Факторы, оказывающие влияние на восприятие.




Конспект урока по дисциплине «Психология общения»

Автор Вислобокова С.В. ГБ ПОУ «Борисоглебское музыкальное училище»

Борисоглебск

Тема 3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Цель: познакомить студентов с понятием «перцепция», показать факторы, оказывающие влияние на восприятие, отметить искажения в процессе восприятия раскрыть роль психологические механизмы восприятия, рассмотреть влияние имиджа на восприятие человека. Развивать умение работать с литературой. Воспитывать интерес к дисциплине.

Тип урока: лекция.

Оборудование: Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления»

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. План.

1. Понятие социальной перцепции.

2. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.

3. Искажения в процессе восприятия.

4. Психологические механизмы восприятия.

5. Влияние имиджа на восприятие человека.

II. Сообщение новой темы.

Понятие социальной перцепции.

Перцепция - от лат. perceptio - психол. восприятие, непосредственное отражение воспринимаемой действительности органами чувств.

Значение:

1. Процесс восприятия одним человеком другого - составная часть общения. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

2. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения,.познавая другого, формируется сам познающий индивид.

3. от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.

Социальный стереотип- устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, таковы стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

 

Факторы, оказывающие влияние на восприятие.

Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:

•воспринимаемый человек,

•воспринимающий человек,

•ситуация, в которой происходит восприятие.

1. Характеристики воспринимаемого человека:

· физические и соответствующие им характеристики;

· социальные характеристики;

· "анкетные" характеристики.

Физические характеристики: внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Каждая из данных характеристик вызывает определенные ассоциации у воспринимающего. Данные ассоциации могут не соответствовать реальности, создавать неверный образ воспринимаемого. Однако они оказывают очень сильное влияние па восприятие. В разных странах и культурах может быть различное толкование этих характеристик человека, что может приводить к еще более существенному искажению восприятия.

Социальные характеристики человека: стиль и манера ведения разговора и стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования, относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к определенным социальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стиль ведения беседы. Поэтому в зависимости от того, как говорит человек, может складываться его восприятие. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с внешним видом, стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей к униформизации, чаще всего отражающей их социальное положение или профессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень часто делается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Эти выводы оказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими.

Анкетные данные: пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности Они подменяют реальный образ воспринимаемого человека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление о нем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние анкетных данных на восприятие человека окружением невозможно.

 

2. Характеристики воспринимающего:

•личностные и социальные характеристики.

•уровень глубины видения ситуации;

Личностные и социальные характеристики: терпимость к неопределенности, готовность открыто и непредвзято воспринимать явления, априорно доброжелательное восприятие человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, более способны к восприятию новых людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом на явления воспринимают других с трудом и неадекватно реальности. Они склонны приписывать им те черты и характеристики (преимущественно отрицательные), которых у них нет, и наоборот - не видеть многие черты, которые имеют позитивный характер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: