Тема урока: читальная карточка для книги в Хохломской росписи.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Ознакомление с культурой российской росписи, историей ее возникновения. Формирование художественных навыков у учеников.
Задачи урока:
1) Познавательная – формирование представлений об истории возникновения Хохломской росписи.
2) Обучающая – ознакомление с технологическим процессом выполнения традиционной Хохломской росписи. Демонстрация базовых элементов.
3) Развивающая – формирование навыков выполнения традиционных элементов Хохломской росписи; развитие учебно-управленческих умений и мышления: Умение оценивать свою работу и работы других учеников, умение слушать и принимать критику.
4) Воспитательная – расширение представлений о культуре России, и традиций страны.
Оборудование:
Для учителя: репродукции, образец хохломской росписи,
плотная белая бумага формата А6 с переведенным карандашным рисунком,
гуашевые краски 2 цвета (красный, черный), 2 кисти
(колонок №1, №2), пластиковая палитра, емкость для воды,
салфетки.
Для учащихся: плотная белая бумага формата А6 с переведенным рисунком, гуашевые краски 2 цвета (красный, черный), 2 кисти (колонок №1, №2), пластиковая палитра, емкость для воды, салфетки.
Продолжительность: 45 минут.
1. Организационный момент и историческая справка – 5 минут.
2. Постановка учебной задачи – 3 минуты.
3. Изобразительная деятельность учащихся – 30 минут.
4. Этап обсуждения работ – 5 минуты.
5. Этап подведения итогов – 2 минуты.
Ход урока:
1. Организационный момент и историческая справка – 5 минут.
- Здравствуйте! Рада вас видеть на своем уроке. Присаживайтесь поудобнее. Обратите внимание на образец лежащий у вас на столе. Какую сегодня тему мы будем проходить? Мы познакомимся сегодня с визитной карточкой росписи нашей страны а именно с - Хохломской росписью.
История возникновения.
Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Этот вид художественного народного промысла зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись».
Отличительна черта росписи - это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на нее наносится оловянный порошок, который, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.
Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется чёрной краской.
Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называемая «травная роспись» — самая простая из хохломской.
Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды.
Изделия с хохломской росписью — это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом.
2. Постановка учебной задачи – 3 минуты.
А сейчас мы приступим к работе, а именно к выполнению простых элементов росписи. Будем выполнять «кудрину».
На ваших столах лежат образцы росписи и материалы для работы:
карточка с намеченным рисунком, кисти, краски, палитра, емкость для
воды и салфетки. Давайте приступим к работе.
3. Изобразительная деятельность учащихся – 30 минут.
(Учитель демонстрирует ход работы на образце. Ученики последовательно выполнят за ним все действия.).
Смотрите на образец и на мои действия. Внимательно повторяйте движения кисточкой. Не делайте краску слишком густой или жидкой. Плавно и аккуратно повторяйте линии на своих работах. Обращайтесь если понадобится помощь.
(Все действия демонстрируются преподавателем на образце.)
(Ученики поэтапно выполняют роспись. Преподавателю необходимо смотреть за работой учеников, при
необходимости помогать.)
А вот и результат. Внимательно посмотрите все элементы на месте или нет. А теперь завершаем наш урок.
4. Этап обсуждения работ – 5 минуты.
(Готовые работы учеников прикрепляет на доску, выделяет сильные стороны. Подводит итоги вместе с учениками.)
У вас получились замечательные карточки! Очень тщательная и красивая роспись!
Вы все хорошо усвоили и теперь можете гордиться своей работой.
Надеюсь вы узнали много нового из сегодняшнего урока. Продолжайте и дальше познавать прекрасную культуру нашей страны.
5. Этап подведения итогов – 2 минуты.
Давайте подведем итоги. Я очень довольна вашими работами и умением слушать. Очень была рада ознакомить вас с Хохломской росписью. Все молодцы!