ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ УЧАСТНИКОВ ДЛЯ 9, 10, 11 КЛАССОВ




Рекомендуется включить в комплект 8 заданий для каждой из возрастных параллелей участников 9, 10, 11 классов, которые выполняются (по параллелям) в течение 4-х астрономических часов. Каждому участнику аудиторного тура школьного этапа Олимпиады предлагается пять типов заданий: ответить письменно на четыре типа заданий и после сдачи письменной части заданий, возврат к которой в дальнейшем невозможен, выполнить пятое задание по сбору информации. (Если организацию выполнения задания по сбору информации устроители посчитают трудновыполнимой, этот тип задания заменяется на задание по отбору и/или систематизации предложенного материала). Сбор информации может осуществляться на основе Интернет-технологий, а также в пространстве музеев, библиотек, культурно- исторической среды конкретной местности. При оценивании данного типа заданий необходимо учитывать умение участника структурировать собранный материал на основе личностных смыслов и ценностей. Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура: 2 задания первого типа, 2 задания второго типа, 1 задание третьего типа, 2 задания четвертого типа, 1 задание пятого типа. Всего 8 заданий аудиторного тура. Если устроители (Оргкомитет) посчитают возможным, они имеют право организовать два тура проведения Олимпиады. Второй тур – защита социо-культурных проектов рекомендован именно для организации школьного этапа Олимпиады. В этом случае обязательно все участники олимпиады выполняют задания обоих туров, а комплект заданий двух туров школьного этапа состоит из восьми заданий первого (письменного) тура и одного задания второго тура (устной защиты подготовленного проекта).

 

ПРИМЕРЫПЕРВОГО ТИПА ЗАДАНИЙ

 

ДЛЯ 9 КЛАССА

Пример 1 первого типа задания. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте. 1. Определите произведение по перечисленным приметам. 2. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит. 3. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ. 4. К культуре какого народа произведение принадлежит? 5. Укажите век или эпоху, когда он был создан. 6. Если возможно, укажите место его нахождения.

Пример текста В этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... Ресницы... не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною.

Для ответа может быть предложена таблица, что сделает проверку более технологичной, или отведено пространство, ориентирующее участника на предполагаемый объем ответа.

Произведение Вид искусства Страна Век или эпоха Местонахождение
         

 

 

Пример 2 первого типа задания (определяет вектор дальнейшего усложнения этого типа заданий на последующих этапах Олимпиады). Задание позволяет определить диапазон знаний конкретных произведений искусства: от хрестоматийных (в данном случае популярного памятника Большой Сфинкс) до менее известных широкому кругу (Писец Каи). Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия изображенных на иллюстрациях памятников,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

     
     

 

Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но и на сформированность определённого навыка анализа произведения, понимание принадлежности конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения, местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении). Знание точных дат от участника не требуется. Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников. При разработке критериев оценок рекомендуется предусмотреть начисление баллов за возможные дополнительные сведения. Рекомендуемая оценка задания 20 баллов.

 

ДЛЯ 10 КЛАССА

Вариант первого типа задания для 10 класса может выстраиваться аналогично примеру 2 первого типа задания для 9 кл. и включать изображения как более известных статуй Дискобола Мирона (около 450 года до н.э.), статуи Дорифора Поликлета (450-440 гг. до н.э.), так и менее известное произведение, например, Скопас Менада (первая пол. IV века до н.э.).

 

ДЛЯ 11 КЛАССА

Пример первого типа задания. Даны изображения 3 произведений искусства. Напишите: 1. их названия, 2. к какой стране или культуре они относятся, 3. время их создания, 4. их местонахождение в настоящее время. 1. 2. 3. Задание позволяет определить диапазон знаний конкретных произведений искусства: от хрестоматийных до менее известных широкому кругу. Целесообразно определить максимальную оценку за выполнение задания, предусмотрев при этом дополнительные баллы за оправданное расширение ответов. В критериях оценок следует указать, что за любые дополнительные сведения может быть начислено до 6 дополнительных баллов, но так, чтобы общая оценка не превышала максимальной оценки в 30 баллов.

 

ПРИМЕРЫВТОРОГО ТИПА ЗАДАНИЙ

 

ДЛЯ 9 КЛАССА

 

Пример второго типа задания. Рассмотрите репродукцию. 1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания. 2.Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа. 3. Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип группировки. 4.Назовите не менее трех известных произведений этого же автора.

 

ПРИМЕРЫТРЕТЬЕГО ТИПА ЗАДАНИЙ

 

ДЛЯ 9 КЛАССА

Рассмотрите и проанализируйте картину Б. Кустодиева "Утро". 1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур. 2. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции. 3. Определите общее настроение картины. 4. Назовите 3 произведения живописного искусства, запечатлевающие бытовые сцены. 5. Укажите 3 известные работы этого же художника.

 

ДЛЯ 10 КЛАССА

Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы. 1. Напишите название работы и имя ее автора. 2. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур. 25 3. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции. 4. Определите общее настроение работы. 5. Назовите известные произведения этого же жанра. 6. Укажите известные работы этого же художника.

 

ДЛЯ 11 КЛАССА.

Определите художественное полотно по фрагменту. 1. Напишите, что на нем изображено. 2. Напишите название работы и имя ее автора. 3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент? 4. Опишите общую композицию работы и укажите количество изображенных на ней фигур. 5. Определите общее настроение работы. 6. Укажите время его создания и характерные черты искусства этого времени. 7. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции. 8. Укажите известные работы этого же художника. 9. Укажите работы этого же жанра.

 

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ ЧЕТВЕРТОГО ТИПА.

 

ДЛЯ 10 КЛАССА

Даны 18 имен, понятий и терминов, связанных с искусством. 1. Объедините имена, понятия и термины в группы. 2. Определите принцип объединения.

Номер ряда Ряд Определение
     

 

Классицизм. Шпиль. Софиты. Романтизм. Модернизм. Ордер. Вивальди. Бах. Колонна. Сцена. Верди. Сентиментализм. Кулиса. Портик. Моцарт. Гендель. Протагонист. Орхестра.

 

ДЛЯ 11 КЛАССА

Даны 10 понятий и 9 определений. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие буквы в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию. 1 – Адажио. 2 – Горельеф. 3 – Житие. 4 – Импасто. 5 – Контрфорс. 6 – Метафора. 7 – Перформанс. 8 – Пленэр. 9 – Синкопа. 10 – Эклектика. А. смещение ритмической опоры в музыке с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим. Б. густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта. В. дополнительная опора, принимающая на себя тяжесть перекрытия. Вертикальный устой внутри или снаружи здания. Г. медленный темп; музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, — обычно одна из средних частей симфонии, квартета, сонаты и т.п. Д. живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Е. жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Ж. вид художественного тропа (греч. tropos — «оборот»), один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов, не связанных между собой в действительной жизни в целое. З. форма современного искусства, в которой действия художника или группы в определённом месте и в определённое время составляют произведение. И. искусственное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение.

                   
Буквы:                    
Опредление:

 

Задание направлено на выявление уровня специальных предметных компетенций, степень понимания участниками смысла выразительных особенностей разных произведений искусства. Участники должны не только пояснить специфические определения, но и продемонстрировать соотнесённость этих определений с образной структурой разных явлений в искусстве. Максимальная оценка 20 баллов.

 

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ ПЯТОГО ТИПА

(выполняется после того, как участник сдает письменные ответы и получает доступ к компьютеру и выходу в базы данных или Интернет)

 

ДЛЯ 9 КЛАССА

Создайте презентацию из 5-ти слайдов об одном из авторов, чьи произведения использовались в заданиях олимпиады. Постарайтесь максимально полно и емко представить найденную информацию о выбранном Вами авторе. В каждом слайде разместите изображения и составленный Вами текст (не более 5 предложений). Не забывайте делать ссылки на используемые ресурсы и сайты. Критерии оценки задания пятого типа: 1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание. По 2 балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов. 2. В презентации представлены биографические данные выбранного автора. По 2 балла за каждый значимый факт. Не более 10 баллов. 3. В презентации содержатся отсылки к мемориальным местам, музеям и коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое значимое называние. Не более 10 баллов. 29 4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов. 5. Участник рассматривает творчество выбранного художника в соотнесении с особенностями художественно-исторического времени. По 4 балла за каждую особенность времени. Не более 20 баллов. 6. В презентации представлен диалог культур, рассмотрена связь произведений выбранного художника с предшествующими или последующими явлениями искусства. По 4 балла за каждое соотнесение. Не более 20 баллов. 7. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4 балла за каждый интересный и редкий факт. Не более 16 баллов. 8. Участник использует авторитетные ресурсы, сайты, библиотеки и делает на них ссылки. 4 балла. Максимальная оценка 100 баллов.

 

ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

Для участников 10-11 классов задание пятого типа может быть связано с составлением презентации о своеобразии искусства конкретной заданной (или выбранной самостоятельно, по усмотрению составителей заданий) культурно-исторической эпохи, художественного направления или о произведениях указанного или выбранного жанра (например, об объекте Москвы, который можно было бы назвать "восьмым чудом света").

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ВТОРОГО ТУРА

 

ДЛЯ 9 КЛАССА

1. Представьте в форме презентации сценарий вечера-концерта, посвященного 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского. Определите масштаб мероприятия: будет ли этот вечер школьным или общегородским. Используйте аудиофайлы. Предложите, как можно популяризировать информацию о его произведениях, используя репродукции и аудиофайлы в городской середе. 2. Представьте в форме презентации концепцию выставки, посвященной 240-летию со дня рождения В.А.Тропинина. Предложите, как можно популяризировать информацию о его работах, используя ее в городской середе.

 

ДЛЯ 10 КЛАССА

1. Представьте в форме презентации материалы для временной выставки в залах музея, посвященной 400-летию со дня смерти Шекспира. Предложите, как можно популяризировать собранную Вами информацию, используя репродукции в городской середе. 2. Составьте слайд-фильм (презентацию) о Д. Дэфо, посвященный 355-летию со дня рождения. Предложите, как можно популяризировать информацию о его произведениях, используя репродукции и аудиофайлы в городской середе. 3. Составьте слайд-фильм (презентацию) о П.И.Чайковском, посвященный 175-летию со дня рождения. Предложите, как можно популяризировать информацию о его произведениях, используя репродукции и аудиофайлы в городской середе.

 

ДЛЯ 11 КЛАССА

1. Представьте в форме презентации слайд-фильм "Поэзия О.Мандельштама", посвященный 125-летию со дня рождения. Предложите, как можно популяризировать собранную Вами информацию, используя репродукции, кинофрагменты и аудиофайлы в городской середе. 2. Представьте в форме презентации материалы для телевизионной программы, посвященной влиянию культуры Древней Греции на русскую культуру в исторической проекции. (Программа посвящена перекрестному году культуры России и Греции).

 

Уже на школьном уровне подготовка проектов потребует консультации и усилий не только учителей МХК, но и учителей других гуманитарных дисциплин (истории, социологии, обществоведения). Проект ориентирован на возникновение связей и взаимодействий представителей школьных организаций с представителями коллективов лицеев и вузов, дающих специальность дизайнеров. Разработка идей школьников могут быть предложены в качестве курсовых и дипломных работ слушателям и студентам профильных образовательных учреждений. Успех реализации идей школьников будет зависеть от умелого взаимодействия взрослых: школьных коллективов учителей с администрацией населенных пунктов, а также представителей разных ведомств. Безусловно, подобные усилия дадут ощутимый воспитательный эффект: дадут почувствовать школьникам и гражданам значимость культурных инициатив, укажут на механизмы их воплощения, что послужит образом для последующей деятельности, получившей старт, но не ограничивающейся Годом Греции в России или откликами на важные памятные даты в истории культуры России.

 

(https://www.rosolymp.ru/attachments/10539_Iskusstvo.pdf)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: