Конспект урока по дисциплине «Психология общения»
Автор Вислобокова С.В. ГБ ПОУ «Борисоглебское музыкальное училище»
Борисоглебск
Тема 3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
Цель: познакомить студентов с понятием «перцепция», показать факторы, оказывающие влияние на восприятие, отметить искажения в процессе восприятия раскрыть роль психологические механизмы восприятия, рассмотреть влияние имиджа на восприятие человека. Развивать умение работать с литературой. Воспитывать интерес к дисциплине.
Тип урока: лекция.
Оборудование: Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления»
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. План.
1. Понятие социальной перцепции.
2. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
3. Искажения в процессе восприятия.
4. Психологические механизмы восприятия.
5. Влияние имиджа на восприятие человека.
II. Сообщение новой темы.
Понятие социальной перцепции.
Перцепция - от лат. perceptio - психол. восприятие, непосредственное отражение воспринимаемой действительности органами чувств.
Значение:
1. Процесс восприятия одним человеком другого - составная часть общения. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.
2. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения,.познавая другого, формируется сам познающий индивид.
3. от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
|
В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.
Социальный стереотип- устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, таковы стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.
Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.
Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:
|
•воспринимаемый человек,
•воспринимающий человек,
•ситуация, в которой происходит восприятие.
1. Характеристики воспринимаемого человека:
· физические и соответствующие им характеристики;
· социальные характеристики;
· "анкетные" характеристики.
Физические характеристики: внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Каждая из данных характеристик вызывает определенные ассоциации у воспринимающего. Данные ассоциации могут не соответствовать реальности, создавать неверный образ воспринимаемого. Однако они оказывают очень сильное влияние па восприятие. В разных странах и культурах может быть различное толкование этих характеристик человека, что может приводить к еще более существенному искажению восприятия.
Социальные характеристики человека: стиль и манера ведения разговора и стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования, относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к определенным социальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стиль ведения беседы. Поэтому в зависимости от того, как говорит человек, может складываться его восприятие. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с внешним видом, стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей к униформизации, чаще всего отражающей их социальное положение или профессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень часто делается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Эти выводы оказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими.
|
Анкетные данные: пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности Они подменяют реальный образ воспринимаемого человека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление о нем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние анкетных данных на восприятие человека окружением невозможно.
2. Характеристики воспринимающего:
•личностные и социальные характеристики.
•уровень глубины видения ситуации;
Личностные и социальные характеристики: терпимость к неопределенности, готовность открыто и непредвзято воспринимать явления, априорно доброжелательное восприятие человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, более способны к восприятию новых людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом на явления воспринимают других с трудом и неадекватно реальности. Они склонны приписывать им те черты и характеристики (преимущественно отрицательные), которых у них нет, и наоборот - не видеть многие черты, которые имеют позитивный характер.