Смысловая сфера личности обуславливает все другие сферы.




Смы­сло­вое об­ра­зо­ва­ние – это пре­ж­де все­го ак­тив­но-дей­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние, имею­щее век­тор на­прав­лен­но­сти на дея­тель­ность и так или ина­че про­яв­ляю­щее­ся в дея­тель­но­сти в ее внеш­них или внут­рен­них, раз­вер­ну­тых или фраг­мен­тар­ных фор­мах.

Три ви­да смы­сло­вых об­ра­зо­ва­ний:

•смыс­ло­об­ра­зую­щие мо­ти­вы,

•смы­сло­вые ус­та­нов­ки

•не­по­сред­ст­вен­ные лич­но­ст­но-зна­чи­мые эмо­цио­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния.

Личностный смысл: индивидуально-специфическаяя, личностная характреристика субъекта как осозноваемая и субъективно воспринимаемая им повышенная значимость для тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным метом и ролью в его жизнедеятельности и их жизненном смысле для него.

Механизм смысловой сферы личности: внутренний диалог, представляющий собой не просто соотнесение личностью внешних и внутренних факторов поведения, но и установленные связей между всеми относящимися к конкретной ситуации явлениями.

Уровни смысловой сферы личности (Братусь):

0 – ситуативный: ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой. Смысл привязан к ситуации.

1. эгоцентрический – личная выгода, удобство, престижность. Люди рассматриваются как удобные\неудобные.

2. группоцентрический (определяющий смысловой момент - группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше). Люди свои\чужие.

3. просоциальный(гуманистический): внутренняя смысловая устремлённость человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим. Принцип самоценности становится всеобщим.

4. духовный (экзистенциальный): соприсутствует диалог.

Смысловая система личности суть особым образом организованная совокупность смысловых структур и их взаимосвязей, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности индивида (Леонтьев)

 

Функции смысловой сферы личности:

•Создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними.

•Оценочная и регулятивная.

Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки, подразумевая внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются.

•Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности.

Проблема типологизации в психологии личности.

 

Примером современных разработок проблемы К.А. Абульхановой-Славской.

В этой типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». Данная типология, по-видимому, дает основания понять принципы построения мотивации, исходя из личностной позиции, из особенностей типа. Так, эгоистическая инициатива строится на принципе контраста с социально-психологическими тенденциями, индивидуалистическая — на противоречии, коллективистическая — на гармоническом соединении тех и других, функциональная — на превращении внешних тенденций в средство реализации внутренних.

 

Иными словами, мотивация, активация личности опосредованы ее личностным складом. Однако эта типология дает возможность понять и другое: характерный для каждого типа способ активации одновременно связан с прогрессивными или регрессивными противоречиями, которые либо расширяют, либо ограничивают сферу активности личности, делают ее психологически более устойчивой, сильной или расшатывают ее структуру.

Типология дает возможность описать типичные для одних, критические для других противоречия, пределы, в которых активность гармонически или противоречиво соединяется с социально-психологическими тенденциями. Приведенные типологии носят предварительный характер.

 

Однако их принципиальное отличие от обычных классификаций в том, что в их основу положены представления о диалектике внешнего и внутреннего, о способе объективации, самовыражения и т. д.

 

Типологический подход позволит находить не столько диагноз, сколько прогноз личности. Специфика активации личности, прогноз критических для нее противоречий — основа для продуктивного воспитания или перевоспитания личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: