Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования




Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

1.Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

2.Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

3.Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

1.Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

2.Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

3.Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

Фискальные - взимаются с целью получения дополнительных бюджетных доходов (импортные товары).

Протекционистские (защитные) - защищают внутренний рынок от проникновения иностранных товаров, конкурирующих с товарами отечественного производства («+»:способствует развитию национального производства; «-»:чрезмерная защищенность не способствует созданию здоровой конкуренции).

Антидемпинговые - обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым (ниже цен мирового рынка) ценам (повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня).

Компенсационные - применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль (применяются, когда ввозят товары, напроизводство или экспорт которых применялись субсидии; призваны защитить от возможного ущерба отечественных производителейаналогичных или конкурирующих товаров).

Специальные - применяются в качестве:

- меры защиты (если на таможенную территорию страны ввозятся товары в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям);

- меры предупреждения в отношении участников внешнеэкономич. связей, нарушающих интересы страны;

- ответной меры на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов;

- меры пресечения недобросовестной конкуренции.

Преференциальные (предпочтительные) - льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран, для поощрения импорта определенных товаров (В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран). Особые виды таможенных пошлин: Специальные

  • Антидемпинговые
  • Компенсационные
  • Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

 

5 вопрос. Таможенные платежи и их виды

Таможенные платежи - таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение, за таможенное оформление), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела.
Кроме таможенных платежей, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК РФ к таможенным платежам.
Такими платежами являются:
- внутренние налоги (подпункт 26 пункта 1 ст. 11 ТК РФ);
- специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (пункт 3 ст. 318 ТК РФ).
Внутренние налоги, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК РФ для взимания таможенных платежей.

1.Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза [подробнее тут]

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Ставка составляет 18%

3. Акциз — косвенный, федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы.

Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как:

  • спиртосодержащая продукция
  • табачные изделия
  • автомобили
  • горюче-смазочные материалы

4. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров подлежат уплате при декларировании товаров.
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

 

11 вопрос. Методы определения таможенной стоимости и последовательность их применения

Таможенная стоимость — стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС).

Начисление и уплата импортной пошлины предполагает определение таможенной стоимости ввозимого товара, т.е. реальной (не заниженной) базы для таможенных платежей и возможных штрафных санкций.

Таможенная стоимость товара определяется декларантом и заявляется при ввозе на таможенную территорию, предполагая предоставление подтверждающих ее сведений. За каждый день отсрочки уплаты таможенной пошлины, обусловленной определением стоимости товара, взимается сбор в размере 0,2% от суммы предстоящего платежа.

Основным документом, подтверждающим декларируемую стоимость товара, является счет-фактура, где указана цена сделки. Однако, в случае явного не соответствия, таможенная стоимость может быть определена одним из шести методов, установленных Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), вступившим в силу с 1 января 1948 года. Каждый из установленных методов применяется последовательно, если исключено использование предыдущего:

– по цене сделки с ввозимыми товарами (обязательный);

– по цене сделки с идентичными товарами;

– по цене сделки с однородными товарами;

– вычитания стоимости;

– сложения стоимости;

– резервный.

Первый метод определяет стоимость как величину, равную цене сделки, фактически уплаченной и подлежащей оплате экспортером с дополнительным включением компонентов. Этот метод не может быть использован в случае имеющихся ограничений прав импортера на товар или установления тесной взаимосвязи и обоюдных интересов сторон (контрагентов) в процессе сделки.

Таможенная стоимость, определенная с помощью оценки вторым и третьим методами, означает, что за основу цены сделки принимается сделка с идентичным (однородным) товаром, скорректированная с учетом расходов покупателя (по доставке до места ввоза).

Четвертый и пятый методы могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта. В одном случае стоимость определяется исходя из цены единицы товара, по которой оцениваемые (идентичные или однородные) товары продаются наибольшей партией на российском рынке, исключая расходы на комиссионные вознаграждения, таможенные платежи привозе (пошлины, налоги, сборы) затраты на транспортировку, страхование и погрузо-разгрузочные работы.

В другом – оценка таможенной стоимости складывается из затрат на материалы и издержек изготовителя, включая расходы на обеспечение вывоза товара из страны его происхождения, а также прибыль экспортера в результате таких поставок.

Резервный метод базируется на данных мировой торговли и рынков, базирующихся на предоставлении таможенным органам необходимой информации о ценах на товары, поступавшие ранее из стран-импортера на российский рынок и рынки третьих стран или стоимости аналогичных товаров отечественного производства.

Однако эти цены не могут заменить цену сделки, указанную в контракте и счете-фактуре, и не могут служить базовой основой для начисления таможенных платежей.

 

8 вопрос.

Взыскание таможенных платежей. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов. Пени, требование об уплате таможенных платежей

Задолженности взыскиваются принудительно: за счет денежных средств, находящихся в банке; за счет иного имущества; в судебном порядке. До применения принудительных мер таможня посылает требование (извещение в письменной форме).

Не взыскиваются суммы меньше 150 руб. или если требование не выслано в течение 3х лет.

В требовании указан срок - 20 дней. Если срок пропускается, то в течение 30 дней принимается решение о взыскании, а за каждый день просрочки начисляется пени. Требование можно обжаловать или погасить задолженность. Взыскание тоже можно обжаловать.

Если истек срок хранения на СВХ и если есть бесхозные товары, то таможня имеет право их реализовывать и таким образом погашать задолженность. Пени включаются с 16 дня.

Расчет пеней:
пеня = задолженность х 1/300 х ставка рефинансирования ЦБ х дни

 

 

10 вопрос.

 

 

Правила классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России

Основные правила интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД

а) имеют юридическую силу
б) описывают способ классификации сложных товаров (разобранных, незавершенных, смесей, многокомпонентных изделий, наборов и упакованных изделий)
в) обязательна последовательность применения правил (вне последовательности применяется 5 правило)

1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:

2 а) Касается товаров в разобранном или несобранном виде, а также изделий в незавершенном виде, в т.ч. заготовок. Все эти товары будут классифицироваться тем кодом, который соответствует собранному завершенному товару, если они обладают признаками таковых.

2 б) Касается товаров, состоящих из двух или более веществ или материалов, одним или несколькими из которых можно пренебречь. Данное правило применяется если в тексте товарной позиции есть упоминание материала (текстильная куртка с кожаным воротником будет классифицироваться как куртка из текстильных материалов).

3 а) Если имеется возможность отнесения товара к двум или более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара.

3 б) Касается смесей, многокомпонентных изделий, состоящих из различных материалов или компонентов, и товаров, представленных в наборах для розничной продажи. Классифицируются по тому материалу или составной части, которая определяет основной характер данных товаров.

Набор - комплект изделий, который

- Имеет единую розничную упаковку
- Товары, входящие к комплект должны быть из разных товарных позиций
- Товары, входящие к комплект должны служить для выполнения единой функции

Смеси - твердые, жидкие или газообразные вещества, которые смешиваются таким образом, что образуют единое целое. Для того, чтобы товар рассматривался как смесь, необходимо, чтобы составляющие его компоненты были из разных товарных позиций. Классификация осуществляется по основному компоненту.

3 в) Когда 3а и 3б не могут быть применены, тогда товар классифицируется по товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов.

4. Классификация производится по сходным с рассматриваемыми товарами (почти не используется).

5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила:

а) чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство;

Касается упаковок, которые:
- Имеют особую форму (по предмету - например чехлы для фотоаппарата)
- Предназначены для длительного хранения (столько же, сколько предмет)
- Представлены вместе с изделиями (в редких случаях отдельно)

В этом случае классификация по изделию, если только тара не изменяет вид товара.

5 б) Если упаковка первична (кофе в банках), то товар классифицируется вместе с упаковкой, кроме случаев, когда упаковка пригодна для повторного использования (тогда она классифицируется отдельно, например газовый баллон).

6. Позволяет определить 10-значнй код уже после того, как узнали товарную позицию (до 4х знаков), применяя снова последовательно все правила.

 

 

17 вопрос.

 

 

Тарифные льготы. Порядок предоставления тарифных льгот

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу РФ в виде:

- установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;

- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

- происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Предоставление тарифных льгот допускается также в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

- ввозимых и (или) вывозимых временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК РФ;

- вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями РФ;

- вывозимых в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд РФ;

- ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ.

 

3 вопрос.

 

Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются запреты и ограничения экономического характера, а именно:

- квотирование;

- лицензирование;

- применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (пошлин) при импорте товаров.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины вводятся решением Правительства РФ.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры (то есть меры по ограничению возросшего импорта) и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры (то есть меры по противодействию демпинговому импорту) и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры (то есть меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики) и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

 

 

13 вопрос.

применения ставки НДС 0 процентов

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При выполнении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, вычет налога, уплаченного поставщикам, производится только при представлении в налоговый орган налоговой декларации и документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки.Данные вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации.

При реализации товаров на экспорт налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру в течение пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом в счете-фактуре в графе "Налоговая ставка" указывается ставка в размере 0 процентов.

При осуществлении внешнеэкономических сделок суммы, указанные в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Предоставив налоговым органам все подтверждающие документы, налогоплательщик вправе претендовать на возмещение налога в порядке и на условиях, установленных НК РФ. Если комплект подтверждающих документов не будет собран налогоплательщиком, то отдельная налоговая декларация по экспорту не представляется. Экспортные операции, подлежащие обложению НДС по ставке 10 или 20 процентов, включаются в общую налоговую декларацию.

Налогоплательщики - экспортеры помимо документов, перечисленных в НК РФ, также должны представить в налоговый орган следующие документы:

- договор (копию договора) купли продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, претендующим на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом по ставке 0 процентов;

- документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению по налоговой ставке 0 процентов.

Необходимо также отметить, что на применение нулевой ставки и, соответственно на возмещение "входного" налога на добавленную стоимость не могут претендовать налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога.

Для организаций и ИП, не относящихся к отечественным перевозчикам по железной дороге, был установлен определенный срок для подтверждения нулевой ставки НДС. С той даты, когда на перевозочных документах проставляется штемпель пограничников, необходимо отсчитать 180 календарных дней. В этот период налогоплательщик для подтверждения нулевой ставки по НДС подает в свою налоговую инспекцию все необходимые документы.

 

 

15 вопрос

 

 

Особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза


1. Взимание акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза, за исключением подакцизных товаров Таможенного союза, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, осуществляется налоговыми органами.

Взимание акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза, осуществляется таможенными органами

 

16 вопрос

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАНЫПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

[ Назад ]


Страна происхождения товара определяется с целью осуществлениятарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможеннуютерриторию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.страной происхождения товаров считается страна, которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточнойпереработке. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране: 1. Полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в ее недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр 2. растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории. 3. живые животные, родившиеся и выращенные в ней. 4. продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных. 5. произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов. 6. продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею 7. вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране. 8. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею. 9. товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанных в пунктах 1-8.Если в производстве товара участвует две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.Критерии достаточной переработки товара в данной стране являются:1. Изменение товарной позиции (кода товара) по ТН ВЭД СНГ на уровне любого из первых 4-х знаков, произошедшее в результате переработки товаров.

2. Правило выполнения производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место. Например операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки. 3. правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли ценЫпоставляемого товара. Основным документом, подтверждающим страну происхождения является сертификат происхождения. сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан: а) наименование и адрес экспортера б) наименование и адрес импортера в) наименование (описание) товара г) средства транспортировки и маршрут следования д) количество мест, характер упаковки, маркировку е) вес брутто и нетто

 

 

18 вопрос

 

В отношении товаров, ввозимых/вывозимых физическими лицами, могут быть использованы следующие порядки взимания таможенных платежей:

- полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов;
- с применением единых ставок таможенных пошлин;
- в виде совокупного таможенного платежа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: