Конституционно-правовые основы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




Дылыкова Раиса Евгеньевна

ФГБОУ ВПО Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления

Россия, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ

rDylykova@mail.ru

Аннотация.

This article deals with the right of every child to a family, as enshrined in the Russian Constitution. To implement this law in the Russian Federation, there are several forms of placement of orphans and children left without parental care. In turn, for the settlement of these forms of legislation at the federal level and at the level of subjects require intensive improvement. Provided the most preferred form the device as adoption, the settlement of which the legal level required in connection with a number of gaps, especially in the adoption of children by foreign citizens. It highlights the challenges of foster care in Russia.

Ключевые слова: право, семья, дети-сироты, формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Кeywords: law, family, orphans, the form of placement of orphans and children left without parental care

 

Конституционно-правовые основы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальность рассматриваемой нами проблемы не подлежит сомнению и связана с такими аспектами как самозащита, самоактуализация и социальная поддержка личности. Предметом современной науки становится процесс социального воспитания детей-сирот, совместного с ребенком определения его интересов, потенциала и возможностей, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов. Актуальность темы доклада объективно предопределена также тем, что действующее законодательство в данной сфере носит несовершенный характер. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики, что не способствует эффективности их применения и решению стоящих перед обществом задач

Отправные положения правового регулирования семейных отношений содержит Конституция РФ, где особое значение имеют положения главы 2, посвящённые правам и свободам человека и гражданина. В ряде статей данной главы Конституции РФ непосредственно говорится о правах и обязанностях участников семейных правоотношений.[1]

В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав либо ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, состоит в их устройстве, то есть в помещении для проживания и воспитания в приемную семью, в семью опекунов или попечителей, либо в передаче на усыновление, а также на патронатное воспитание. В связи с отсутствием в действующем законодательстве понятия «форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей», в работе предложено дополнить часть 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ абзацем следующего содержания:

«Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей - это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями».

Семейным кодексом РФ предусмотрено несколько форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья и патронаж. При этом субъект РФ, в соответствии со ст.72 Конституции РФ, может законодательно устанавливать возможность создания и других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Одной из установленной законом формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. Опека и попечительство идентичны как формы семейного воспитания. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст.145 СК РФ).

Появившаяся в российском законодательстве новая форма устройства оставшихся без родительского попечения детей - приемная семья - принципиально отличается договорным характером отношений, которые возникают между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими создать замещающую семью. Порядок создания приемной семьи урегулирован специальным постановлением правительства РФ.

Образование приемной семьи основывается на договоре, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, о передаче ребенка (детей) на воспитание. В приемную семью ребенок передается на срок, предусмотренный договором.

В соответствии с п. 1 ст. 124 Семейного кодекса усыновление (удочерение) находится в приоритете перед другими формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общие требования к оформлению усыновления описаны в главе 19 Семейного кодекса.

Задача усыновления состоит в закреплении сложившихся между усыновителем и усыновленным отношений, наиболее близких к отношениям между родителями и родными детьми, а в правовом отношении усыновленный ребенок полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя.

В связи с этим необходимо отметить, что развитие нормативной базы по вопросам защиты детей принуждает предъявлять к институту усыновления все более жесткие требования для того, чтобы он продолжал оставаться одним из лучших способов решения проблем сиротства. После подписания Европейской Конвенции о правах ребенка, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения и приняла на себя обязательства рассматривать предложения иностранных граждан об усыновлении несовершеннолетних россиян, а также выдвинула заявление о своем обязательстве соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед мировым сообществом. Семейный кодекс Российской Федерации принципиально изменил правовую базу процедуры усыновления иностранными гражданами и послужил основанием для внесения изменений в законодательство многих стран.
Обращаясь к российскому законодательству, можно установить: в соответствии со ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, когда возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников не предоставляется Таким образом, ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении)» указывается необходимость соблюдения этих требований при рассмотрении дел об усыновлении детей иностранными гражданами.
Следует отметить, что российское семейное законодательство в области усыновления исходит из приоритета российского усыновления (или иной формы принятия детей на воспитание в семьи) перед международным усыновлением. Этот вывод основан не только на приведенном выше положении ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации, но и на других нормах Кодекса, а также тенденциях развития семейного законодательства в сфере усыновления.
Считаем необходимым, обратить внимание общественности и законодателя на ситуации, которые мешают наилучшим образом функционировать институту усыновления и внести некоторые предложения по их преодолению.

В связи с тем, что Россия на сегодняшний день не присоединилась к целому ряду конвенций, регламентирующих отношения в области семейного права, включая Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, выявляется необходимость в первоочередном порядке заключать дополнительные договоры о сотрудничестве в области усыновления. Чтобы повысить эффективност защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами и вывезенных за рубеж, представляется необходимым участие России в Европейской конвенции о репатриации несовершеннолетних (Гаага, 28.05.1970). Это позволит защитить детей от незаконного усыновления и вернуть их в Россию в случае отказа от усыновления самими усыновителями.

Помимо рассмотренных форм устройства детей и форм, определенных законом существуют формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые неурегулированны федеральным законодательством. Одной из таких форм является патронатное воспитание, которое с точки зрения нашего исследования представляет наибольший интерес. Особое внимание хотелось бы уделить правовому регулированию патроната как средства оптимизации образования детей-сирот в конституционном аспекте. Закон о патронатном воспитании принят во многих субъектах РФ, но пока на сегодняшний день отсутствует в Республике Бурятия.

Правовая основа ее осуществления строится на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (часть прав передается семье, часть прав и обязанностей остается у службы органа опеки). Происходит разделение функции законного представителя ребенка; они имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью, - уполномоченной службы органа опеки и попечительства. [2]

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, родителей (законных представителей) ребенка, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством и (если он используется) планом по защите прав ребенка, издаваемым органом опеки и попечительства. Договором о патронатном воспитании в соответствии со ст. 26, 28, 37 Гражданского кодекса РФ определяется объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей определяется в договоре о патронатном воспитании. Свойственные только патронатным воспитателям особенности их правового статуса, дают возможность отнести к числу субъектов, имеющих особый образовательно-правовой статус. Выделяется множество критериев, которым должны соответствовать патронатные воспитатели. Они значительно отличаются от формальных критериев при опеке и усыновлении, которые не требуются. Круг лиц, которые могут стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ, где определяется перечень требований. Существование патронатного воспитания возможно только при наличии службы, которая на профессиональном уровне занимается патронатным воспитанием. Образовательно-правовой статус этой службы содержит в себе обязанности по организации и проведению реабилитационно-воспитательной работы с ребенком, оставшимся без попечения родителей. Работа, проводимая службой, направленна на отбор и подготовку граждан, желающих взять детей на воспитание в семью. В определенной мере можно говорить о ряде особенностей реализации ст. 38 Конституции РФ, посвященной вопросам семьи и детей. [3]Уполномоченная служба имеет обязанность не полностью исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании и плане по защите прав ребенка. Для ребенка, переданного на патронатное воспитание в семью, характерны те же права и льготы, которые установлены для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и особенными правами и льготами. Статус ребенка, живущего в патронатной семье, обладает рядом особенностей, позволяющим охарактеризовать его как достаточно расширенный круг прав и возможностей. Расширение субъектного состава детей, получивших возможность для устройства в семью, за счет детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии, дети, вышедшие из младенческого возраста), позволяет сделать вывод о конкретизации норм, выраженных в ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38 Конституции. Министерство образования РФ рекомендовало всем субъектам РФ активнее формировать законодательную базу по организации системы патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Патронат является довольно новой формой устройства детей сирот, еще не распространенной во всех субъектах РФ, но со своими перспективами. Поэтому необходимо законодательно закрепить институт патроната в Республике Бурятия для его развития в нашем регионе, что поможет расширить круг возможности наилучшим образом гарантировать права и обязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках Концепции государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия в ближайшее время предполагаются результаты по развитию патронатных семей.[4]

На федеральном уровне на сегодняшний день существует лишь проект ФЗ «О патронатном воспитании в РФ», что уже говорит о его развитии и потребности в институте семьи и детей.

Таким образом, в российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако значительная часть таких детей остается на попечении учреждений внесемейного воспитания. Наиболее распространёнными видами специализированных детских учреждений для устройства детей, оставшихся без родительского попечения, остаются дома ребёнка, детские дома и школы-интернаты.


 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета 1993. 25 декабря

2. Авдеев Ю.А. Патронатное воспитание как форма устройства детей и взаимодействие отдельных правоохранительных органов в этой сфере. С.-Пб. 2011г. 24 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 98 "О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СПС "Гарант".

4. Постановление,Правительства Республики Бурятия от 10.06.2011 «О концепции государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия до 2020 года»


[1]Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета 1993. 25 декабря

[2] Авдеев Ю.А. Патронатное воспитание как форма устройства детей и взаимодействие отдельных правоохранительных органов в этой сфере. С.-Пб. 2011г. С.12-15.

[3] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 98 "О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СПС "Гарант".

 

[4] Постановление,Правительства Республики Бурятия от 10.06.2011 «О концепции государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия до 2020 года»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: