Классический психоанализ З. Фрейда и его теория личности.




Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Когда Фрейду было четыре года, его семья перебралась в Вену. Фрейд постоянно жил в Вене, а в 1938 году, за год до смерти, он эмигрировал в Англию. Структура личности по з. Фрейду:

Личность – динамическая система, управляемая тремя психическими структурами:

• ид – Оно (Работает по принципу получения удовольствия от жизни.);

• эго – Я (это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Выполняет функции связного между Оно и Сверх-Я.);

• суперэго – сверх-Я (Призвано обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности общества. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго).

Этапы и детерминация раззвития:

1. Оральная – характеризуется получением удовольствия через ротовую полость. Дефицит этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привеси к алкоголизму, курению.

2. Анальная – связана с контролем над испражнениями.

3. Генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации.

Защитный механизм (психологическая защита) - неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

1. Подавление желаний – удаление желания из сознания, так как его нельзя удовлетворить.

2. Отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как неправды. Человек не замечает своих противоречий в своих суждениях.

3. Рационализаия – постороение приемлимых моральных, логичных обоснований, аргументов, для объяснения и оправдания неприемлимых форм поведения, мыслей поступков, желаний.

4. Инверсияя – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением мыслями, чувствами.

5. Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, тоесть отдаление себя от угрозы.

6. Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздельности, раздвоенности личности, к неполному Я.

7. Регрессия – возвращение к болле раннему, примитивному способу реагирования, человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики.

Невроз возникает, когда Я становится неэффективным, а Оно или Сверх-Я приобретает главенствующую роль. Опираясь на идеи строжайшего детерминизма, Фрейд настаивал на том, что любые психические феномены, даже кажущиеся нелепыми или иррациональными, случайными или бессмысленными, жестко обусловлены игрой подспудных психических сил (сексуальных либо агрессивных влечений). Спасаясь от них, человечек ставит этим слепым психическим стихиям "запруду" в виде различных защитных механизмов, важнейший из них – механизм вытеснения. Вытесненное влечение, сталкиваясь с цензурой сознания, ищет различные обходные пути и разряжается в формах, внешне нейтральных, порой даже бессмысленных, но имеющих свой символический план.

Их разгадкой и занялся психоанализ, толкуя сновидения, изучая различные оговорки и ошибки памяти, необычные ассоциации (связи) мыслей. Анализ сложной мотивационной структуры личности привел Фрейда к трехкомпонентной модели ее устройства как динамичного и изначально конфликтного. Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений с силой "Я", вооруженного своими орудиями самозащиты, и давлением сверх-"Я" (инстанции, представляющий социум как враждебное индивиду начало). Отношение личности и общества в психоанализе – антагонизм:  Фрейд ввел в свою конструкцию Я противостоящий всему инстиктивно-биологическому в человеке социальный фактор.  Социальные нормы, запреты, санкции также обладают мотивационной силой: убеждения, страхи, привносимые в сознание человека образами Я, которые внушены, навязаны родителями, учителями, значимыми другими и к тому же прочно укоренившиеся в его Я вынуждают личность неосознанно хитрить, обманывать себя и других по поводу своих истинных побуждений.  Внушенные социальные нормы могут задерживать развитие человека.

Норма и патология личности: • Либидо всегда создаёт напряжение/возбуждение: требует разрядки и если этого не происходит, то повышается тревожность. • Я с целью уменьшения тревоги может применять так называемые защитные механизмы психики. • Здоровый человек сочетает в себе принцип удовольствия и принцип реальности.

• Терапия директивная, так как основа выздоровления пациента связана с внушением врача.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: