Классно-урочная система: урок как основная форма обучения в школе.




Признаки классно-урочной системы: - обучение проводится в группах учащихся постоянного соста­ва и одного возраста, которые объ­единяются в класс; - обучение проводится по жесткому расписанию, составленно­му на основе учебного плана; - основной формой обучения является урок, проводимый в те­чение определенного времени; - каждый отдельный урок отводится только одному предмету; - содержание обучения определяется единой программой, раз­битой на разделы, темы, уроки; -места проведения уроков — классные комнаты, учебные ка­бинеты, мастерские, спортивные залы и т.п.; -7) ведущая роль в обучении принадлежит руководству учителя. К недостаткам классно-урочной системы можно отнести: ограниченные возможности индивидуального подхода к учащемуся, ориентация на среднего ученика, работа в едином темпе, преобладание вербальных методов обучения, относительная жесткость структуры урока, искусственное деление занятий по времени на 40-45 минут, которые затрудняют обеспечение связи обучения с быстро меняющейся жизнью.

Урок как основная форма обучения в школе. В современной школе основной структурной единицей учебного процесса является урок, имеющий следующие признаки: - точно установленная продолжительность (обычно 45 мин, в начальных классах практикуются уроки по 30-35 мин); - твердое расписание; четкое планирование работы для решения образовательных задач;- использование разнообразных методов и средств обучения в зависимости от поставленных дидактических целей.

К современному уроку предъявляется ряд требований: четкое определение целей, задач и структуры урока; учебный материал на основе современных достижений научного познания; использование передовых образовательных технологий, позволяющих ученику быть активным и деятельным в процессе обучения; организация активной познавательной деятельности учеников на уроке, развивающей их способности; соблюдение психологических и гигиенических условий про­дуктивной учебной деятельности; оценивание деятельности ученика, результатов и достижений его учебной деятельности; организация преимущественно субъктно-субъектных отношений в процессе обучения.

24. Лекционно-семинарская система обучения. Лекционно-семинарская система — это коллективно-групповая форма обучения, концентрированным выражением которой являются лекции и семинары. Используется, как правило, в практике профессиональной подготовки, т.е. у обучающихся имеется опыт учебно-познавательной деятельности. Лекция - систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции: Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Лекционно-семинарской системе обучения предъявляются следующие требования: 1) Высокая идейность, методологическая и мировоззренческая направленность. 2) Познавательная ценность. 3) Неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью. 4) Мотивация учения. 5) Реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания. 6) Правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов учебной деятельности.

25. Типы и структура урока. Выделяются следующие типы уроков: — комбинированные (смешанные);— изучения новых знаний;— формирования новых умений;— обобщения и систематизации изученного;— контроля и коррекции знаний, умений;— практического применения знаний, умений Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного Структура урока — его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. В теории различают: основную структуру – дидактическую- является регулятивом деятельности прежде всего препода­вателя. Т ри подструктуры: логико-психологическую, мотивационную, методи­ческую. Логико-психологическая подструктура состоит из следующих этапов: — воспроиз­ведение и восприятие известного знания;— восприятие новых знаний и способов действий;— осознание и осмысление элементов нового;— обоб­щение элементов знания и способов действий;— применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных усло­виях. Мотивационная подструктура урока служит для учета интересов и потребностей учащихся преподавателем. Состоит из след этапов: - организация и управле­ние вниманием учащихся;- разъяснение смысла деятельности; актуа­лизация мотивационных состояний;- совместная с учащимися постановка целей занятия;- обеспечение ситуаций успеха в достиже­нии цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверен­ности у учащихся в своих действиях; - оценивание действий, процесса и результатов обучения.

26. Понятие «модель обучения». Модель компьютерного обучения. Модель обучения – это обобщенный мыслительный образ процесса обучения, который отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества.Модель компьютерного обучения. Анализ научного знания позволяет систематизировать и выделить следующие функции компьютера в обучении: • технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические); • дидактические (компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определенные ситуации). Задача педагогики в этой связи состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых обозначенные функции действительно достигаются. К данным условиям относятся: взаимосвязь применения компьютера и целей, содержания, форм и методов обучения; сочетание слова преподавателя и применения компьютера; дидактическая структура компьютерного занятия; мотивационное обеспечение компьютерного занятия; сочетание компьютера и других ТСО.

27. Понятие «модель обучения». Модель дистанционного обучения. Модель обучения – это обобщенный мыслительный образ процесса обучения, который отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества. Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и/или трудовой деятельности.Информационно-образовательная среда дистанционного обученияпредставляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Позитивное влияние оказывает дистанционное обучение и на учащегося, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.Качество дистанционного обучения не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения кадрового профессорско-преподавательского состава высшей квалификации и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

28. Понятие «модель обучения». Модель концентрированного обучения. Модель обучения – это обобщенный мыслительный образ процесса обучения, который отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества. Цель концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадцати предметов в течение учебной недели) изучается от одного и до тех предметов. Модель концентрированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определенных (достаточно длительных - до нескольких недель) повторяющихся отрезках времени. Многими учеными отмечаются несомненные достоинства модели концентрированного обучения: · устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей, благотворно сказывается на физическом состоянии и здоровье детей; · укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер; · концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени.

29. Понятие «модель обучения». Модель проектного обучения. Модель обучения – это обобщенный мыслительный образ процесса обучения, который отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества. Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в конкретном знании. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов в сегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

30. Понятие и функции контроля результатов обучения. Виды контроля (предварительный, текущий, тематический, этапный, итоговый). Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся. Функции контроля. Социальная - проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки учащегося. Образовательная - определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Воспитательная - выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Эмоциональная - проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Информационна я - является основой диагноза планирования и прогнозирования. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет опреде­лить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глу­бину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программно­го материала. Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Периодический (этапный) контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия. Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

31. Методы контроля (педагогическая диагностика, устный опрос, обобщающий опрос, методы письменной проверки, самостоятельная работа). Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.педагогическая диагностика - изучение результативностиучебно – воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей (кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания). Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Устный контроль (опрос) как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения. Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. Выполнение практических работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Практические работы представляют собой задания, требующие проведения опыта, измерений, поэтому их роль велика в проверке знаний, прежде всего по предметам естественно-математического цикла, по черчению, физической культуре. Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения.

32. Тестовые проверки знаний (тест с закрытой формой задания, тест с открытой формой задания и др.). Этот метод обеспечивает объективное измерение объема и качества усвоения учащимися конкретных знаний, умений и навыков, но не способностей Слово"тест"(англtest) означает испытание, проверку Основные требованиями оги к тестам заключаются в том, что они должны быть кратковременными, однозначными, правильными, относительно короткими, информативными, удобными, стандартными; соответствовать целям обучения, воспитания и решения. Задания закрытые (с множественным выбором), в которых тестируемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов, т.е. выбор ответа из нескольких предложенных вариантов. Вообще, закрытое тестовое задание с выбором ответа считается «хорошо работающим», если знающие учебный материал респонденты выполняют его правильно, а незнающие выбирают любой из ответов с одинаковой вероятностью. В тестовых заданий закрытой формы относятся:1) задачи альтернативных ответов (\"правильно - неправильно\","да - нет\"), применяемые для оценки одного элемента знаний;2) задачи простого множественного выбора, предусматривающие нахождение одного правильного ответа из предложенных вариантов;3) задачи с множественным выбором, в которых количество правильных ответов не ограничено инструкции. Задания открытые (задания на дополнение), требующие от тестируемого самостоятельно сформулировать ответ. В заданиях открытой формы готовые ответы не даются, их необходимо получить. При ответе на открытое задание респондент дописывает пропущенное слово, формулу или число на месте прочерка или в специально отведенном месте на бланке ответов.

 

33. Рейтинговая проверка знаний. Учет и оценка знаний. Рейтинговая система чаще применяется в высшей школе. Она связана с определением удельного веса (рейтинга) каждого пред­мета по итогам его изучения или успешно завершенного вида заданий. Рейтинговые баллы суммируются, и определяется общий суммарный балл, характеризующий успехи обучающегося. Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия. Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка - это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах. Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917 г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система оценивания превратилась в пятибалльную.

 

 

Теория воспитания

1.Различные подходы к понятию «воспитание». Сущность процесса воспитания и его особенности. Воспита ние –основная, общая, вечная, конкретно историческая категория педагогики. Означало вскармливание. 1)В-ие принадлежит и выступает в роли 1 из факторов жизни и развития общества. В-ие осуществляется через специально создаваемые государства и общественные структуры.2) В-ие относится к с психологи-ой сфере и может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способностей человека отражать и взаимодействовать с миром. 3) В-ие элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с культорологической. Это целенаправленная помощь ребёнку, в его хождению в современную культуру.4) В-ие с позиции профессионально-пед-ой. Это целенаправ, проф деят-сть педагога, к-ая содействует max развитию личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: