VII.Обобщение и систематизация.




I.Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы повторим с вами предыдущую тему и познакомимся с новой,но в начале мы проведем анализ погоды.

-Какое сегодня число?

-Какой месяц?

-Какой он по порядку?

-Какой год?

-Какая температура воздуха?

-Какое состояние неба?

-Были ли осадки? Какие?

-Какое направление ветра?

-Какой лед на реках и озерах?

-Прочитайте всю запись.

II.Повторение теоретического материала.

- Сейчас мы с вами проверим домашнее задание. У вас на партах лежат карточки, подпишите их. Внимательно прочитайте задание.

1. Продолжи предложение:

Нефть – масляничная жидкость, ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________ цвета со _____________ запахом. Нефть хорошо _______________ и выделяет большое количество _________. Нефть залегает глубоко в _________. Чтобы ее добыть, нужно пробурить в земле глубокий колодец - _____________. По морям, крупным рекам или озерам нефть перевозят на специальных суднах - _______________.

Метод «Ромашка».

Перечисли что получают при переработки нефти? (бензин, керосин, различные масла, спирт, пластмассу, моющие средства, удобрения для растений, пластилин)

Для чего используют природный газ? (для отопления помещений и приготовление пищи, получение электроэнергии на ТЭС)

Расскажи как добывают нефть?

Почему человек должен охранять и бережно использовать полезные ископаемые?

II.Начальная мотивация учебной деятельности.

Метод "УГАДАЙКА".

Учитель: В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Тема урока: Почва)

IV.Актуализация опорных знаний.

Учитель: Что такое почва? (Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных).

Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я... (вода)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу. (Глина.)

– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. (Минеральные соли, перегной)

V.Изучение нового материала.

Чтобы узнать подробнее о почве отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

Учитель: В почве живут дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

Ребята, наука, которая изучает почву, называется – почвоведение.

Рассказ учителя об учёном-почвоведе Докучаеве.

Кто же был основоположником науки почвоведение?

(Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.)

Физминутка

У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? (Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем).

VI. Закрепление.

Давайте представим, что мы с вами сегодня научные сотрудники. Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах. Проводя опыты мы будем заполнять таблицу «Свойства почвы»

Свойства почвы 1. 2. 3. 4.

 

Й опыт.

– Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? (песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?

– Это перегной.

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")

Й опыт.

– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

– Что заметили?

– Пузырьки.

– Сделайте вывод.

– В почве есть воздух.

– Впишите в таблицу.

3-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)

4.Чтобы определить следующее свойство почвы вспомните то, что вам знакомо из вашего жизненного опыта.

Скажите, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

А зимой? (Охлаждается)

Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.

 

VII.Обобщение и систематизация.

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Сказка это или не сказка? Ответы учащихся.

Правильно, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это почва.

 

VIII.Итог урока.

1.Какие бывают почвы?

2.Почему надо бережно относиться к почвам?

3.Как надо охранять почвы

IX.Домашнее задание.

Знать и уметь рассказать о почве. Для этого необходимо прочитать текст на странице 75 – 77 и ответить на вопросы на странице 77.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: