ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Тема 1
Сущность и особенности пропедевтики изучения истории в специальной (коррекционной) школе
Необходимость пропедевтического изучения истории в условиях специального обучения для подготовки школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7-9 классах.
Роль пропедевтического периода в накоплении, уточнении, исправлении и расширении первоначальных общественно-исторических представлений и понятий школьников с нарушением интеллекта, максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Пути расширения социального опыта, накопления общественно-исторических представлений и понятий: индивидуальные и групповые (с классом) беседы по общественно-исторической тематике; подкрепление полученных знаний различными видами деятельности: общественно полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям; активным изучением истории своего города, района; знакомством с его достопримечательностями, культурно-историческим наследием на прогулках, экскурсиях по городу, району, посещением музеев; просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п.
Пропедевтика изучения истории на базе разных учебных предметов (математики - временные представления и понятия, русского языка - знакомство с текстом общественно-исторического содержания, географии - с положением Родины на карте мира и т. д.); уроков объяснительного чтения 2-6 классов - первоначальные представления и понятия, правильное, осознанное, выразительное чтение.
|
Пропедевтика изучения истории, обществоведческих и исторических понятий как фактор нравственного воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей и подготовки их к более продуктивной деятельности при переходе к изучению истории в старших классах.
Тема 2
Характеристика общественно-исторического материала в книгах для чтения для 2-6 классов специальной (коррекционной) школы
Объем и краткая характеристика представленных произведений в книгах для чтения для 2—6 классов специальной (коррекционной) школы.
Общественно-исторический материал в книгах для чтения:
- художественные произведения в прозе (рассказы, отрывки из повестей);
- художественные произведения в стихотворной форме (стихи, отрывки из поэм);
- произведения устного народного творчества (сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки);
- деловые (научно-популярные) статьи.
Круг представлений и понятий, формируемых у учащихся на уроках чтения во 2-6 классах, умения и навыки работы с учебной книгой (текстом, иллюстративным материалом) и дополнительной литературой.
Анализ программы по чтению и развитию речи и книги для чтения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Формирование умений и навыков работы с текстом на уроках чтения и развития речи в начальных классах (применяемые и в старших классах на уроках истории):
- умение рассказывать о прочитанном, отвечая на вопросы учителя или используя иллюстрации (2 класс);
- умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию (3 класс);
- умение выделять главную мысль произведения, устанавливать последовательность, причинно-следственные связи; делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям, придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план, объяснять выделенные учителем слова и обороты речи (4 класс);
|
- умение выбирать слова и выражения, характеризующие героев, события, находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться подстрочным словарем (5 класс);
- навык самостоятельного чтения с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ (6 класс).
Тема 3
Работа над произведениями общественно-исторического содержания на уроках чтения во 2 - 6 классах
Изучение общественно-исторического материала в специальной (коррекционной) школе на уроках чтения во 2-6 классах, представленного в сказках, рассказах, стихотворениях, деловых статьях (о роли труда в жизни людей и разных профессиях, об отношении людей друг к другу (дружба, товарищество, взаимопомощь), о прошлом нашей Родины и ее настоящем).
Виды чтения, приемы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, дополнительный материал.
Этапы урока чтения произведения общественно-исторического характера:
- предварительная работа.
- громкое чтение текста по логическим законченным абзацам
- повторное чтение текста детьми, сопровождающееся заданиями
- обобщение материала прочитанного произведения
|
- беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом.
- закрепление содержания материала по узловым вопросам текста.
Вопросы и задания
- В чем заключается сущность пропедевтики изучения истории? Каково ее значение в специальной (коррекционной) школе?
- Проанализируйте одну из книг для чтения (2-6 классы) с точки зрения пропедевтики изучения истории.
- Составьте фрагмент урока чтения произведения общественно-исторического содержания в специальной (коррекционной) школе (класс и произведение по выбору студента).
Литература
- Долгобородова Н.Л. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников /Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л.. 1971. С. 3-15.
- Капустин АЛ. Исследование уровня сформированности исторических понятий у учащихся 2-6 классов вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 4. С. 33-37.
- Книги для чтения. Учебники для 2-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2000, 2002.
- Программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Русский (родной) язык. М., 1999. С. 33-59.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Сб. 1. - Русский (родной) язык. М., 2001. С. 5-28.
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Тема 1
Задачи курса истории в специальной (коррекционной) школе
Необходимость учёта особенностей контингента учащихся и коррекционная направленность всего учебно-воспитательного процесса при решении образовательно-воспитательные задач курса истории в специальной (коррекционной) школе
Комплексное решение образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач на уроках истории специальной (коррекционной) школы.
- Образовательные задачи курса истории (формирование у учащихся прочных знаний по истории - важнейших фактов; создание у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого; усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития; овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей); выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом; умений составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать исторический материал, делать небольшие сообщения на основе дополнительной литературы.
Воспитательные задачи курса истории (гражданское воспитание учащихся - воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны; патриотическое воспитание учащихся - воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости — т. е. военно-патриотическое воспитание; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей - воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться сих культурой проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде; нравственное воспитание учащихся - воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость, т.д.; эстетическое воспитание учащихся – воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке, дать оценку с эстетической точки зрения, развитие эстетического вкуса; трудовое воспитание учащихся - привитие уважения к людям труда и результатамих трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться; экологическое воспитание учащихся - воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений; правовое воспитание учащихся - воспитание правовой культуры, т. е. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы. Изучая историю нашей Родины с древнейших времен до революции, школьники знакомятся с неравным положением разных классов в обществе с функциями государства на протяжении разных эпох. История советского периода дает возможность увидеть изменения в положении людей, связанные с построением нового общества, познакомиться с Конституцией СССР, правами и обязанностями, которые провозглашались основным законом, но не всегда соблюдались в жизни; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.
Развивающий характер и одновременно коррекционная направленность процесса обучения предмету. Направленность коррекционно-развивающих задач на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств с учетом как типических общих закономерностей развития детей с нарушением интеллекта, так и структуры дефекта каждого ученика.
Тема 2
Содержание истории как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе
Учебный план специальной (коррекционной) школы (изучение истории с 7 по 9 класс по 2 часа в неделю (68 часов в год) и его реализация через программы изучаемых предметов (объем и содержание знаний и перечень умений и навыков учащиеся по предмету).
Программы по истории для специальной (коррекционной) школы, их структура и содержание.
Новая программа по истории для специальной (коррекционной) школы, 2000 г. (авторы О. И. Бородина и В.М. Мозговой), её структура и содержание.
Самостоятельный курс «Обществоведение» (основы обществоведческих и правовых знаний).
Основные принципы построения программы: линейность, элементы концентризма, научность содержания, сочетание федерального, регионального и местного компонентов, доступность, систематичность, последовательность программного материала, уровневый подход к формированию исторических знаний, реализация межпредметных связей, коррекционная направленность обучения истории в специальной (коррекционной) школе.
Краткая характеристика содержания курса истории специальной (коррекционной) школы.
Тема 3
Характеристика школьного учебника истории
Учебник - основной источник знаний и основное средство обучения. Компоненты учебника истории:
- текст: основной (тексты параграфов), дополнительный (отрывки из литературных произведений, тексты под рубрикой «Это интересно», небольшие тексты к некоторым иллюстрациям), пояснительный (сноски, названия иллюстраций);
- внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения (система вопросов и заданий после каждого параграфа и после каждой темы), иллюстративный материал (картины, портреты, фотографии, рисунки, карты, схемы, хронологическая таблица), аппарат ориентировки (оглавление, заголовки тем, номера и названия параграфов, условные обоз-начения; выделенные в тексте даты и понятия).
Структура учебника истории (главы и параграфы; целостный законченный сюжет каждого параграфа).
Функции учебника истории в специальной (коррекционной) школе:
- информационная (основные и дополнительные тексты и иллюстративный материал учебника);
- систематизирующая (хронологическая последовательность материала, разбивка материала каждой темы на отдельные параграфы, вопросы и задания под рубрикой «Проверь себя »;
- контролирующая (вопросы и задания после каждого параграфа);
- воспитательная;
- развивающая (введение в каждую тему дополнительного материала, представляющего познавательный интерес и расширяющего кругозор учащихся под рубрикой «Это интересно»).
Вопросы и задания
1. Раскройте образовательные» воспитательные и коррекционно-развивающие задачи курса истории специальной (коррекционной) школы.
2. Проанализируйте программу по истории для специальной (коррекционной) школы по следующему плану:
а) реализация в программе по истории основных принципов построения школьных программ;
б) структура курса истории, его хронологические рамки, содержание материала по годам обучения (7, 8 и 9 классы);
в) система ведущих понятий курса истории;
г) методические рекомендации для учителей; данные в пояснительной записке.
8. Проанализируйте учебник «Рассказы по родной истории» по следующему плаву:
а) структурные компоненты учебника;
б) характеристика основных текстов;
в) характеристика иллюстративного материала;
г) аппарат организации усвоения (система вопросов и заданий);
д) аппарат ориентировки.
Литература
1. ВагинАА. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968.
2. Ворожейкина НЛ. и др. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин. М., 1999.
3. Лебедева Я.М. Ермолаева ЛЛС., Разбегаева ЛЛ. История Отечества. Учебное пособие по истории для учащихся б класса средней школы. СПб,1996.
4. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред.М.И. Кузьмицкой. М., 1964. ' ''
5. Программы для 5—9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. — История. Обществоведение.М.,2000.
6. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1972.
7. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.» 1972.