опера - сериа (серьёзная) - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет.




Класс

ВНИМАНИЕ! ВСЁ, ЧТО ВЫДЕЛЕНО ЖЕЛТЫМ ЦВЕТОМ – ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!!!!!

Урок 14.12.2020

Тема урока: «Путешествие в музыкальный театр.Опера.Балет»

Опера (итал. opera-действие, сочинение, произведение)- музыкально-театральный вид искусства, объединяющий в себе: пение, музыку, литературу, изобразительное искусство, танец, игру актеров.

Возникло оперное искусство в Италии в конце XVI века. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто – это прекрасное пение, пение необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии.

В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида:

Опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы

опера - сериа (серьёзная) - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет.

Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

Либретто (от итал. libretto – «книжечка») – литературная основа, литературный текст большого музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты, оратории), сценарий балетного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.

Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии.

Ансамбль - группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво. Дуэт – вокальное произведение для двух голосов. Трио – вокальное произведение для трех голосов.

Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями.

Балет - музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, литература, игра актеров и изобразительное искусство. Так же как и в опере, в основе балета лежит определённый сюжет, выраженный в форме литературного текста – либретто. Балет базируется на классическом сценическом танце, но также его дополняют другие хореографические элементы: гимнастика, акробатика, элементы восточных единоборств, народные пляски. Помимо этого, немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры выражают разговоры и передают чувства героев. Пантомима – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

В балете, как и в опере, есть свои элементы. Балетная вариация(сольный номер), как и оперная ария, передает портрет героя, помогает понять его характер.

А большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалет. Танцы кордебалет исполняют роль, аналогичную хору в опере

Начиная с XIX века русский балет является национальной гордостью России.

Впервые балетный спектакль был поставлен в России в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича. С того момента начался славный путь развития этого вида искусства, достигшего к концу XIX – началу XX века невиданного расцвета. Балетные традиции пришли в Россию из Франции: иностранные танцовщики и балетмейстеры приглашались в Россию для постановки спектаклей и преподавания. Большое влияние на формирование русской балетной традиции оказали французы Шарль Луи Дидло и Мариус Петипа.

Выдающуюся роль в истории балета сыграл композитор Пётр Ильич Чайковский – основоположник русского классического балета. Именно в его творчестве появилось единство музыкальной драматургии и танца, а балетный спектакль приобрёл законченность и глубину.

Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» включены в репертуар ведущих театров мира и пользуются неизменным успехом у зрителей.

Следующая блестящая страница в истории русского балета – знаменитые гастрольные выступления русских артистов балета и оперы «Русские сезоны» в Европе в начале XX века. Их организовал выдающийся деятель искусства и антрепренёр Сергей Павлович Дягилев. Он объединил силы многих талантливых артистов, музыкантов и художников того времени. В составе собранной им балетной труппы были легендарные танцовщики Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, а также балетмейстер Михаил Фокин. Идея русских сезонов состояла в расширении рамок классического балета. Впервые были поставлены новаторские балеты И. Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Декорации и костюмы создавали выдающиеся художники – Лев Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих и другие.

«Русские сезоны» произвели блистательное впечатление на европейскую публику и закрепили за русским балетом статус высочайшего уровня мастерства.

ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ:

1 Какой композитор написал балет «Щелкунчик»?

А) М. И. Глинка;

Б) П. И. Чайковский;

В) А. П. Бородин.

 

2. Выпиши понятия, которые НЕ относятся к балету.

декорация; декламация; музыка; танец; либретто; ария; пантомима; сюжет; речитатив.

 

3.Написать в два столбика, какие из указанных произведений являются операми, а какие – балетами:

Садко, Иван Сусанин, Лебединое озеро, Снегурочка, Спящая красавица, Щелкунчик, Руслан и Людмила

 

Опера Балет

 

4.Установите правильное соответствие между понятием и его определением.

 

А)Опера 1. Музыкальный спектакль, в котором все артисты танцуют.

 

Б) Балет 2. Музыкальный спектакль, в котором все артисты поют.

 

5. Как называется оркестровое вступление перед началом оперного или балетного действия, настраивающее зрителей на характер предстоящего спектакля?

А) симфония;

Б) фантазия;

В) увертюра

 

6. Знаменитые «Русские сезоны» в Европе организовал выдающийся деятель искусств антрепренёр А) Сергей Дягилев

Б) Сергей Прокофьев

В) Петр Чайковский

 

7.Как называется содержание оперы или балета, выраженное в литературной форме?

А) речитатив
Б) либретто В) афиша

 

8. Выпиши понятия, которые НЕ относятся к опере.

пение; речь; ария; декламация; разговор; либретто; речитатив; декорация

 

9. Как называются картины художников, оформляющие музыкальный спектакль и создающие фон для происходящего действия.

А)Фрески;

Б) пейзажи;

В) декорации

 

10. Ария - главная музыкальная характеристика героя

А) в балете

Б) в опере

В) в либретто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: