Вахтеров Василий Порфирьевич




Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) - русский педагог, методист начальной школы, деятель народного образования. Родился в г. Арзамас Нижегородской губернии в семье промыслового рабочего. Восьмилетним мальчиком был отдан на учебу в духовное училище, а затем определен в духовную семинарию Нижнего Новгорода. В период обучения увлекался астрономией, филологией, психологией. Был в числе тех, кого захватило народническое движение. Под влиянием идей К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова пришел к мысли о том, что наилучшей формой практического служения народу является деятельность народного учителя. «Чем больше я читал педагогических книг, тем сильнее воодушевлялся задачами народного учителя, и притом не только как средством сближения с народом, а задачами воспитания и образования подрастающих поколений народа», — вспоминал впоследствии Вахтеров. Не окончив курса, он оставил семинарию и, сдав экзамены, получил назначение учителем. В учительской деятельности руководствовался дидактическими и методическими принципами прогрессивной педагогики 60-х гг. XIX в. Вахтеров Василий Порфирьевич - вклад в педагогику Шесть лет Вахтеров работал учителем, а затем в течение 15 лет инспектором народных училищ Смоленской губернии. В условиях реакции 80-х гг. XIX в. он проводил в жизнь свои демократические педагогические взгляды, призывал учителей собирать библиотеки, связывать обучение с жизнью, строить учебный процесс на активности и самостоятельности учащихся. Энергичного и талантливого педагога заметили и в 1890 г. перевели в Москву на должность инспектора народных училищ. На этом посту он отстаивал новые прогрессивные методы обучения, боролся за расширение программы общеобразовательной школы, способствовал созданию различного рода общественных учреждений по внешкольному образованию, обучению взрослых. Вахтеров принимал активное участие в общественно-педагогической деятельности. Он стал членом комиссии по народному образованию Московского губернского земства, работал в Московском комитете грамотности, выступал организатором библиотек и школьных музеев, пытался внедрять новые методы учебной и воспитательной работы. Будучи инспектором народных училищ в Москве, он способствовал развитию обучения взрослых, поощрял частную инициативу в открытии воскресных школ, часто выступал перед учителями и общественностью с докладами о роли библиотек в просвещении, о народных чтениях. Особую популярность в педагогической среде ему принесли статьи в защиту права учителя на педагогическое творчество. Демократические убеждения Вахтерова не могли не отразиться на его карьере. Вскоре царская охранка стала подозревать его в сознательном «прикрытии неблагонадежного элемента среди московских учителей» и за ним установили полицейский надзор. Уволенный осенью 1896 г. со службы, Вахтеров работал редактором в издательстве И.Д. Сытина, написал «Букварь» для народной школы, подготовил учебники «Внешкольное образование народа», «Народные чтения», «Нравственное воспитание и начальная школа», брошюры о сельских библиотеках. Эти произведения вошли в учебную практику и получили широкое признание известных ученых-педагогов и просветителей. Будучи педагогом по призванию, Василий Порфирьевич не ограничивается литературной работой. С 1897 г. он стал проводить учительские курсы в Курске, Армавире, Симферополе, Керчи, Севастополе, Минске и других городах России. В 1902 г. он инициатор и участник Первого съезда представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания. За призывы к объединению и «систематическую пропаганду среди рабочих социалистических идей» в 1903 г. его арестовали и выслали под надзор полиции в Новгородскую губернию. Годы первой русской революции (1905-1907) были периодом наиболее интенсивной общественно-педагогической деятельности Вахтерова. Он выступил одним из активных деятелей Всероссийского учительского союза (ВУС) и Лиги образования, работал в специализированных комиссиях Учительского союза, редактором вновь организованного журнала «Просвещение». Яркой страницей в жизни и творчестве этого замечательного педагога-просветителя стала идея о всеобщем обязательном обучении. В середине 1870-х гг. им были разработаны проекты, получившие поддержку со стороны отдельных либеральных деятелей просвещения, понимавших необходимость и неотложность такой меры. «Нам медлить нельзя и опасно. Образование Европы идет вперед] невежество исчезает там быстро... Неужели мы будем стоять на месте, не предпринимая никаких мер против страшного невежества, которое останавливает успехи нашей промышленности, парализует развитие всех производительных сил в нашем умном и талантливом народе?» -- пишет Вахтеров. Педагог многое сделал для того, чтобы общественность осознала необходимость решения этого насущного для народного образования России вопроса. В 1880-е гг. он вел исследования проблем всеобщего обучения в Смоленской губернии, одновременно предпринимая и практические шаги в этом направлении, выступая по вопросу всеобщего обучения в печати: газете «Смоленский вестник», «Журнале Министерства народного просвещения». Он продолжал исследовать эти проблемы в комиссии Московского губернского земства. Прогрессивные идеи педагога-просветителя были поддержаны многими деятелями той эпохи. Но если некоторые их них видели в распространении первоначального школьного обучения лишь средство повышения прибыльности труда работника производства, то Вахтеров рассматривал его как средство умственного и нравственного развития подрастающего поколения. В самом начале 1895 г. Вахтеров выступил на Втором съезде по техническому образованию с докладом, имевшим огромный успех. Он, опираясь на статистические данные, с глубоким знанием действительного положения школы и учителя убедительно доказал необходимость всеобщего обязательного обучения и возможность осуществления его в России. Но наступившая после поражения революции 1905-1907 гг. реакция положила конец многим начинаниям талантливого педагога-просветителя. Деятельность Лиги образования и ее отделений была прекращена. Сам Вахтеров теперь гораздо больше сил и времени отдавал литературно-педагогической работе, но продолжал участвовать в общественно-педагогической деятельности: в обучении взрослых, в работе Всероссийского съезда по народному образованию, в организации помощи учителям-военнопленным в годы Первой мировой, во Всероссийском съезде преподавателей русского языка. В 1909 г. Вахтеров поселился в деревне Новолоки Ферзиковского уезда, где активно включился в строительство сельской школы. С открытием школы в 1911 г. стал ее первым директором. На свои средства он построил здания школьной библиотеки и музея. Февральская революция 1917 г. оживила надежды Вахтерова на скорое осуществление идеи всеобщего обязательного обучения. Он входит в состав Государственного комитета по народному образованию. После Октябрьской революции народный комиссариат просвещения РСФСР рекомендовал «Русский букварь» и «Мир в рассказах для детей» Вахтерова к использованию в школах. В этот период педагог работал над совершенствованием своих учебных книг, преподавал на красноармейских курсах по ликвидации неграмотности, на курсах по подготовке учителей, был лектором педагогического факультета МГУ. В 1918 г. Вахтеров работал сотрудником Калужского уездного отделения народного образования. К сожалению, осуществить многое из задуманного ему не удалось. Заразившись тифом, он скоропостижно умер в 1924 г.

ЧЕХОВ Николай Владимирович

ЧЕХОВ Николай Владимирович (27.6.1865, С.-Петербург – 8.11.1947, Москва) – педагог, методист; д-р педагогических наук (1940); проф. (1924), дейст. чл. АПН РСФСР (1944).

Просветитель, земский деятель, организатор учительских общественных курсов и съездов. Окончил истор.-филолог. факультет Императорского С.-Петербургского ун-та (1888), а также Археологический ин-т. Стремился улучшить начальное образование, работал учителем в Тульской и Московской губ., в школах Екатеринославской ж. д., Твери, С.-Петербурга и Москвы. Руководил Московскими женскими педагогическими курсами им. Д.И. Тихомирова (1909–16). В качестве главного методиста участвовал в разработке учебных планов для новой единой трудовой школы. Преподавал педагогику и методику русского языка на педагогическом факультете 2-го МГУ, Высших науч.-пед. курсах. Один из учредителей АПН РСФСР. Вел науч. работу в Ин-те детского чтения, Ин-те науч. педагогики. Пропагандировал идеи воспитывающего обучения, связи теории с практикой, высоко оценивал роль трудового обучения. Автор свыше 800 работ по вопросам педагогики, истории народного образования, школоведения, организации народного образования, детской литературы и детского чтения, методики преподавания русского языка, в частности в национальной школе, учебников и учебных пособий. Заслуженный деятель науки РСФСР (1940).

Награжден орденом Ленина (1945). 15 (27) июня 1865, Санкт-Петербург — 8 ноября 1947, Москва

Российский и советский педагог, деятель образования, методист, историк педагогики

Родился в семье врача-психиатра В. Н. Чехова. После домашней подготовки в 1877 поступил во второй класс 6-й Санкт-Петербургской гимназии, которую окончил в 1884. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (1884—1888). В 1888 поступил в Археологический институт, который не окончил.

Педагогическую деятельность начал в 1890 заведующим училищами Богородицкого земства Тульской губернии. Вёл большую методическую работу с учителями. Выступал за введение всеобщего обучения, участвовал в подготовке и работе Всероссийского съезда деятелей по профессионально-техническому образованию (1895—1896), в создании учительского общества взаимопомощи (1896). В 1897—1902 заведовал училищем и школами Екатерининской железной дороги, участвовал в создании Общества содействия физическому развитию детей, читал лекции по истории русской литературы в Екатеринославском народном университете.

В 1902 переехал на работу в Тверь, где был избран председателем местного учительского общества. Проинспектировал все городские и многие сельские школы губернии. Проводил занятия по методике преподавания на летних учительских курсах-съездах. В 1903 подготовил выставку отдела народного образования Тверского земства в Ярославле. Председатель правления Тверского учительского общества взаимопомощи. В 1904 в знак протеста против правительственных ограничений деятельности земств оставил эту работу. В 1905—1907 участвовал в работе нелегальных учительских съездов в Москве и Финляндии, был членом ЦК нелегального Всероссийского учительского союза, председателем Федерации национальных учительских союзов и просветительских обществ. С 1907 издавал и редактировал журнал «Учитель».

В 1909 переехал в Москву, где занимал должность заведующего школами в Московской городской управе, а затем руководил Московскими женскими педагогическими курсами имени Д. И. Тихомирова (до 1916). В 1909—1910 помощник члена Московской городской думы, заведующего училищным отделом. В 1910—1916 председатель совета курсов Общества воспитательниц, преподаватель методики русского языка в 8-х классах четырёх женских гимназий. В 1916—1919 заведовал земскими двухгодичными педагогическими курсами в Воронеже. С февраля по октябрь 1917 председатель городской думы, до сентября 1917 редактор «Воронежского телеграфа», председатель местного учительского союза.

В 1919—1920 заведовал школьными отделами разных районов Москвы. В 1920—1927 работал в Наркомпросе: член коллегии отдела единой школы, заведующий отделом опытно-показательных учреждений, член коллегии Главсоцвоса. В 1923—1930 и. о. профессора педагогического факультета 2-го МГУ, в 1925—1930 профессор высших педагогических курсов. Читал лекции для учителей в Козлове, Усмани, Владимире, Калуге, Серпухове, Вологде, Твери и др. городах. В 1922—1930 член Института детской литературы, затем отделения детской литературы Института внешкольного образования и Института научной педагогики. В 1930—1935 консультант НКП. В 1935—1938 член Музея детской книги, в 1938—1944 научный сотрудник Государственного НИИ школ. В 1944—1945 заведовал Научным архивом АПН РСФСР, в 1945—1947 научный сотрудник Института теории и истории педагогики АПН, Института методов обучения.

Автор свыше 800 работ по различным вопросам педагогики, истории и организации народного образования, школоведения, детской литературы и чтения, методики преподавания русского языка, учебников и учебных пособий. Отстаивал идеи воспитывающего обучения, связи теории с практикой, высоко оценивал роль трудового обучения.

Один из членов-учредителей и действительный член АПН РСФСР (1944), доктор педагогических наук (1940), профессор (1924), заслуженный деятель науки РСФСР (1940).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: