I.Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы повторим с вами предыдущую тему и познакомимся с новой,но в начале мы проведем анализ погоды.
-Какое сегодня число?
-Какой месяц?
-Какой он по порядку?
-Какой год?
-Какая температура воздуха?
-Какое состояние неба?
-Были ли осадки? Какие?
-Какое направление ветра?
-Какой лед на реках и озерах?
-Прочитайте всю запись.
II.Повторение теоретического материала.
- Сейчас мы с вами проверим домашнее задание. У вас на партах лежат карточки, подпишите их. Внимательно прочитайте задание.
1. Продолжи предложение:
Нефть – масляничная жидкость, _________________ цвета со _____________ запахом. Нефть хорошо _______________ и выделяет большое количество _________. Нефть залегает глубоко в _________. Чтобы ее добыть, нужно пробурить в земле глубокий колодец - _____________. По морям, крупным рекам или озерам нефть перевозят на специальных суднах - _______________.
Метод «Ромашка».
Перечисли что получают при переработки нефти? (бензин, керосин, различные масла, спирт, пластмассу, моющие средства, удобрения для растений, пластилин)
Для чего используют природный газ? (для отопления помещений и приготовление пищи, получение электроэнергии на ТЭС)
Расскажи как добывают нефть?
Почему человек должен охранять и бережно использовать полезные ископаемые?
II.Начальная мотивация учебной деятельности.
Метод "УГАДАЙКА".
Учитель: В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Тема урока: Почва)
IV.Актуализация опорных знаний.
Учитель: Что такое почва? (Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных).
Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я... (вода)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. (Глина.)
– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. (Минеральные соли, перегной)
V.Изучение нового материала.
Чтобы узнать подробнее о почве отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
Учитель: В почве живут дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.
Ребята, наука, которая изучает почву, называется – почвоведение.
Рассказ учителя об учёном-почвоведе Докучаеве.
Кто же был основоположником науки почвоведение?
(Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.)
Физминутка
У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? (Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем).
VI. Закрепление.
Давайте представим, что мы с вами сегодня научные сотрудники. Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах. Проводя опыты мы будем заполнять таблицу «Свойства почвы»
Свойства почвы | 1. 2. 3. 4. |
Й опыт.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? (песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?
– Это перегной.
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")
Й опыт.
– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
– Что заметили?
– Пузырьки.
– Сделайте вывод.
– В почве есть воздух.
– Впишите в таблицу.
3-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)
4.Чтобы определить следующее свойство почвы вспомните то, что вам знакомо из вашего жизненного опыта.
Скажите, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)
А зимой? (Охлаждается)
Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.
VII.Обобщение и систематизация.
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка? Ответы учащихся.
Правильно, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это почва.
VIII.Итог урока.
1.Какие бывают почвы?
2.Почему надо бережно относиться к почвам?
3.Как надо охранять почвы
IX.Домашнее задание.
Знать и уметь рассказать о почве. Для этого необходимо прочитать текст на странице 75 – 77 и ответить на вопросы на странице 77.