Семинар 6. Правовая социализация личности. Девиантное поведение.
1. Девиантное поведение.
2. Специфика молодежного девиантного поведения в современном российском обществе.
Обязательная литература:
1. Степанов О.В., Самыгин П.С. Социология права: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006*. С.165-227.
2. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов: Учеб. Пос. для вузов. М., 2004. *С.242-266.
3. Ханипов Р.А. Укорененность тюремных и криминальных практик в культуре современного российского общества //Мир России. 2008. №3*.
4. Олейник А.Н. «Жизнь по понятиям»: институциональный анализ повседневной жизни «российского простого человека» / А.Н. Олейник // Полис. 2001. №2.
5. Рузанова Н., Дементьева Е. Охотники за головами //Российская газета-Неделя. 11 апреля 2013г.
6. Ханипов Р.А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики//СОЦИС. 2007. №12
Каждый по возможности подбирает статьи и готовит выступление по одной из перечисленных тем. Материалы можно найти на сайте https://www.isras.ru/
Темы выступлений:
1. Современные ритуалы как элемент молодежной культуры.
2. Место права в системе ценностей современной молодежи.
3. Девиации в поведении молодежи (несколько докладов)
4. Роль социального контроля в профилактике девиаций молодежного поведения (о разного рода девиациях).
5. Делинквентные практики в молодежных сообществах (о различных делинквентных практиках).
Подростково-молодежная делинквентность в современной России
тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.04, кандидат социологических наук Ханипов, Рамиль Анасович
Введение.
Глава 1. Концептуальные основы изучения подростково-молодёжной делинквентности.
|
§ 1. Классическая школа уголовного права и индивидуалистические подходы к изучению делинквентности.
§2. Социологические подходы и теории делинквентности.
§3. Радикальная теория, женская делинквентность, интегрированный подход.
Глава 2. Подростковые насильственные практики и делинквентные сообщества в России.
§ 1. Анализ исследований делинквентных сообществ и насильственных практик на территории СССР и России.
§2. Структура и принципы организации современной делинквентной группировки, женская группировка.
§3. Элементы одежды и поведение подростков делинквентной направленности.
Глава 3. Делинквентная культура российских подростков и молодёжи.
§ 1. «Гопники» — репрезентация делинквентной субкультуры в дискурсе форумов и статей сети интернет.
§2. Укоренённость тюремно-криминальных практик в культуре российских подростков и молодёжи.
Актуальность темы. Нарушающее социальные нормы поведение молодёжи является неотъемлемым феноменом любого общества. Современные средства массовой коммуникации регулярно отмечают правонарушения, совершённые подростками и молодёжью. Подростковая преступность была источником беспокойства для жителей Европы и Америки в XVIII и XIX века. Раннее англосаксонское законодательство включало в себя особые меры для наказания малолетних правонарушителей1. В описаниях поведения молодёжи и подростков XIX века в России прослеживаются систематические указания на «вымогательство и отнятие денег на покупку вина, разбитие стекол, поломку изгородей, поджоги стогов сена и хлебных скирд»2.
|
В советский период явление подростковой делинквентности* было в значительной степени актуальным и острым. Исследователи указывают, что феномен подростковых делинквентных сообществ в различных регионах страны возник уже в конце 1950-х начале 1960-х гг. Об актуальности подростковой де-линквентности в СССР свидетельствует взрыв молодёжной преступности в городе Казани, получивший в СМИ название «Казанский феномен», рост групповой преступности в г. Люберцы Московской области. Не менее тяжёлая ситуация существовала и в десятках других городов и регионов на всей территории СССР.
Политические и экономические перемены конца XX века в России образовали в обществе состояние аномии. Кризис переходного периода сопровождался уходом старых идеалов и ценностей, разрушением молодёжной политики. Повсеместное закрытие или приостановка работы объектов индустриального производства, массовая безработица, гиперинфляция, неспособность государства контролировать социальные процессы привели к более чем двукратному1 росту зарегистрированной общей преступности. Статистика подростковой и общей преступности реформирующейся России не даёт однозначных результатов. Я. Гилинский обнаруживает отчётливую тенденцию к сокращению количества несовершеннолетних, совершивших преступления (доля несовершеннолетних преступников снизилась с 17,7% в 1989 г. до 10,2% в 2000 г.), однако указывает на повышение удельного веса несовершеннолетних в тяжких насильственных преступлениях (с 1988 по 1998: по убийствам с 3,4 до 5,2%, по тяжким телесным повреждениям с 3,4 до 12,9%). При анализе «числа преступлений, совершённых несовершеннолетними, или при их участии», обнаруживается рост числа преступлений с 1990 года до середины 1990-х, и некоторая его дальнейшая стабилизация. В 2002 году прослеживается падение общего числа преступности, как совершённого несовершеннолетними, так и взрослыми, однако, после 2002 года наблюдается устойчивый рост числа зарегистрированных преступлений (с 2002 по 2005 год общее число зарегистрированных преступлео ний увеличилось с 2526 тысяч до 3555). А. Салагаев указывает на рост количества подростково-молодёжных делинквентных группировок в последние годы, после некоторой стабилизации в середине 1990-х4.
|
Нередко подростковая делинквентность проецируется в пространство школы. Вымогательства со стороны сверстников, групповые избиения, а иногда и изнасилования, стали неотъемлемыми атрибутами современной общеобразовательной школы. Д. Зиядова указывает, что «во многих регионах страны. некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в школах связан с массовым вымогательством денег.»5. По данным опроса, проведённого Комитетом по делам молодёжи при Правительстве РФ, «сегодня примерно 6%, т.е. 2 млн. молодых российских граждан, вчерашних школьников, готовы убить человека, если им хорошо заплатят»1. Следует отметить и межшкольное пространство, к которому можно отнести путь от дома к школе, включая дворовое пространство школы и дома, где реализуется часть делинквентного поведения, либо насилия, которое невозможно осуществить в школе. Иногда психологическое и физическое насилие со стороны сверстников, невозможность выйти из сложившегося школьного или дворового окружения, безысходность, приводят к суициду.
Несмотря на непростую ситуацию в области подростковой делинквентно-сти, власти как в советский период, так во многом и сейчас стараются деконст-руировать масштабность феномена, умалчивать о серьёзности подростковой делинквентности. Недостаточность проявляемого к подростковой делинквент-ности внимания приводит к неадекватному реагированию со стороны властей и социальных политиков.
Исследования в области факторов подростковой делинквентности не обнаруживают однозначного ответа на вопрос о причинной обусловленности делинквентного поведения. Теоретические подходы к подростковой делинквентности эволюционировали с конца XIX века множество раз. Многофакторность и разносторонние влияния на ребёнка, а затем и подростка, биологическая предрасположенность, или отрицание существования таковой, делают изучение подростково-молодёжной делинквентности сложным и не однозначным.
Таким образом, феномен подростково-молодежной делинквентности не теряет своей актуальности, и требует основательной социологической проработки вопросов его причин, характера и перспектив со стороны научного сообщества.
Степень разработанности темы. Феномен подростковой делинквентности с начала XX века активно изучается западными учёными. В России исследования подростковой делинквентности стали появляться в начале 1980-х годов.
Анализируя разработанность темы подростковой делинквентности с социологической точки зрения, необходимо отметить, что первыми работами в области объяснения отклоняющегося поведения с точки зрения социального влияния, являются работы Э. Дюркгейма. В XX веке, широкомасштабным изучением делинквентности стали заниматься американские социологи.
Исследования подростковой делинквентности пока более развиты на Западе. Подходы к подростковой делинквентности в западной социологии разрабатывались в рамках ряда теорий, имеющих свои периоды возникновения. Первые подходы к делинквентности локализуются в области теории социальной дезорганизации и аномии (Э. Дюркгейм^ Р. Мертон У. Томас, Ф. Знанецкий, К. Шоу и Г. МакКей1). Своеобразное продолжение теории дезорганизации и аномии получили в подходе к делинквентности, основанном на изучении низших классов. Данный подход концентрируется на делинквентной шайке, как источнике делинквентной субкультуры и представителях низшего класса (А. Коэн, Р. Кловард и JI. Олин). Теории дифференциальных связей и дрейфа относятся к подходу межличностных и ситуационных объяснений (Э. Сазерланд4, М. Сайке, Д. Матза3). Предположения, что подростки совершают делинквентные поступки вследствие нехватки контролирующей силы разрабатывались в рам7 ках теорий контроля (У. Реклесс, Т. Хирши). В 1960-ые получила своё развио тие теория наклеивания ярлыков (Г. Беккер, Ф. Танненбаум, Э. Лемерт). Следующим выделим радикальный подход к делинквентности и преступности, отличающийся от конфликтного подхода выводом, что проблему преступности можно решить лишь ликвидировав капитализм (У. Чемблисс, Р. Куинни). Почти не изучаемая в России тема женской делинквентности широко рассматривается в исследованиях зарубежных учёных. Особо интересными являются работы, анализирующие женскую делинквентность с точки зрения тендерных ролей
1 9 и женской эмансипации (О. Поллак, Ф. Адлер). В западных теориях разрабатывается и интегративный (интегрированный) подход к делинквентности, учитывающий несколько возможных переменных влияющих на делинквентное поведение, и поэтому рассматриваемый как наиболее перспективный (Д. Эллиот, С. Эйджтон, Р. Кантер3).
В России наиболее распространёнными являются работы, анализирующие подростковую преступность с правовой точки зрения (О. Пристанская, М.Бабаев, М. Крутер, Д. Ли, Н. Подольный, Е. Жигарев).
Подростковая делинквентность подвергается анализу с социально-психологических аспектов (Ю. Антонян, В. Юстицкий, С. Быков, С. Алашеев, С. Бадмаев, Ю. Юричка, А. Захаров, А. Личко).
Изучается агрессивное и насильственное поведение подростков (С. Ени-колопов, Л. Ерофеева, И. Соковня, А. Дроздов, Г. Русинов), в том числе в российских школах (В. Касаткин,4 Д. Зиядова5).
Различные стороны профилактики делинквентного поведения в школах представлены в педагогических работах (Г. Уманова, А. Белкин, Ю. Бродский, Б. Матюнин, И. Михайловская, Г. Вершинина, В. Степанов).
В рамках отечественной социологии спектр работ по анализу девиации (А. Осипкин, Т. Шипунова) и преступности подростков и молодёжи является достаточно широким, но, к сожалению, концептуально и методологически размытым. Он простирается от изучения состава воспитанников исправительных учреждений (А. Антонов, О. Лебедь) до рассмотрения ценностных ориентаций подростков сквозь призму девиантных практик (В. Собкин, 3. Абросимова, Д. Адамчук, Е. Баранова). Часто в работах отечественных авторов происходит смешение понятий подростковой делинквентности и девиантности. Так, JL По-госян1 в социологическом исследовании делинквентного поведения молодёжи в России, в качестве объекта исследования выбрала девиантное поведение молодёжи. А. Михайлов2 при исследовании ювенальной делинквентности не рассматривает большую часть концепций делинквентного поведения, акцентиру-ясь в основном на анализе педагогических практик контроля и ювенальном правосудии.
Подростково-молодёжная делинквентность в её строгом- методологическом определении, в России, не подвергается широкому социологическому изучению.
Определённые аспекты подростковой девиации (аддиктивное поведение, уровень и паттерны употребления алкоголя, наркотиков, токсических веществ, промискуитетное поведение, что нельзя в чистом виде отнести к делинквент-ному поведению), в том числе опираясь и на эмпирические данные, рассматривают Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин.
Разграничения атрибутивных, функциональных и структурных признаков подростково-молодежных шаек приводятся в диссертации А. Салагаева4. В другой его работе даётся обзор западных концепций делинквентности5. А. Шашкин в своём исследовании анализирует процессы подростковой насильственной виктимизации и конструирования тендерной идентичности в делин-квентных шайках6. Изучению социального контроля подростково-молодёжной делинквенции посвящена диссертация И. Туриянского1. Этими исследователями были выполнены и другие работы в рамках изучения подростково-молодёжной делинквентности2. Территориальное распределение и широкие статистические данные подростковой преступности в различных субъектах Российской Федерации приводятся в монографии Г. Забрянского, изучению подвергалось и мнение населения и экспертов о несовершеннолетних правонарушителях, причинах подростковой преступности, деятельности правоохранительной системы4.
Тематике подростковой делинквентности и подростковых делинквентных f / п сообществ посвящены работы: Р. Булатова, А. Шеслера, С. Сибирякова, И. Гильманова,8 И. Башкатова,9 Н. Акбарова,10 А. Казакова,11 И. Мухаметга-лиева,12 П. Емелина,13 А. Кашелкина, А. Тузикова, А. Ватрушкина.
Таким образом, лишь небольшая часть работ российских социологов исследует феномен подростково-молодёжной делинквентности, в строгом методологическом понимании данного термина.
Значительная часть современных западных теоретико-методологических подходов в области делинквентности являются неизвестными и неизученными отечественными исследователями. В недостаточной степени исследованы современные особенности подростково-молодёжной делинквентности в России, особенности современных подростково-молодёжные группировок, тенденций их развития.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление причин, характера, особенностей и тенденций развития подростковой делинквентности в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: описать основные теоретические и методологические подходы к изучению подростковой делинквентности, в том числе объясняющие причины и факторы делинквентного поведения; определить особенности подростковой делинквентности; подростковых насильственных практик и делинквентных сообществ на территории СССР и современной России; выяснить принцип организации современной подростково-молодёжной делинквентной группировки; проанализировать и описать специфику делинквентной субкультуры «гопников», основываясь на дискурсе статей и форумов сети интернет; выявить степень распространённости тюремной и криминальной культуры на территории современной России, а также раскрыть уровень и характер влияния тюремной и криминальной культуры на «обычную» культуру детей, подростков и молодёжи.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является подростково-молодёжная делинквентность в России. Предметом исследования выступают формы, предпосылки и степень распространённости подростково-молодёжной делинквентности в современной России.
Теоретико-методологические основания работы. Методологической основой работы выступила традиция Чикагской социологической школы.
Теоретическими источниками выступили работы таких авторов, как Э. Дюркгейм (теория аномии), У. Томас и Ф. Знанецкий (теория социальной дезорганизации), Э. Берджесс (теория концентрических зон), И. Най (идеи в теории контроля), Э. Лемерт, Ф. Танненбаум (теория наклеивания ярлыков), Д. Шумэйкер (интегративная модель подростковой делинквентности). Из российских работ использовались работы по анализу преступности Я. Гилинского и исследования делинквентного поведения А. Салагаева, А. Шашкина.
Эмпирической базой работы выступили результаты авторского исследования, проводившегося в 2001, 2003, 2005-2006 годах. Исследование включило в себя:
- выборочный опрос подростков - учащихся школ г. Лениногорска в 2006 г., с выборкой 599 человек (в 2003 году проводилось пилотное исследование с выборкой 100 человек);
- интервью с подростками, учащимися школ г. Казани (2001г.) и г. Лениногорска (2006 г.) (всего 20 интервью);
- неформализованное, полевое, открытое невключенное наблюдение подростков и молодёжи делинквентной направленности в г. Саратове (2005 г.).
- дискурс-анализ статей и форумов сети интернет, описывающих характеристики молодёжи обозначаемой в России как «гопники».
В диссертационной работе также использовался вторичный анализ результатов исследований подростковой делинквентности и делинквентных сообществ в России.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- в отечественный научный оборот впервые вводится интегрированный подход Д. Шумэйкера, суть которого заключается в комбинировании нескольких теорий делинквентности, для более комплексного объяснения делинквентного поведения; интегрированный подход Д. Шумэйкера апробирован на основе результатов авторского качественного и количественного исследования;
- подростковые делинквентные сообщества и распределение в них финансовых и властных ресурсов рассмотрены сквозь призму сетевой организации;
- методом наблюдения изучены внешние отличительные черты молодёжи делинквентной направленности;
- на основании анализа дискурса статей и форумов сети интернет, описаны отличительные черты молодёжи, обозначаемой как «гопники»;
- впервые представлены концепции западных исследователей, фокусирующиеся на объяснении женской делинквентности; получены данные, подтверждающие существование женских шаек в Республике Татарстан; анализируется и описывается практика функционирования женской шайки в г. Ленино-горске;
- впервые всесторонне изучена культура детей, подростков и молодёжи в России, как обусловленная тюремными и криминальными установками, нормами и традициями.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Анализ всего спектра теорий и современной российской практики молодежной делинквентности приводит к выводу, что делинквентное поведение обусловлено множеством различных факторов. Исходя из этого, наиболее адекватным подходом к анализу делинквентного поведения подростков и молодежи является интегрированный подход, в котором происходит комбинирование нескольких теорий объясняющих делинквентное поведение. Тем самым учитывается наибольшее количество факторов, оказывающих влияние на делинквентное поведение.
2. Подростки мужского пола подвергаются насильственным атакам со стороны сверстников гораздо чаще, чем девушки. Большая часть подростков, состоящих в делинквентных сообществах, как показали результаты исследований, была вынуждена войти в состав группировок, с целью защитить себя от делинквентных сверстников, ранее вошедших в делинквентные группировки.
3. Структура подростково-молодёжных делинквентных сообществ строится на тех же организационных принципах, как и у организаций, работающих по принципу сетевого маркетинга. Делинквентные сообщества имеют пирамидальную структуру, в рамках которой происходит постоянное перемещение материальных ресурсов (снизу вверх) в обмен на властные (сверху вниз). Таким образом, подростковые делинквентные сообщества являются источником значительной денежной прибыли для её лидеров и организаторов.
4. Уровень прибыли лидеров и организаторов делинквентного сообщества напрямую зависит от количества участников делинквентного сообщества, в связи с чем происходит постоянная вербовка новых членов. Для большего количества завербованных подростков, членами делинквентного сообщества могут создаваться условия террора: страха и запугивания с угрозой физической расправы. Становясь членом делинквентной шайки, и делая определённые материальные выплаты, подросток перестаёт быть объектом насильственных атак, оказывается под защитой делинквентного сообщества, а также приобретает определённые властные ресурсы.
5. Характеристика поведения молодёжи, обозначаемой как «гопники», на основании анализа данных статей и форумов сети интернет, соотносится с делинквентным поведением. Дискурс статей и форумов сети интернет, чаще всего связывает «гопников» с разбойными нападениями, вымогательствами, делинквентными группировками.
6. Культура российских подростков и молодёжи в широкой степени обусловлена тюремной и криминальной культурой. Обусловленность подростковой культуры тюремной и криминальной культурой проявляется через широкую распространённость тюремных традиций, норм и установок в культуре обычной молодёжи; элементами этих традиций и норм оказываются: повсеместные вымогательства, тюремный жаргон, деление на касты в школах и армии, тюремные практики наказания со стороны сверстников, широкая распространённость на территории России подростковых делинквентных сообществ, культура и практики которых максимально приближены тюремной.
7. Основными факторами широкой распространённости тюремной культуры в России являются: особенности системы тюремного заключения, в которой заключённые содержатся в больших группах, что позволяет научать вновь прибывших заключенных тюремным паттернам, и ретранслировать эти паттерны после освобождения в обычное общество; сохраняющаяся репрессивная система уголовного наказания в Российской Федерации, когда заключению подвергается значительное количество людей.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/podrostkovo-molodezhnaya-delinkventnost-v-sovremennoi-rossii#ixzz2Qe8jEtkz