Порядок осуществления наказания на примере применения его к лицам, осуществляющим врачебную деятельность




 

Проблема ответственности врача, обусловленная его ненадлежащей профессиональной деятельностью, на протяжении последних десятилетий остается одной из наиболее обсуждаемых в сфере медицинского права. При этом, как правило, дискуссии разворачиваются вокруг различных аспектов уголовной и гражданско-правовой ответственности врача, а вопросам административной ответственности медицинских работников уделяется меньшее внимание.

Одним из видов наказания, применяемого к врачам-специалистам, осужденным по ч.2 ст.109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности"), ч.2 ст.118 УК РФ ("Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности"), ст.290 УК РФ ("Получение взятки"), является лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой). Рассмотрим следующие правовые коллизии, возникающие при вынесении судом приговора о применении к врачу-специалисту наказания в виде лишения права заниматься врачебной деятельностью на срок до трех лет.

Во-первых, ни Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", ни Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предусматривают такого вида деятельности, как "врачебная деятельность". Среди источников медицинского права данный термин упомянут в ч.1 ст. 19 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно которой "право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Как следствие, первым затруднением будет неясность в вопросе о том, что конкретно запрещено осуществлять врачу-специалисту, если он не является врачом-психиатром.

Во-вторых, во исполнение приговора суда уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденного, руководствуясь положениями ст. ст.33, 35 УИК РФ, обязаны потребовать от органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью:

наказание врач уголовное право

аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному;

изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

При этом, с одной стороны, в силу ч.1 ст.69, п.1 ч.1 ст.100, ч.6 ст.101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":

до 01.01.2016 право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

с 01.01.2016 право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

На основании вышеизложенного уголовно-исполнительная инспекция может потребовать изъятия сертификата специалиста (до 01.01.2016) или свидетельства об аккредитации специалиста (с 01.01.2016). Однако в связи с тем, что форма, условия и порядок выдачи как сертификата специалиста, так и свидетельства об аккредитации специалиста не установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, реализовать данные полномочия уголовно-исполнительной инспекции не представляется возможным.

С другой стороны, согласно положениям п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") необходима соответствующая лицензия. В связи с чем возникает вопрос о возможности реализации полномочий уголовно-исполнительной инспекции в рамках ст.35 УИК РФ путем аннулирования и изъятия лицензии. Однако лицензия в силу положений п.2 ст.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" выдается только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Подавляющее большинство врачей-специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в медицинских организациях, ее не имеют. Кроме того, даже если приговор суда о лишении права заниматься врачебной деятельностью на срок до трех лет вынесен в отношении индивидуального предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию, аннулировать или изъять ее по инициативе уголовно-исполнительной инспекции или лицензирующего органа невозможно по следующим причинам. Согласно ч. ч.11, 12 ст.20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. При этом данное заявление подается только при условии, что ранее к лицензиату уже применено наказание в виде административного приостановления деятельности в связи с грубым нарушением лицензионных требований, которое остается неустраненным по истечении срока административного наказания или срока, предусмотренного предписанием, выданным лицензирующим органом. В результате исполнить требование уголовно-исполнительной инспекции об аннулировании и изъятии лицензии на осуществление медицинской деятельности также не представляется возможным.

Перейдем к третьей из возможных коллизий, возникающих в случае вынесения судом приговора о применении к врачу-специалисту наказания в виде лишения права заниматься врачебной деятельностью на срок до трех лет. В частности, рассмотрим ситуацию, при которой врач-специалист, в отношении которого вступил в силу данный приговор, регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и обращается в лицензирующий орган с заявлением о получении лицензии - специального разрешения на право осуществления медицинской деятельности. С одной стороны, в силу положений ст.392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Следовательно, лицензирующий орган в своей деятельности обязан учитывать вступивший в законную силу приговор суда. С другой стороны, положениями ч.7 ст.14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии, не предусматривающий для лицензирующего органа возможности отказать индивидуальному предпринимателю в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, в случае наличия вступившего в законную силу приговора суда о лишения права заниматься медицинской или врачебной деятельностью.

На основании вышеизложенного можно сделать промежуточный вывод о необходимости дальнейшей оптимизации Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с целью устранения противоречий с положениями уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а именно наделить лицензирующие органы полномочиями:

приостанавливать действие лицензии, предоставленной индивидуальному предпринимателю, на период срока действия вступившего в законную силу приговора суда о лишении права заниматься соответствующей деятельностью;

отказывать индивидуальному предпринимателю в предоставлении или переоформлении лицензии, в течение срока действия вступившего в законную силу приговора суда о лишении права заниматься соответствующей деятельностью.


Заключение

 

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью согласно ч.2 ст.45 и ст.47 УК РФ может назначаться в качестве основного на срок от одного года до пяти лет и дополнительного на срок от шести месяцев до трех лет, при этом в приговоре суда обязательно указывается, какие должности осужденному запрещено занимать или какой определенной деятельностью ему запрещено заниматься.

В случае назначения судом наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания или в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам, а также при условном осуждении указанные виды наказаний исполняются УИИ территориальных органов УИС по месту жительства (работы) осужденного. При этом УИИ руководствуются не только положениями УИК, но и гл. II Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. N 38.

Данное наказание в случае назначения его в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, а также содержанию в дисциплинарной воинской части исполняется администрацией ИЦ, арестного дома, ИУ либо командованием дисциплинарной воинской части. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выступает дополнительным наказанием при ограничении по военной службе (ст.51 УК РФ), оно исполняется командованием части по месту прохождения осужденным службы, а после отбытия основного вида наказания - УИИ по месту жительства (работы) осужденного.

Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. За 20 дней до окончания срока отбытия наказания, а в случае условно-досрочного освобождения осужденного или замены наказания более мягким - в день его освобождения ИУ направляет в УИИ по месту жительства (работы) копию приговора суда или выписку из приговора суда, а также справку на осужденного с указанием установочных данных, даты освобождения, родственников и близких.

Поступившая из суда или ИУ копия приговора регистрируется в УИИ, и осужденный ставится на учет, при этом суд, постановивший приговор, извещается о принятии приговора к исполнению. Если осужденный является несовершеннолетним, УИИ докладывает об этом начальнику территориального органа внутренних дел для постановки несовершеннолетнего на учет в подразделении по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

При получении вышеуказанных документов УИИ вызывает осужденного для постановки на учет и разъяснения условий отбывания наказания. Виды и формы учета аналогичны тем, которые ведутся в отношении осужденных к обязательным и исправительным работам.

Осужденный обязан: исполнять требования приговора, представлять в УИИ документы, связанные с отбыванием указанного наказания, информировать УИИ о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

УИИ в трехдневный срок устанавливает место работы осужденного и направляет туда копию приговора суда и извещение. Если приговор касается запрещения заниматься определенной деятельностью, копия приговора суда или заверенная выписка из него направляется в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности.

В зависимости от характера преступления и запрещенного вида деятельности УИИ направляет указанные документы в органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, общественные объединения (общество охотников и рыболовов, охраны окружающей природной среды и др.), ГИБДД, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и др. Эти органы изымают у осужденного соответствующие документы (если они не были изъяты ранее) и заносят сведения о лишении права осужденного в банк данных.

УИИ имеет право проверить выполнение предписания приговора таким органом (организацией).

В течение месяца после постановки осужденного на учет УИИ проверяет, изменен ли (прекращен) трудовой договор с осужденным, занимающим должность или занимающимся деятельностью, права на которые он лишен (если осужденный не уволен из этой организации), по какой должности (деятельности) заключен новый трудовой договор, а также аннулировано ли соответствующим органом разрешение и изъят ли документ, предоставляющий осужденному право на занятие деятельностью, которой ему запрещено заниматься (в точном соответствии с приговором).

В случае увольнения осужденного с прежнего места работы УИИ в месячный срок с момента получения сообщения о его увольнении:

) устанавливает новое место работы осужденного;

) направляет извещение по новому месту работы;

) проверяет по новому месту работы осужденного наличие соответствующей приговору суда записи в его трудовой книжке и устанавливает его должность (род деятельности).

Если запись в трудовой книжке осужденного отсутствует, УИИ принимает меры к ее занесению.

В случае если представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций не исполняют вступивший в законную силу приговор суда, его решение или иной судебный акт о лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, УИИ направляет в их адрес представление, обязательное для исполнения. В случае неисполнения указанного представления УИИ может ходатайствовать о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности в соответствии со ст.315 УК РФ.

В целях дальнейшего контроля УИИ не реже одного раза в шесть месяцев проверяет исполнение приговора суда администрацией организации и осужденным. К формам контроля относятся истребование копий (выписок) из приказов администраций и иных документов, посещение осужденных по месту их работы, ознакомление с документами.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного наказания, так и дополнительного к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок комментируемого вида наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из ИЦ, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или ИУ. В этих случаях требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания осужденным указанных основных видов наказаний.

В случае призыва или поступления осужденного на военную или альтернативную гражданскую службу УИИ направляет в военный комиссариат или по месту службы осужденного копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы. В сопроводительном письме указывается отбытый осужденным срок наказания, а также то, что, если по окончании службы осужденного срок наказания не истек, командование воинской части обязано направить сообщение об окончании срока службы и копию приговора суда в УИИ по месту убытия осужденного.

 


Список использованной литературы

 

1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.05.2014) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст.2954

2. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198

. Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998. N 7.

. Агильдин В.В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по УК РФ // Юридический мир. 2011. N 2. С.37 - 40.

. Астемиров З.А. Особенности предупредительно-профилактической работы правоохранительных органов в борьбе с преступностью // Проблемы совершенствования профилактики правонарушений. Махачкала, 1983.

. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.

. Бочкарева Ю.В. Проблемы совершенствования системы наказаний в уголовном законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.

. Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. М., 1959.

. Дворецкий М.Ю. Эффективная реализация Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" в оптимизации применения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Военно-юрид. журн. 2008. N 3. С.47

. Дядькин Д.С. Система и виды наказаний применительно к теории их назначения // Вестник ОГУ. 2006. N 3 (март).

. Камолов З.А. Система наказаний по Уголовному кодексу Республики Таджикистан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Иркутск, 2009.

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) / Н.И. Ветров, М.М. Дайшутов, Г.В. Дашков и др.; под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова.2-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2013.912 с.

. Литвина Е.С. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: Дис. канд. юрид. наук. Томск, 2003. С.8

. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М.: Волтерс Клувер, 2009.

. Российское уголовное право: Курс лекций / Под ред.А.И. Коробеева. Владивосток, 1999. Т.1: Преступление.

. Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Х.Д. Аликперова и Э.Ф. Побегайло. М., 2001.

. Таганцев Н.С. Уголовное право. Общая часть. СПб., 1902. Ч.2.

. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А. И.

. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред.В.П. Ревина.2-е изд., испр. и доп. М.: Юстицинформ, 2010.

. Чукмаитов Д.С. Перспективы модернизации системы наказаний // Lex russica. 2013. N 9. С.1015 - 1017.

. Чурсина И.В. Превышение полномочий как признак состава преступления // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 10. С.37 - 40.

. Шишов М.А. Актуальные вопросы юридической ответственности врача // Медицинское право. 2013. N 3. С.39 - 43.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: