Функции того или иного социального явления - это основные направления и главные способы влияния данного явления на другие социальные явления (в рамках той или иной системы). Так, в роли коллективного оценочного суждения общественное мнение «дает оценку» тех или иных событий и вырабатывает отношение к ним. В свою очередь, отношение преобразуется в поведенческие реакции, и тогда общественное мнение начинает выступать в роли важного социального института. Например, уровень доверия-недоверия к тем или иным политическим лидерам, общественно-политическим объединениям, социальным институтам проявляется в количестве и качестве (качественных социальных характеристиках) голосующих «за» или «против» тех или иных кандидатов или партий.
У общественного мнения множество социальных функций, поэтому существуют разные подходы к типологии этих функций. Например, в зависимости от того, какую сторону общественного мнения мы делаем главным объектом изучения, мы получаем различные перечни функций (и различные их иерархии, если эти перечни совпадают). Например, систематика функций общественного мнения, выступающего в роли коллективного оценочного суждения, и архитектоника функций общественного мнения, выступающего в роли социального института, существенно отличаются одна от другой (как по набору функций, так и по их приоритетности). Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Общественное мнение как коллективное оценочное суждение (общественное мнение как продукт рассуждения на коллективном уровне) выполняет ряд следующих социальных функций:
1) интегративная: объединение людей и их групп, аудиторий на основе сходных оценок. Здесь общественное мнение выступает как источник информации для отдельных индивидов и как посредник между их индивидуальными мнениями. Естественно, уровень интеграции индивидов, а значит, и степень монистичности общественного мнения бывают разными. Полностью единодушным общественное мнение пребывает только при тоталитарных или авторитарных (с известными оговорками) режимах. В условиях демократии подобное единодушие будет, скорее, означать несвободное (зависимое, шаблонное) мышление. Таким образом, в демократиях распространено так называемое плюралистическое общественное мнение (как совокупность конкурирующих индивидуальных и коллективных точек зрения);
|
2) регулятивна я: коллективное мнение принуждает отдельных индивидов и их социальные группы к определенному восприятию лиц, событий и фактов, то есть к определенному виду мыследействия. Это касается даже тех случаев, когда само общественное мнение не является адекватным. «Аш показал, что, сталкиваясь с ошибочным мнением большинства, многие индивидуумы не верят собственным глазам и соглашаются с большинством».1 Таким образом, общественное мнение выступает не только как канал обмена мнения, но и способ принуждения к определенной точке зрения;
3) социализирующая: ставшее (сложившееся) общественное мнение заставляет людей усваивать, поддерживать и следовать определенным установкам и ценностям. Данная функция общественного мнения наиболее заметна в жизнедеятельности больших и малых социальных групп;
4) экспертная: для многих сомневающихся людей общественное мнение выступают как «истина в последней инстанции», то есть общественное мнение (в форме коллективного оценочного суждения) являет себя как субъект, а не объект управления (оно детерминирует поведение людей). Для многих людей оно выступает в качестве единственной системы координат при оценке текущих событий. Средний человек о многих вещах не может судить компетентно, поэтому вынужден прислушиваться к чужому мнению.
|
Среди функций общественного мнения как социального института, в первую очередь, выделяются следующие:
1) адаптирующая: общественное мнение адаптирует социальное восприятие людей и их социальное поведение к определенным социальным потребностям (в соответствии с набором первенствующих социальных норм). Причем, в каждой отдельной социальной сфере складываются свои собственные механизмы адаптации, которые (в рамках различных научных дисциплин) получают специфическое терминологическое обозначение («социализация» - в социологии, «интериоризация» - в психологии, «воспитание» - в педагогике и т.п.);
2) регулятивная: общественное мнение выступает в качестве одного из субъектов, ответственных за распространение и привитие определенных норм, ценностей, правил поведения и т.п. Например, общественное мнение является важным источником мотивации политических и иных социально значимых действий тех или иных групп людей;
3 ) консультативная: через общественное мнение реализуются определенные нормы общественных отношений. Общественное мнение «дает советы» индивидам (и они прислушиваются к нему), политикам и партиям (которые сверяют с ним свой курс и политическое поведение) и т.д. Конечно, подобные «советы» совсем не обязательны для исполнения, но весьма часто (сознательно или бессознательно) принимаются как ориентир для жизнедеятельности;
|
4) контрольная: общественное мнение не только «дает советы», но и «высказывает рекомендации», т.е. принуждает другие институты к выбору строго определенных способов разрешения тех или иных социальных проблем;
5 ) защитная: общественное мнение контролирует деятельность органов власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы отдельных сегментов общественности;
6) директивная: общественное мнение выносит окончательные решения на выборах и референдумах. Тем самым оно проникает в ткань всех без исключения социальных сфер, участвует в регулировании соответствующих общественных отношений;
7) номенклатурная: общественное мнение активно влияет на смену и легитимацию власти, т.е. выступает в качестве важного источника номенклатурного слоя общества.
Итак, функции общественного мнения многочисленны и неоднородны. В силу этого классификация функций общественного мнения может совершаться на самых разных основаниях. Вот наиболее распространенные виды типологий:
а) по субъекту функционирования:
1) общественное мнение определенных социальных общностей (субъект общественного мнения изначально плюралистичен);
2) общественное мнение народа в целом (носитель общественного мнения временно может выступать как монистичный субъект);
б) по объекту функционирования:
1) региональное (территориальное и т.д.) общественное мнение, где в качестве значимых событий выступают явления местного значения;
2) общенациональное общественное мнение (общеконфессиональное, общеклассовое и т.д.), где в качестве объектов общественного мнения здесь выступают события всеобщего значения;
в) по критерию направленности (три вида направленности общественного мнения): 1) позитивная; 2) негативная; 3) нейтральная;
г) по характеру влияния на социальную систему: 1) конструктивное; 2) деструктивное.
Выделяют также институциональные и неинституциональные функции общественного мнения. Так, право, церковь, государственные праздники, школьное воспитание по механизму своего влияния (через общественное мнение) являются воплощением связи «человек-институт». А религия, бойкот, остракизм и другие подобные формы влияния общественного мнения являются воплощением связи «человек-группа».
Иногда говорят о явных и латентных функциях общественного мнения:
1) явные функции - это те (как правило, объективные) после
дствия деятельности составного элемента, которые служат сохранению (адаптации) той или иной социальной системы. Обычно эти последствия являются осознанными (в виде целей), а действия по их достижению -намеренными. Здесь общественное мнение выступает как разновидность рациональности и играет роль инструмента в процессе формирования и принятия решения. При этом каждый индивид выступает как хорошо информированный гражданин, способный четко аргументировать и развернуто формулировать свои суждения.
2) латентные (скрытые) функции общественного мнения - это те (объективные или субъективные) последствия, производимые общественным мнением, которые не являются намеренными или осознанными. Здесь общественное мнение выступает как разновидность (механизм) социального контроля, т.е. общественное мнение содействует социальной интеграции. При изучении данной стороны формирования и функционирования общественного мнения акцент делается на изучении социально-психологического и подсознательного пластов общественного мнения.
При описании характера и способов воздействия общественного мнения на социальный организм иногда говорят также о дисфункциях общественного мнения. Действительно, всякая функция (в одном отношении) имеет свою обратную сторону (в другом отношении), дисфункцию, т.е. то или иное воздействие не только способствует стабилизации системы, но и может приводить к дестабилизации ее параметров. Если бы общественное сознание было полностью
гомогенным, тогда общественное мнение выполняло только системообразующие функции. Но любое общество всегда структурировано (иногда, даже расколото) на многие и малые социальные группы, каждая из которых имеет собственное восприятие мира, свое «общественное» (групповое) мнение. Поэтому чем больше индивид будет приобщаться к одной из возможных и реально существующих коллективных самоидентификаций, тем дальше он будет при этом отдаляться от других (альтернативных) фуппоцентризмов. В максимуме своего приобщения к одному из «мы»-самоидентификаций, с одной стороны, пропадает личностное «я» (растворяется в групповом «мы», происходит деперсонализация), а с другой - появляется абсолютное противостояние одного «мы» («свои», «наши») с другим «мы» («чужие», «враги»). Классическими примерами последнего могут служить феномены этноцентризма, классового антагонизма, межконфессиональной конфронтации.