Ждет гостей сегодня кошка




Основные направления проведения программы

1) На преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение.

2) На развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

3) На знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

4) На развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

 

Структура занятий свободная.

 

Занятие 1

Цель: Преодоление замкнутости, скованности, двигательное раскрепощение детей.

1) Прослушивание сказки «Три подружки».

Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка, утка Крякушка, Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья. Мамы строго-настрого наказали им не пачкаться и далеко друг от друга не отходить. Но Мурка погналась за птичкой- подкралась, только протянула лапки, чтобы прикрыть ее, а птичка уже в другом месте. Зацепилась кошечка за пенек и разорвала платье. А тем временем Хрюше захотелось полежать и понежиться в глубокой луже. Забралась она в лужу, а вылезти не может. Утка Крякушка стала помогать ей выбраться на сушу, но потеряла при этом шляпу и башмачок.

Вот идут они с прогулки, опустив головы, громко плача… Что-то будет, что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, очень удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда они узнали, что Крякушка спасла Хрюшу, перестали браниться и похвалили ее.

2) Распределение ролей между детьми и разыгрывание сценки. Очень замкнутые дети могут быть пока наблюдателями. Предварительно мимику всех персонажей показывает ведущий, а потом дети.

3) Упражнение на дыхание «Глубокое дыхание». (учимся вдыхать и выдыхать). Время выполнения 2-3 минуты

а) Сесть в кресло (на стульчик), спина прямая, расслабленная.

б) Вдохнуть носом, выдохнуть через рот. Можно считать: вдох – 1, 2, 3, 4; выдох – 4, 3, 2, 1.

4) Домашнее задание: Дома предлагается нарисовать свое настроение, передать его цветом.

 

Занятие 2

Цель: Преодоление скованности, двигательное раскрепощение.

1) Видео-просмотр мультфильма «Котята».

2) Чтение текста английской песенки «Котята».

Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котенка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - он спросила, - не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

3) Показ детьми мимики. Хозяйки – сердитой и сжалившейся; ссорящихся и замерзающих котят, а затем – спящих котят.

4) Разыгрывание сценки. Дети выбирают роли по своему вкусу. Желательно, чтобы в комнате звучала негромкая музыка.

 

Занятие 3

Цель: Снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение детей и расширение их поведенческого репертуара.

1) Игра «Кто пришел?».

а) Предложить детям показать, как ходит кошечка, медведь, лиса, зайчик, лев.

б) Ребята по желанию изображают кого-то из животных.

в) Дети по очереди выходят из комнаты, а затем входят и изображают задуманного животного. Остальные отгадывают, кого ребенок изобразил.

2) Упражнение на дыхание «Лифт». Дети учатся выделять в своем организме три участка: грудь, желудок, живот, задерживая дыхание на 1, 2, 3 секунды в каждом из них.

Время выполнения 2-3 минуты. Сделав глубокий вдох, чтобы воздух дошел до живота, мы начинаем «поездку на лифте». Выдыхая, чувствуем, как воздух начинает свой путь «от первого этажа» (живота).

Это упражнение хорошо выполнять стоя.

а) Вдохнули глубоко и медленно ртом так, чтобы воздух дошел до живота (1 этаж). Задержали дыхание, выдохнули ртом.

б) Снова вдохнули так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше (желудок). Задержали дыхание – выдохнули ртом.

в) Вдохнули – и подняли (лифт) еще на один этаж (грудь) – выдохнули.

Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из дверей лифта.

 

Занятие 4

Цель: Добиться осознания важности речи для общения с собеседником, формировать доверительное отношение друг к другу.

1) Беседа «Зачем нужна речь».

Рассказать детям, насколько необходима речь для общения с другими людьми, обратить их внимание на то, что нужно говорить правильно. Желательно обсудить с ребятами роль жестов и мимики в выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) или слишком мало (молчуны); поразмышлять всем вместе о том, для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, легко ли ранить словом.

2) Упражнение «Слепой поводырь». Выполняется в парах. Один из участников «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, подготовленные заранее (мебель, столы, пуфики и т.д.) У «слепого» завязаны глаза. Задача «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями.

По окончании игры желательно обсудить с детьми, что чувствовали они, будучи в роли «слепого» и «поводыря». Было ли им уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т.д.?

Занятие 5

Цель: Показать, как можно общаться без слов (развитие языка жестов, мимики и пантомимики, понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения).

1) Беседа «Как можно научиться общаться без слов».

Обсудить с детьми: что дает возможность общаться с другими людьми? Наверное, ребята сразу же назовут речь. Спросить их, как можно с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние.

2) Упражнение «Иностранец». Ведущий: «К нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать, конечно, все это без слов»

3) Упражнение «Водопад».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения. Выполняется стоя, под музыку Антонио Вивальди «Времена года».

Ведущий: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и прохладная. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода мягко струится по вашей спине. Она стикает с вас и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать Ваше тело и уносится прочь».

 

Занятие 6

Цель: Развивать умение передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений; снять мышечное напряжение, помочь детям научиться принимать друг друга.

1) Упражнение «Через стекло». Дети передают ситуации с помощью мимики и жестов:

«Ты забыла надеть шарф. А на улице холодно»;

«Принеси мне стакан воды, я хочу пить»;

«Ты не хочешь со мной порисовать?»;

«У меня болит горло».

2) Упражнение «Связующая нить». Дети сидят по кругу, передавая друг другу клубок ниток тек, чтобы он постепенно разматывался и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что ребята сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает ведущий, показывая там самым пример. Затем он обращается к ребятам, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

3) Упражнение «Жираф».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения. Время выполнения 2 минуты. Сидя на стульчике:

а) Сделайте вдох и расслабьтесь.

б) Положить подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите это три раза.

в) Теперь повращайте шеей.

г) Приподнимите плечи, опустите их. Повторите это три раза. Затем приподнимите каждое плечо несколько раз.

д) Снова сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как удлинилась ваша шея, как она расслабилась. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей.

4) Домашнее задание: нарисовать любимое животное, передать его цветом.

 

Задание 7

Цель: Научить передавать содержание стихотворения с помощью мимики и пантомимики, таким же образом выражать удовлетворение и радость.

1) «Расскажи стихи без слов». Ведущий читает детям стихотворение, например такое:

Ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну а гости тут как тут…

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке везет орешки.

Кудрявый барашек с букетом ромашек.

Катит медвежонок меду бочонок.

Тащит петушок проса мешок.

А кот Тимофей принес двух мышей.

Еще один гость принес в зубах кость.

Всем подаркам кошка рада,

С одного не сводит взгляда.

Догадайтесь поскорей:

Чей подарок всех милей?

Е. Ефремов

Далее распределить роли. Под повторное чтение текста дети изображают услышанное.

2) Упражнение «Цветок». Ведущий: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем».

Ребенок должен: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются и разводятся в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка; мышцы лица расслаблены.

3)Домашнее задание: нарисовать рисунок на любую тему, передать его цветом.

Задание 8

 

Цель: Научить ребенка осознавать свою индивидуальность, различные стороны своего характера, проявлять большее внимание к себе.

Наглядный материал: лист бумаги, цветные карандаши.

1) «Рисуем себя». Каждому ребенку предлагается нарисовать, каким он представляет себя сейчас и в прошлом, когда только начал заниматься в группе. Затем индивидуально спросить, кому что нравиться, а что не нравится в себе, что хотелось бы изменить.

2) Упражнение «Радуга».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения.

Время выполнения 5-7 минут, в положении сидя или лежа. Ведущий: «Закройте глаза. Представьте, что у вас перед глазами находится экран. На экране вы видите радугу – цвета, которые вам нравятся. Каждый цвет вызывает свое настроение и чувство. Вы видите то, что я описываю». а)Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой - приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере.

б) Теперь – красный цвет. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда вам холодно.

в) Следующий – желтый. Желтый – приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

г) Зеленый – цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. О чем вы думали, когда смотрели на голубой, желтый, красный, зеленый цвета? Заметили ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие?»

Задание 9

Цель: Совершенствование выразительности жеста как неречевой формы общения, помощь в налаживании контакта.

1) Игра «Незнайка». Каждый ребенок – Незнайка. Взрослый задает детям вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками. Вопросы:

а) Вы сегодня завтракали в детском саду?

б) На улице холодно (тепло)?

в) У вас есть теплая одежда?

г) Какого цвета наши стены?

д) Вам нравятся рыбки в аквариуме?

е) Вы сегодня пойдете гулять?

2) Игра «Змейка». Дети встают друг за другом и держатся за плечи стоящего впереди. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

а) Подняться на пуфик и сойти с него;

б) Проползти под столом;

в) Обогнуть «широкое озеро»;

г) Пробраться по следам «диких животных».

 

Задание 10

Цель: Развитие языка жестов, мимики и пантомимики, выражение положительных эмоций; раскрепощение, поднятие настроения детей.

1) Игра «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию стоящего впереди. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети крепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на роль головы назначается другой ребенок.

2) Игра «Два клоуна». Два веселых клоуна, не замечая друг друга, жонглируют воображаемыми цветными кольцами. Вдруг они сталкиваются спинами и падают, им смешно, они сидят и громко хохочут. Затем встают и бросают кольца друг другу.

3) Упражнение «Марионетка».

Цель: Контролирование своего тела, а затем мыслей. Время выполнения 5 минут. Ведущий: «Вы никогда не ощущали себя марионеткой, которую дергают за веревочку? Давайте попробуем побывать в роли марионетки.

а) Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Вы стали твердыми, как Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

б) Напрягите ноги и колени, пройдитесь так. Ваше тело – деревянное. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

в) А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни». Расслабьте мускулы. Можно помассировать одной рукой другую. Затем кончиками пальцев помассировать лицо».

В этом упражнении можно импровизировать, создавая новые варианты.

 

Задание 11

Цель: Научить детей координировать свои действия друг с другом без слов, снять напряжение и усталость.

1) Изобрази сказку (или отрывок из сказки). Играют две команды (или два ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить их без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка или какой это мультфильм и кто кого изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощи мимики и пантомимики показывать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

В этой игре важно предварительно договориться о совместном представлении сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

2) Упражнение на релаксацию «Волшебный сон». Дети находятся в позе покоя. Взрослый дает им следующую установку: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закройте глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание наступает «Волшебный сон».

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза),

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются (2 раза),

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Подтянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Упражнение выполняется под спокойную расслабляющую музыку.

 

Задание 12

Цель: Развитие речевого общения и навыков совместной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу.

1) Игра «Веселый мячик». Дети встают по кругу и под музыку передают мяч со словами: «Ты катись, веселый мячик, быстро, быстро по рукам, чтоб не скучно без игрушки было, было, было нам».

Тот, у кого на руках при последнем слове оказывается мяч, выходит в центр круга и танцует под музыку (магнитофонная запись любой танцевальной музыки).

2) Этюд «Встреча с другом». Ведущий: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, что на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» Дети изображают этот этюд с выразительными движениями объятия, улыбки.

Задание 13

Цель: Сближение детей в группе, помощь в эмоциональном и моторном самовыражении, воспитания внимания друг к другу, вызывающего желание общаться.

1) Игра «Строители». Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате. Маленькому строителю задаются вопросы:

- Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

- Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?

- Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

После беседы возможно строительство общего дома.

2) Игра «Робот». Прячется какой-нибудь мелкий предмет втайне от выбранного «робота». «Робот» движется по указанию участников игры: прямо, влево и т.д.

 

Задание 14

Цель: Помочь ребенку увидеть в себе положительные стороны, почувствовать, что он понимаем и ценим другими детьми группы.

1) Игра «Кулачки и ладошки». Дети разбиваются на пары (по желанию) и, повернувшись, друг к другу лицом, прижимаясь ладошками, двигаются по комнате под музыку, при этом преодолевают различные препятствия. Это может быть пуфик, стул, стол и т.д.

2) Игра «Я знаю». Дети стоят по кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю, ты можешь то-то …» Мяч передается на каждую фразу.

3) Ролевая гимнастика:

- улыбнуться, как солнышко.

- улыбнуться, как кот на солнышке.

- нахмуриться, как осенняя туча.

- как рассерженная мама.

- приготовиться к прыжку, как разъяренный лев.

- попрыгать, как кузнечик.

- как козлик.

- как кенгуру.

 

Задание 15

Цель: Дать возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности и увидеть, какое место он занимает в группе.

Наглядный материал: большой лист бумаги, цветные карандаши.

1) Страна «Х» (коллективный рисунок).

Совместное рисование на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на своей части картины то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем, рисовании.

2) Упражнение «Придуманная страна». Время выполнения 3-4 минуты.

Сидя или лежа:

а) Закройте глаза. Устройтесь поудобней. Вы видите то место, которое только что нарисовали.

б) Это единственное место, где вы можете делать все, что вам захочется. Кроме вас там только звери, птицы, цветы. Какие звуки вы слышите, какие запахи чувствуете?

в) Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды.

г) Захватите это чувство с собой, возвращаясь к себе в комнату.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: