Дата: 14.12.2020.
Класс.
Музыка
Тема урока: Понятие контраста в музыке.
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном понятии в музыке.
Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Изменяется человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непременно изменяется.
На нашем уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки - контрасте.
- Ребята, вы знаете, что такое контраст?
- Слово «контраст» означает «противоположность».
В музыке часто мелодия неожиданно меняет свое мелодическое движение, радость приходит на смену грусти, резко меняется темп, ритм, динамика. Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты. Давайте назовем их. Какие контрасты в мелодии?
Она может подниматься вверх и падать вниз (подъем и спад).
Она может звучать весело (Мажор) и грустно (минор).
Темп мелодии может быть быстрый и медленный.
Регистр может быть высокий и низкий.
Динамика звучания громкая и тихая.
Сегодня мы с вами еще раз послушаем музыкальное произведение «Клоуны», которое написал Д.Б. Кабалевский.
Мы уже знакомились с творчеством этого композитора.
Д.Б. Кабалевский – это композитор 20 века, учитель музыки. Он очень сильно любил детей. Дмитрий Борисович написал много песен и музыкальных пьес для детей. Одно из них мы сейчас послушаем.
Сядьте ровно. Слушаем мы в полной тишине. Вашей задачей будет ответить на вопрос: какой характер произведения?
Перейдите по ссылке для прослушивания пьесы Д. Кабалевского «Клоуны»
|
https://www.youtube.com/watch?v=ExNlEfea5I4
-- Какой характер у произведения?
- Менялся ли характер в пьесе?
- Д.Б. Кабалевский назвал ее «Клоуны».
- Как вы думаете, почему клоуны, а не клоун. И есть ли в музыке контраст?
- Послушайте, как звучит мелодия. В начале она направлена вверх, а в средней части – вниз. Музыка рассказывает о двух клоунах. Один клоун веселый, умелый, а второй –неудачник, у которого все валится из рук.
Мелодия несколько раз повторяется, все громче, второй клоун пытается подражать своему собрату, но все его попытки заканчиваются неудачей. Послушайте всю пьесу целиком еще раз.
-- В первой части характер музыки веселый, задорный, бойкий, озорной.
- В средней части характер ее меняется: она начинает звучать осторожно, робко, неуверенно.
В этом музыкальном произведении мы хорошо слышим контраст в музыке.
А теперь давайте послушаем два знакомых нам произведения П,И,Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла»
https://www.youtube.com/watch?v=eMe9g8WZC6k
https://www.youtube.com/watch?v=GiRUIJVp2Dg
В этих музыкальных произведениях мы хорошо слышим контраст в музыке.
Сегодня мы также разучим с вами песню «Подарочки», которую также будем исполнять на новогоднем утреннике. Выучите слова этой песни.
Подарочки.
С нетерпеньем ждали целый-целый год,
Дружно дни считали, где же Новый год?
А теперь осталось ровно пять минут,
Дедушку Мороза все ребята ждут!
ПРИПЕВ:
Подарочки, подарочки, какая красота!
Скорей возьми подарочки и приходи сюда! - 2 раза.
2.Дружным хороводом встретим мы друзей,
|
Вместе с Новым годом будет веселей!
Ведь уже осталось ровно пять минут,
Дедушку Мороза все ребята ждут!
А теперь попробуйте исполнить песню «Подарочки» под музыку, перейдя по ссылке:
https://ipleer.com/song/159345962/Lyudmila_Bardina_-_Podarochki/
Сегодня на уроке мы говорили о контрасте в музыке. В свободную минуту прослушайте еще раз музыкальное произведение «Кавалерийская»
Д. Кабалевского и найдите в нем контраст.
https://www.youtube.com/watch?v=FDMabkzXMoM&feature=emb_logo
Спасибо за урок. Вы молодцы!