожных мам дети всегда более болезненные и неуравновешенные.

Вот лишь один пример из моей практики: будущая мать перенесла стресс в первой половине беременности – ей пришлось расстаться с мужем. Потрясение, перенесенное молодой женщиной, сказались на ребенке – он родился с кардиологическими и неврологическими проблемами. Малыш, несмотря на свою активность и любознательность, боится всего нового (даже новых игрушек), не уверен в себе (отказывается выполнять новые посильные задания – а вдруг не получится!), у него отмечается неврозоподобное нарушение сна.

А если у родителей развод происходит на глазах у малыша – это для ребенка иначе как психологической катастрофой и не назовешь. А разводов среди родителей моих воспитанников, к сожалению, становится все больше и все раньше. Если 20 лет назад первая волна разводов у родителей начиналась, когда их детям было 6-7 лет, - то есть к моменту окончания детского сада, то теперь это происходит, когда малышам 3-4 года. Так, за осень 2015 года я писала характеристики двум детишкам (а по сути не им, а их мамам). Характеристики эти предназначены для предоставления в суд в связи с разводом родителей малышей. (В одном случае бывший супруг хочет отнять детей у своей жены и передать их на воспитание бабушке – своей матери; а во втором - отец ребенка отказывается платить алименты на больного ребенка, ссылаясь, что бывшая жена вместе с малышом пытается сидеть у него на шее – раз часто меняет работу, а периодами вообще не работает.)

По поводу кризиса семейных отношений говорят и врачи. Так, доктор медицинских наук, детский психиатр Северин Гречаный(зав. кафедрой психиатрии Педиатрического медицинского университета, ведущий специалист по детской психиатрии в Санкт-Петербурге) на конференции говорил педагогам, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, что «институт семьи в наше время переживает кризис. Семьи часто распадаются, в том числе и из-за проблемных детей. Родители не умеют строить отношения с аномальными детьми. Отцы, как правило, уходят из таких семей. В результате, все проблемы ложатся на плечи матери, которая в одиночку не всегда в состоянии их решить».

Главное, что хочу сказать относительно разводов, основываясь на своем педагогическом и жизненном опыте – ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности видеться с обоими родителями, если он привязан к каждому из них. Тут женщине следует забывать о своей боли и обиде и заботиться о том, как уберечь от тяжелейших психологических травм своего малыша. К сожалению, знаю несколько случаев, когда у детей, переживших развод родителей, это стало началом уже не для психологических, а для психических нарушений.

 

Хочу обратить внимание еще на одну весьма распространенную родительскую ошибку – чрезмерную опеку ребенка. (Чаще всего это как раз и случается в неполных семьях или когда малыш очень болезненный). Ребенок постепенно привыкает, что за него всё делает, всё решает мама. В результате у маленького человека не вырабатывается самостоятельность. Вот пример: мальчику 3 года. Он еще медленно одевается. У мамы не хватает терпения, она предпочитает сама быстро одеть ребенка. Сначала малыш сопротивляется, а потом привыкает к этому и уже сам не хочет натягивать носочек - он лишь выставляет ножку и ждет.

А ведь именно в этом возрасте (от 2,5 до 3,5-х лет) у детей бывает, так называемый, кризис 3-х лет. Психологическая его причина - борьба за самостоятельность маленького человека. Признаками возрастного кризиса являются:

- Негативизм: ребёнок противоречит родителям и поступает по-своему. Тем самым он пытается защитить свое «Я».

- Упрямство: ребёнок будет стоять на своём до последнего. (Даже если ему уже и не хочется того, чего он требовал). Так ребёнок хочет убедиться, что с его мнением считаются.

- Стремление к самостоятельности: ребёнок старается не прибегать к чьей-то помощи, делает всё сам.

- Обесценивание: ребёнок начинает по-другому относиться ко всему, что ему нравилось до сих пор. Его перестают интересовать игры и занятия, столь любимые ранее. Нередко ребёнок начинает ругаться и «обзываться».

Что поделаешь?! Каждый качественный скачок в развитии личности сопровождается кризисом. Так малыш учится быть самостоятельным, защищать себя и свои права. Он пытается давать отпор внешнему миру. Кстати, подобных кризисов за дошкольное детство бывает три.

Самый первый - в 1,5 года, когда малыш впервые осознает, что он не неотъемлемая мамина часть, а и сам Человек. Следующий кризис, как я уже говорила, в 3 года, потом в 7 лет. Далее будет кризис в подростковом возрасте (условно, в 14 лет). К слову добавлю, что менее заметные психологические и физиологические кризисы бывают и у взрослых, с периодичностью раз в 7 лет. Считайте дальше: в 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77 лет и так далее. В этом возрасте лишний раз поберегите себя и своих близких. Ведь физически и психологически организм в это время ослаблен.

 

Но вернемся к социальным факторам формирования психологических особенностей современных детей. Факторам, зависящим от взрослых. Многие молодые родители ошибочно считают, что детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса.

Вот пример. Веду консультативный прием, беседую с мамой малыша 2-х лет 6 месяцев. Интересуюсь, говорит ли предложениями ее мальчик. (Оказывается, малыш еще не соединяет слова во фразы. Хотя я как логопед знаю, что в норме в 2 года у ребенка должна появляться фразовая речь). Далее, уточняю у мамы, какие именно слова есть в активном словаре ее ребенка (не то, что он понимает, а то, что малыш может сказать сам). Мама мальчика сообщает, что он говорит три слова: «мама», «баба» и «па». Я уточняю - «Папа?». «Нет», отвечает молодая женщина – «Папы у нас нет. Это планшет. Сын любит с ним играть».

Видела я таких детишек и в более старшем возрасте. Речи, как правило, у них все еще нет или она мало понятна окружающим. Зато в любимой компьютерной игре в мамином сенсорном телефоне (по сути, том же компьютере) ребенок с легкостью загоняет шарики в ячейки, собирает знакомые пазлы из 6-8 частей. Кстати, водит малыш при этом по экрану не указательным пальцем (он еще не очень ловко у него работает) а большим. Зато обычную разрезную картинку из 4-х частей сложить такой 3-х летний ребенок не может (даже после показа и объяснения). Ведь, подсказок в виде формы фрагментов изображения в этой игре нет. Для того, чтобы сложить разрезную картинку из частей, малышу надо представить образ целого предмета, и составить его изображение из абсолютно одинаковых по форме частей.

Компьютер, планшет, игровая приставка... (а особенно бесконтрольное пользование ими) могут привести ребенка к большим бедам - к компьютерной зависимости - к уходу от реальности в виртуальный мир. Если прежде, чем малыш взял в руки детскую книжку, рассмотрел в ней картинки, послушал, как мама ему ее читает, - он уже приучен пользоваться сенсорным экраном, то никакая самая умная, самая яркая книга малыша не заинтересует. Кроха повозит по страничке пальчиком – а там ничего не меняется, не мелькает. Малыш будет разочарован.

А ведь как часто родители, не подозревая об опасности, которую таят в себе компьютеры, уводящие детей от реальности в мир виртуальных игр, сами сажают любимых чад к их экранам. Тревогу же эти родители начинают бить лишь тогда, когда ребенок уже ничем другим не интересуется, и компьютерные игры превращаются для него, по сути дела, в наркотик, без которого ребенок уже не может обходиться.

Мы педагоги постоянно говорим об этом родителям наших воспитанников, но, увы, 20-30-летние родители прислушиваются к нам далеко не всегда, или понимают по-своему. Вот тому пример: Моя коллега-логопед, работающая в подготовительной группе детского сада, видя, что один из ее 6-летних учеников ни чем другим не интересуется, кроме компьютерных игр, посоветовала матери мальчика не разрешать ему проводить у компьютера все свободное время. Вскоре молодая женщина «последовала совету» педагога, о чем и сообщила в детском саду: «Я забрала компьютер и купила сыну планшет».

**

2-ЧАСТЬ

Немногие родители знают о том, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Близкий человек вступает с малышом в общение, в диалог. Именно с помощью мамы ребёнок открывает и познаёт мир. При поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности, узнавать свои возможности. И ни одно техническое средство, ни один сенсорный экран не способен заменить маленькому ребенку живого общения и родительской любви.

Пример из истории: Людовик (не помню, какой по счету) приказал провести эксперимент. Купленных у бедных крестьянок новорожденных младенцев отдали кормилицам. Уход за детьми был хороший, но кормилицам запрещено было общаться с малышами (говорить, ласкать, играть). Людовика интересовало, на каком языке будут в дальнейшем разговаривать эти дети. Эксперимент завершить не удалось, так как все младенцы умерли, не дожив до годовалого возраста. А вывод прост: ребенку жизненно необходим не только уход, питание, но и общение, и ласка.

Отсутствие у ребенка полноценного общения с родителями приводит, как это ни покажется странным, к агрессии. Именно это замечают педагоги у многих современных детей. Агрессия у ребенка в данном случае выступает в качестве защитного механизма. Это способ привлечения внимания взрослых - единственное оставшееся доступным малышу средство.

Агрессивные дети, кроме того, часто подозрительны и насторожены, стремятся перекладывать свою вину на других. Они еще не в состоянии оценить свои поступки и не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что, наоборот, весь мир хочет обидеть их.

 

Серьезной проблемой для современной педагогики стал рост «экранной» зависимости детей. Если еще 15 лет назад педагоги тревожились за школьников, то теперь мы говорим об этой зависимости у дошколят. Компьютер и телевизор всё чаще заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое ужасное, это устраивает многих родителей. Молодые мамы не задумываются над тем, что это занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и проч.), но и для их психического развития.

Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд.

Телевизор и компьютерные игры похожи на жвачку, которая не насыщает, не даёт пищу для ума. У «экранных» детей теряется функция воображения. Почему многие дети не понимают мультфильмов, которые смотрели мы в детстве? Потому что там нужно воображение, умение сопереживать. Почему им нравятся такие мультики, как «Маша и медведь» - пример недоброй девочки, обижающей доверчивого добродушного медведя. Кстати, после этого мультфильма дети становятся возбужденными, начинают шалить, устраивая уже в жизни праздник непослушания, даже если и возрастной кризис миновал.

 

Я уже упоминала об отставании в развитии речи у значительной части современных детей. Ведь речь тоже формируется в процессе общения ребенка со взрослым. А если это общение сведено до минимума… Данная проблема становится год от года все серьезнее. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Страдают все компоненты речи: лексика, грамматика, фонетика (звукопроизношение), фонематика (речевой слух) и связная речь. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь), то долгое отсутствие или ее недоразвитие приводит к тому, что ребёнок становится менее мыслящим, он не анализирует свои поступки.

Педагоги замечают, что многим детям даже старшего дошкольного возраста становится все труднее воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения вместе, улавливая смысл сказанного. В результате таким детям становится неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом. (Подобная проблема возникает и у школьников, но уже на другом уровне. Они читают тексты в учебниках механически, не осмысляя прочитанного).

 

Дети с нарушением речи с трудом разучивают стихи– ведь у них страдает чувство ритма и рифмы. Не ощущая их, они учат поэзию с таким же трудом, как мы бы с вами учили прозу. Эти дети переставляют в стихотворении слова, заменяют рифмующиеся слова на аналогичные по смыслу. А ведь чувство ритма необходимо ребенку не только для запоминания стихов, музыки, танца, но и для саморегуляции собственной психической активности, позволяющей улавливать общий ритм работы группы, класса, полноценно участвовать в коллективном решении познавательных задач.

А закладываются ритмические навыки еще в раннем детстве, когда малыш знакомится с колыбельными, играми - потешками, считалками, народными сказками, сочетающими в себе рифму и ритмическое движение. Значит, мало пели ему колыбельных, мало играли, усаживая на колени, мало рассказывали сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»… (Ведь и в этих сказках идущие рефреном повторы ритмизированы, в них чувствуется музыка слова).

У современных детей специалисты отмечают ориентацию лишь на наглядность воспринимаемой информации. У детей страдает слуховое восприятие, кроме того слабо развито воображение и образное мышление. Это происходит из-за снижения ценности культуры словав современной цивилизацииивытеснении ее видеокультурой.

 

Ещё одной особенностью детей нашего времени является неспособность к концентрации на каком-либо занятии, повышенная двигательная активность. На фоне нарушения речи и других высших психических функций (внимания, памяти и мышления) в сочетании с гиперактивностью, у детей старшего дошкольного возраста отмечается снижение любознательности и воображения, фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Причина – сложности общения со сверстниками, ведь они не умеют словом выразить свои мысли.

Усугубляет эту проблему и то, что для современного ребенка исчезло детское «дворовое» сообщество (в хорошем смысле этого слова). Раньше именно во дворе своего дома дети разных возрастов могли свободно играть и общаться друг с другом.

Кроме того, у дошкольников с недостатками речевого развития всегда отмечается и недостаточная сформированностьмелкой моторики пальцев рук. В результате малыши не любят рисовать, у них плохо вырабатываются графические навыки, а позже и навыки письма. Эти дети долго путают цвета. Это все свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих структур мозга – так называемых третичных полей(отвечающих за ассоциативные связи).

Эти поля обеспечивают связи между различными центрами коры больших полушарий, участвуют в восприятии и обработке сигналов, а главное – в объединении получаемой информации от внешнего мира с информацией, заложенной в памяти человека. За счет ассоциативных связей в головном мозге речевые процессы осуществляются при участии всей коры больших полушарий. Ассоциативные зоны задействованы также в процессах запоминания, мышления. Результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом.

 

Многочисленные исследования ученых показали, что в коре головного мозга речевая зона, зона восприятия цвета и зона, отвечающая за подвижность пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга, и оказывают взаимное влияние. Поэтому развивая у ребенка мелкую моторику, мы совершенствуем не только подвижность и координацию движений его пальчиков, но развиваем речь и сенсорное восприятие. Кратко и образно выразил эту мысль известный русский педагог В.А. Сухомлинский: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

 

Хочется сказать ещё об одной проблеме наших дней. Это современные игрушки. Многие из них совсем не способствуют развитию игровой деятельности дошколят. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в этом возрасте. Сейчас многие игрушки нацелены на механическое использование заложенных в них операций, они максимально приближены к реальным объектам. Такие игрушки не способствуют творческой игре, не позволяют ребенку развивать воображение, фантазию, а тем самым обогащать свой внутренний мир.

Сегодняшний ребенок находится в плену у технически сложных игрушек. Они занимают его внимание и обесценивают создание воображаемых ситуаций. Из-за этого многие детские игры исчезают из жизни дошкольников.

А для полноценного развития ребенку необходимы все виды игр: и подвижные, и строительно-конструктивные, и сюжетно-ролевые, и творческие (словесно-логические, изобразительные, театрализованные…), и познавательные. В этих играх дети используют не только реальные предметы, но и предметы – заместители. Когда 3-летний малыш применяет кирпичик в одной игре как строительный материал, в другой как кусочек мыла, а в третьей как кусочек хлеба, мы, педагоги, с удовлетворением констатируем, что маленький человек начинает переходить на новую ступень своего развития – от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ведь главное в игре для ребенка это отнюдь не изобилие натуралистичных игрушек, а возможность создать мнимую (воображаемую) ситуацию. Так, нашим бабушкам было вполне достаточно тряпичной или соломенной куклы (а иногда даже простой щепочки), чтобы организовать игру в дочки-матери. Этих «кукол» они оборачивали разными тряпочками (или даже листьями растений), воображая, что это пеленки, а затем и наряды их «подросших» игрушечных «дочек». У современных же кукол множество настоящих платьев. (Да каких!) Зачем детям что-то воображать, придумывать и приспосабливать. Все уже готово, все придумано за них.

Недавно я слышала разговор двух девочек. Одна малышка просила у другой дать ей поиграть новую куклу (пупса) и интересовалась - а есть ли «у куколки кнопочка, чтобы она плакала». А ведь было бы гораздо лучше, если бы девочки сами изобразили, как плачет кукла, затем стали бы ее утешать, укачивать, спели бы ей колыбельную…

В наше же время многие из традиционных детских игр ребенку стали заменять компьютерные игры, в которых фантазировать уже не надо – это сделано составителями игры.

В результате сегодняшние дети с самого раннего возраста привыкают к готовым образным впечатлениям, они не умеют и не испытывают потребности создавать собственные образы, придумывать, рассуждать и воображать. Классическая детская ролевая игра начинает уходить в прошлое. Приведу два характерных примера из своей практики.

Общаюсь у своих знакомых с мальчиком, который еще не ходит в детский сад (ему около 4-х лет). Начинаю с малышом играть, изображая голосом и движениями персонажей сказки «Теремок», благо посреди детской стоит большой домик. Ребенок, живущий среди серьезных взрослых и мало общающийся с детьми, с изумлением смотрит на меня, и я с вдруг понимаю, что он считает меня ненормальной. Мальчик не понял, что это игра – он видит тетю, которая кривляется. И тут мне стало за себя стыдно, а ребенка этого очень жалко.

А вот другой случай - совсем недавно трехлетний мальчик с радостью мне сообщил, что ему купили планшет. Я не смогла разделить его радость - у меня в ответ лишь вырвалось: «Лучше бы конструктор». Малыш, удивился моим словам и сказал, что конструктор «не интересно». Я же поняла, что планшет ребенку купили, не просто так, а чтобы не мешал маме, ведь в семье недавно появился маленький ребенок. Со слов мамы этого мальчика, «он очень самостоятельный – сам включает и смотрит телевизор, у него есть любимые программы». А потом - в детском саду этот самый малыш играет в весьма специфические игры: в монстров, вампиров, человека-паука… Увидев же на занятии картину с изображением руки - тот же ребенок сказал мне: «Это рука мертвого человека».

 

Не телевизор, не компьютер, а живое общение нужно детям: общение с близкими взрослыми, общение со сверстниками. Родительская же иллюзия обретения маленьким ребенком самостоятельности – опасная иллюзия, поскольку в ней кроется отсутствие навыка взаимодействия со взрослым. А без него в дальнейшем будет невозможно полноценное освоение учебной программы в школе.

Пока ребенок еще маленький, не только в детском саду, но и дома необходимо создавать условия, в которых у ребёнка будет возможность:

- играть,

- решать познавательные задачи,

- удовлетворять собственное любопытство,

- развивать воображение и творческие способности,

- выстраивать отношения с людьми,

- сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других.

Только тогда у маленького человека будет чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта. А ведь, как известно, все корни - в детстве. И именно в дошкольный период закладываются не только здоровье (физическое и психологическое), но и основа личности человека. А, как говорится, в народной пословице: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Теперь хочу остановиться на некоторых особенно тревожащих меня негативных тенденциях, наметившихся не только в дошкольной педагогике, но и в обществе в целом.

 

От своих коллег с большим стажем работы я все чаще слышу такие слова:

«Дети теперь совсем другие. Они много знают, но не того, что нужно!»

«Дошкольники не подчиняются требованиям, общим для всех правилам, с ними невозможно договориться, трудно заинтересовать играми, занятиями».

«Дети не умеют играть в коллективные игры, строить отношения друг с другом. Между детьми постоянно возникают конфликты».

«Они не понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо» или не считают нужным вести себя в соответствии с этими знаниями».

«Сегодняшние дети не умеют слушать и слышать другого человека (не только сверстника, но даже взрослого), не любят слушать книжки».

«Дети стали неуправляемые. Работать в детском саду становится всё опаснее. Каждый день молю Бога, чтобы не случилось никакой травмы!»

«Трудно не только с детьми, но и с родителями. Они теперь тоже стали другими. Если раньше к нам, педагогам, прислушивались, приходили за советом, то теперь авторитет педагога стремительно падает. Педагогика превратилась в сферу обслуживания - со всеми вытекающими отсюда последствиями. И дети, и их родители становятся потребителями».

 

На мой взгляд, во многом причина изменения поведения современных детей по сравнению с поведением детишек 70-80-х годов ХХ века - в ухудшении их здоровья.

Ухудшение физического, а зачастую и психического здоровья детейотмечают многие врачи и педагоги. Ведь из поколения в поколение накапливаются заболевания. Если родители имеют хронические заболевания, то и дети не могут быть здоровы.

Ухудшается экология: мы едим не всегда экологически чистую пищу. О том, что мы пьем отнюдь не родниковую воду и дышим в больших городах не слишком хорошим воздухом, и говорить не приходится. Это здоровья ни нам, ни нашим детям не добавляет.

Новорожденные в большинстве своем теперь появляются на свет крупные. (Сколько десятилетий мы с вами ели мясо животных, получавших добавки роста – бройлеров?) А крупные дети (от 3,5 кг), как правило, травмируются в родах. ( Недаром у акушеров есть присказка: «Рожайте маленьких - растите больших»).85% от всех новорожденных получают подвывих шейных позвонков в процессе родов – это данные 1-й городской детской больницы СПб. (В этой больнице на неврологическом отделении занимаются лечением таких детишек). Одним словом, число не только физически, но и неврологически ослабленных детей растет.

Я уже цитировала главного детского психиатра СПб - Северина Гречаного. Вновь обращусь к его высказываниям:

«Увеличивается число детей, имеющих психические нарушения, такие как:

* ранний детский аутизм – нарушение способности к общению с окружающими, как правило, сопровождающееся снижением интеллекта (эти малыши не в состоянии общаться даже со своими родными). А ведь аутизм – это, не что иное, как шизофрения. Заболевание, которое теперь очень помолодело.

* ЗПР (задержка психического развития) – недоразвитие какой-либо психической функции (чаще всего внимания, памяти и речи) в сочетании с инфантилизмом и нарушением эмоционально-волевой сферы;

* СДВГ – синдром двигательной активности с дефицитом внимания, когда ребенок настолько расторможен, что ни минуты не может усидеть на месте во время занятий, не может сосредоточиться. Такой ребенок постоянно возбужден, кричит, бегает. От этого малыш и сам устает, и окружающих утомляет.

Конечно же, таких детей надо не только воспитывать и учить, но в первую очередь лечить. Однако, многие родители, не считают нужным это делать, не понимая всей серьезности проблемы. К сожалению, мы, педагоги, тут бессильны, все наши советы носят лишь рекомендательный характер.

 

Инфантилизм. Это сохранение детских черт, несмотря на взросление. Инфантильный человек – ничего не может решить сам. У инфантильных подростков физиологическая зрелость наступает, а психологическая нет. У старших же дошкольников, идущих в первый класс, зачастую нет школьной зрелости. Семилетки оказываются еще не готовыми к ежедневным урокам, от того и наступает у них разочарование вскоре после поступления в первый класс.

Корни этого явления, кроются в детстве. Причина инфантилизма не только в отсутствии обязанностей у ребёнка в семье и родительской гиперопеке, о чем мы уже говорили, а также в разрушении детского дворового разновозрастного сообщества. Вместе с ним разрушилась и детская субкультура. Ведь эта дворовая команда по месту жительства была для ребенка первым опытом жизни в социуме.

Опасно и разрушение игровых традиций. Ведь в игре дети примеряют на себя разные профессиональные и бытовые роли взрослых (игра в дочки-матери, в продавца, в шофера, в космонавта…) Игра - это репетиция взрослой жизни. Кроме того в коллективной игре дети учатся соблюдению правил и договоренностей. Большинство этических норм и правил осваивается детьми именно в совместных играх, а, отнюдь, не через нравоучения взрослых.

Теперь дети играют мало. У 5-6-леток стали преобладать игры-действия, характерные для детей более младшего возраста. А высший уровень развития игры (игры-отношения) проявляются лишь у 1/5 части старших дошкольников. Разрушение игровых традиций – тяжелейший фактор развития инфантилизации. Отчасти это связано и с компьютерными играми.

Недавно я услышала от коллеги - школьного учителя, что на переменах в школе последнее время стало значительно тише - дети общаются не друг с другом, а со своими умными телефонами и планшетами. В самом деле, современным детям, привыкшим к готовым развлечениям, становится неинтересно общаться друг с другом.

Способствует в какой-то мере инфантилизации и пропаганда в обществе потребительской позиции детей по отношению ко взрослым. Защищая права детей, у нас часто перегибают палку. Теперь ребенок может качать свои права. Ведь уже в детском саду детей, в соответствии с программой, необходимо информировать об их правах. Не приходится удивляться, что все чаще стали появляться и новоявленные Павлики Морозовы. Чтобы стало понятно, приведу пример из жизни нашего детского сада.

Шестилетний мальчик, посещающий подготовительную группу, позвонил из дома по «02» и сообщил в милицию о том, что его ударила бабушка. Приходили с вопросами из органов опеки и в наш детский сад. У семьи «сообразительного» мальчика были большие неприятности. А мальчишка ходил гордый собой и на возмущенный вопрос воспитателя, «Как он мог так поступить?», ответил: «А вы сами говорили, что детей бить нельзя».

Последнее время я все чаще слышу от знакомых о подобных случаях. Дети трактуют, полученные ими знания о своих правах всегда в свою пользу: «Я все могу, а родители меня наказывать не смеют, так как это противозаконно». Такие «учебные знания» даются даже детям с умственной отсталостью, которые в силу своего дефекта, воспринимают данную информацию буквально так: «мне все можно, а маме и папе – нельзя».

Вот еще один случай – его мне рассказала моя коллега-педагог. Ее дочка – школьница младших классов, заявила ей, что поменяет маму, потому что та заставляет делать уроки и кричит на нее, не давая засиживаться перед телевизором. Так девочка поняла, услышанный в школе «программный материал»! По счастью, коллега, нашлась, что ответить – «а я поменяю дочку, вон, сколько детей в детском доме хотят найти себе маму». И в присутствии дочери мать специально посмотрела телепередачу, в которой предлагалось усыновлять детей. Девочку это впечатлило.

Родители постепенно оказываются «под колпаком» у органов опеки. Они начинают бояться, что государство станет лишать их родительских прав за то, что когда-то в сердцах шлепнули ребенка или прикрикнули на него. А уж если был какой-то повод привлечь к себе внимание органов опеки, то изъять ребенка из семьи будет не сложно.

Приведу пример: Мамочка моего бывшего воспитанника, рассказала мне, что в гимназии, где учится ее сын, на родительском собрании учительница зачитала список того, что должно быть у ребенка дома. Так вот женщину впечатлил перечень продуктов в холодильнике. В частности было сказано, что там должна стоять кастрюля с супом на два дня. «А если у меня не окажется в тот день, когда нагрянут защитники прав моего ребенка, такого количества супа?..»- спросила перепуганная мать. Кстати, конкретно эта мать – замечательная. Она, будучи высококлассным специалистом, перешла работать на неполный рабочий день для того, чтобы заниматься своим сыном пока он учится в младших классах, чтобы водить его на кружки, читать вместе с ним книжки, посещать музеи.

Дегуманизация. Дегуманизация – это отсутствие доброты, заботы, кул



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: