Понятие деформации личности, виды деформаций




 

В данном параграфе рассмотрим авторские определения понятия «деформации», встречающиеся в зарубежной и отечественной психологии; особенности работы с деформациями личности; виды, особенности деформаций.

Деформация личности - это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование.

Деформацией личности являются социально-психологические процессы, связанные с нарушением моральных, этических и служебных норм, проявленные у человека в определенных сферах деятельности.

Деформация больше всего влияет на специалистов, чья работа связана с людьми. Это руководящие профессии, медицина, социальные работники и преподаватели.

В философских и мировоззренческих системах проблематика деформации решается по-разному. В марксизме деформация человека обусловливаются самим фактом общественного разделения труда и неизбежностью ограничения человеком жизнедеятельности именно в рамках одной только профессии, что и приводит к данному негативному явлению. Немарксистский подход, в частности, экзистенциализм, деформацию человека увязывает с неподлинной реализацией человека в выбранной профессии. Сторонники религиозного восприятия действительности соглашаются с тем, что говорят представители марксистского направления в философии и экзистенциализме, но причину деформации усматривают в отделении человека от Бога.

Термин «деформация» (от лат. deformatio) буквально означает изменение формы. В многочисленных исследованиях присутствуют разные точки зрения в понимании деформации личности вообще и профессиональной, в частности. Из существующих определений можно отметить видение Э.Ф. Зеера, согласно которому профессиональная деформация – это «постепенно накопившиеся изменения в сложившейся структуре деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности». Существует несколько видов деформации: эпизодическая; устойчивая; поверхностная; глобальная.

Деформация личности по А.Лазурскому. А.Ф.Лазурский в вопросе об извращенных личностях подчеркивает наличие трех эффектов.

Во-первых, "…извращение, идя далеко в глубь, расщепляет личность, уничтожает координированность ее проявлений, влечет за собой оскудение."

Во-вторых, "…на высшем уровне извращение сказывается уже тогда, когда не отразившись на формальной структуре личности, оно коснется динамики соотношений ее со средою, направления и способов ее деятельности."

В-третьих, "Извращение эгоцентрирует личность. Высший тип характеризуется направленностью на сверхличные цели."

И еще, существенный для обсуждения момент: "Знание в своем основном комплексе чуждо извращению, т.к. не содержит источников конфликта со средой, но вместе с тем не содержит активных элементов, смягчающих влияние неблагоприятных, угрожающих извращением факторов; слабые места личности в добавочных комплексах здесь становятся источником искажения личности (возникают специфические деформации). Многим известна излишняя строгость и д. Природа проблемности личности заключается в трудности формирования ее интегрального Я, несущего ответственность за адекватность разрешения внутренних противоречий и конфликтов (Парыгин Б.Д.). Однако, будучи психологическими существами, мы являемся также социальными и культурными созданиями, живущими в мирах общих и оспариваемых символов, верований и ценностей.

Внутренние и социальные миры воздействуют друг на друга, и выра-жение эмоций опосредуется культурными представлениями, правилами, схемами, моральным суждением. Основная характеристика переживаемой нами реальности, включая самопредставление, интенциональность, сконструированность на основании тех или иных культурных парадигм и типизаций. Таким образом, интенциональный мир населен интенциональными личностями, беспрерывно создающими друг друга и мешающими друг другу, взаимно интерпретирующими идентичность и обуславливающими существование друг друга (Шюц А.).

Механизмы функционирования общества и его отношения с человеком еще полвека назад заключались в том, что смысл бытия человека определялся его принадлежностью к социальным образованиям, смысл же индивидуальности - способами, которыми он сопротивлялся притяжению общества. Статус основывался на твердом здании мира, смысл же личной идентичности часто находился в его трещинах (Э. Гофман).

В постсовременности, однако, «твердость» социального мира даже не артикулируется: социально атомизированные, растерянные и настороженные по отношению друг к другу индивиды, группы и страты, конфронтирующие государства и союзы равным образом пытаются отыскать основания если не для консенсуса, то хотя бы для компромисса. Личность вынужденно формируется и самоактуализируется среди рушащихся догм и традиций, зыблющихся постулатов, блуждающих ориентиров. Ее «глобализация», как констатируют психологи, социологи, философы, сочетается с возрастающим самоотчуждением, утратой понимания другого и несостоятельностью прогнозов, ориентированных на некий усредненный человеческий стандарт.

Ю. Хабермас отмечает, что сегодня никто уже не отваживается отвечать на вопрос: «Что я должен делать со временем, отведенным мне на жизнь?».

Плюрализм мировоззрений и прогрессирующая индивидуализация стилей жизни рождают мнение о том, что «справедливое общество» гарантирует каждому равную свободу развития этического самопонимания, чтобы осуществлять личную концепцию «достойной жизни» согласно своим возможностям и на свое усмотрение, и предоставляет всем право самим решать, что «делать со временем, отведенным им на жизнь».

Распространенность расстройств личности как нозологической единицы в среднем оценивается в 5%; в то же время утверждается, что примерно треть больных на приеме у терапевта имеет те или иные расстройства личности; среди амбулаторных больных психиатров их 20-40%, среди госпитализированных 50%; среди находящихся в тюремном заключении 78% мужчин и 50% женщин (Вельтищев Д.Ю).

Таким образом, проблема личностных расстройств выходит за пределы клинического дискурса, затрагивая в той или иной степени не только лиц с соответствующим диагнозом, но и обладателей «теневых синдромов» - тех, кто при невыраженных диагностических признаках испытывает из-за постоянной неудовлетворенности жизнью, психологического дискомфорта, неуверенности в себе и т.п. серьезные трудности в общении, личной жизни, на работе пытаясь скрыть или преуменьшить свои проблемы с помощью масок (Короленко, Ц.П., Дмитриева Н.В).

Человеческое общество существует на перекрестках: предстающее в ретроспективе как «неизбежное» развитие в свое время начиналось как вступление на одну из множества лежащих впереди дорог (Бауман З.). Эту мысль З. Баумана можно проецировать на жизнь личности и ее деформации. Он подчеркивает, что в силу неопределенности внешней реальности и противоречивости социальных давлений современник одновременно недосоциализирован, поскольку из «внешнего» мира ему не предлагается никакая всеобъемлющая и неоспоримая формула, и сверхсоциализирован, так как никакое «ядро» приписанной или унаследованной идентичности не может сопротивляться внешним давлениям, и потому ее нужно постоянно приспосабливать, конструировать без перерыва и без всякой надежды на окончательность.

Деформации личности (от лат. deformatio - искажение) мы определяем как негативные изменения ее качеств и свойств (стереотипов восприятия, ценностных ориентацией, характера, способов общения и поведения), возникающие под влиянием социально-средовых факторов (депривационных, фрустрационных и т. д.), жизненно значимых для личности; проявляющиеся в различной степени когнитивного и аффективного искажения реальности и психологической дезориентации; приводящие личность к дезадаптивному поведению и утрате социальной компетенции.

Большинство исследований деформаций личности локализуют патогенность социальных институтов - образования, семьи, профессии и т. д. внутри их границ, как правило, не выходя за них. Но личность испытывает прессинг многих и разных социальных агентов одновременно, их совместное и кумулятивное воздействие оценивается только постфактум, и вряд ли оправдано выделять универсальную и решающую роль какого-либо одного из них в деформациях личности.

Объективный смысл ролевого ожидания и социальной роли не тожде-ствен тому, как сам ее обладатель субъективно определяет в ней свою ситуа-цию, и потому существование социальных институтов не более чем шанс, что люди действуют и будут действовать по образцу (Шюц А.). Даже в контексте относительной стабильности жизненного мира у личности нередко возникает ощущение усталости от бесчисленных предписаний и обязанностей, предустановленных контактов и чувство «заброшенности в чужой мир», выстроенный без согласия на его правила самого человека. Как эффект несовместимости разных социальных порядков и несоразмерности ценностных ориентаций появляется нонконформизм, изменяющий взгляд человека на собственную значимость и заставляющий его по новому переживать образ социальной реальности: недовольство и девиации становятся способом заявить о себе и выйти из состояния «анонимного» участника социальных интеракций. Иными словами, обыденные интеракции порождают, наряду с согласием, оппозиционную силу несогласия, наряду с нормализующими интерпретациями - волю к пересмотру привычной сферы и моделей поведения (Рудановская С.В.).

Девиантное поведение становится способом изменения социальных норм и ожиданий посредством обесценивания их. Нонконформист, девиант, индивид с деформациями личности - субъекты, не желающие исполнять социальные ритуалы и правила игры, критичные по отношению к обществу и некритичные к собственной жизненной программе.

М. Фуко подчеркивает: именно совокупность институтов контроля с целой системой механизмов надзора и распределения и создала к концу XIX века большое, неопределенное и разнородное семейство «ненормальных».

Ощущая давление социальных институций и реагируя на установлен-ные запреты и привилегии, люди актуализируют различные модели адаптации к ситуации (Э. Гофман): ситуативный уход; открытый отказ сотрудничать; колонизацию с использованием максимума доступных удовольствий; конверсию с манипуляциями для получения привилегий.

Сама дефиниция деформаций личности «рассеяна» в феноменологиче-ском поле: патологий личности – искажения ее целостности, гротескные отклонения реагирования и поведения, резкий диссонанс между образом жизни человека, его интеракциями и нормативным уровнем конфликтности и компромиссности, невротические и патохарактерологические личностные изме-нения, детерминирующие нарушения общепринятых в культуре «правил иг-ры»; аномалий личности – разновидностей и вариаций «нормального» диапазона различных типов реагирования на естественные для обыденной жизни кризисы, фрустрации, стрессы, девиантные и акцентуированные типы личности, оценка аномальности которых связана с традиционными предписаниями общества; расстройств личности (устар. психопатии) - стойких патологий личности; пограничных психических расстройств – невротических реакций, ядерных психопатий и патологических развитий личности.

Заметим: все вышеприведенные понятия взаимно пересекаются, опре-деляются друг через друга и могут быть объединены в широком понятии деформаций. В то же время потребность профессиональных дискурсов - клинического, психологического, социологического и др. - в сохранении собственной терминологии заслуживает понимания, заставляя уточнить рамки определения деформаций личности через их соотнесение с «акцентуированными личностями» (К. Леонгард), «латентными» (П. Б. Ганнушкин), «приобретенными» (А. Е. Личко), «краевыми» (О. В. Кербиков) психопатиями.

В рамках клинического подхода накоплено множество определений и описаний расстройств личности: клинически значимые состояния, поведенческие типы, имеющие тенденцию к устойчивости и выражающие характеристики свойственного индивидууму стиля жизни и способа отношения к себе и другим (МКБ-10); длительный паттерн внутреннего переживания и поведения, отчетливо отклоняющийся от ожиданий культуры индивидуума, пронизывающий его, негибкий, имеющий начало в подростковом или раннем взрослом периоде, стабильный длительное время и приводящий к дистрессу или нарушению (DSM-IV 1994 г., DSM-IV-TR 2000 г.); очень жесткий паттерн внутреннего опыта и направленных на окружающий мир действий, отличающийся от ожиданий общества и приводящий к дисфункции (Комер Р.); патологические состояния, характеризующиеся сохраняющейся на протяжении всей жизни дисгармоничностью психического склада – совокупности свойств человека, отчетливо проявляющихся в эмоциональной и волевой сфере, в сфере влечений и в широком диапазоне социальных ситуаций и межличностного взаимодействия (Смулевич А.Б.); дезадаптивные стратегии поведения, отражающие, какие стимулы индивидуумы обучились искать или избегать (удовольствие - боль), где они стараются достичь их (Я / Self - другие) и как они обучились вести себя, чтобы устранить или избежать их (активность – пассивность (Т.Миллон)).

Примечательно, что при всех различиях приведенных определений общим контрапунктом в них проходят идеи:

а) социальной реализации расстройств личности, отклоняющейся от ожиданий и требований общества и дезадаптивной;

б) наличия жестких и стойких паттернов переживания и поведения, эго-синтонных личности (оцениваемых ею как присущие ей черты характера и/или естественные реакции на сложившуюся ситуацию).

Образно выражаясь, обладатель личностного расстройства оказывается в конфронтации с социальным миром, созданным не им и не для него.

Исследования показывают: люди приспосабливают свои self-представления к изменяющимся обстоятельствам жизни и надевают различные социальные маски в разных ситуациях. В то же время self-представления стабильны во времени, и люди усиленно сопротивляются попыткам других изменить или отрицать их собственные self-характеристики. Иными словами, под социальным давлением человеку часто проще и легче создать новый имидж, надеть маску, сыграть роль для манипуляции окружающими и адаптации к их ожиданиям, нежели изменить свое Я в отсутствие внутренней потребности в этом изменении.

В современном мироощущении сознание, наполняясь противоречиями разнообразных норм, правил и канонов, не справляется с ними, и личностная идентификация с формами и субъектами социальности нарушается. Возникает «расширенная личность», озабоченная поддержанием своей суверенности и принуждением других к признанию ее превосходства: другие превращаются для индивида в символ его социальных ограничений, преодоление которых обнаруживается в индивидуализме. Распыленные индивидуальности сознательно отрицают преимущества единства с коллективным целым, бессознательно нуждаясь, тем не менее, в принадлежности к общности (Старовойтенко Е.Б.). Это противоречивое мироощущение становится благодатной почвой для выбора на фоне отказа от моноантического мышления аль-тернативных реальностей, заложенных в культуре, и создания контр-реальностей в собственной идентичности.

Одной из попыток рассмотреть деформации личности вне клинического дискурса является концепция Е.В. Руденского дефицитарной деформации личности как особого состояния ее развития, обусловленного несоответствием уровня развития культурного потенциала личности культурно-психологической ориентации общественных процессов. Дефицитарная деформация личности характеризуется:

- субъективной неудовлетворенностью;

- утратой идентичности;

- дезинтеграцией Я-системы;

- утратой психокультурной автономности и конформизмом;

- неадекватным восприятием реальности;

- экзистенциальной фрустрацией и социальным пессимизмом;

-снижением толерантности к фрустрации;

- нарушенной резистентностью по отношению к стрессу;

- агрессивно компенсирующим самоутверждением;

- конфронтацией в жизненно значимых для личности сферах;

- духовной неприкаянностью и т.п.

В ином ракурсе представлены А. Ю. Акоповым социальные болезни Личности - болезни социальной адаптации к жизни в больном обществе, реализующиеся в социальной наркомании (гедонизация общества); в социальной шизофрении с социальным и экзистенциальным схизисом, расщеплением социального восприятия, мышления и сознания; в социальной мифологии и инфантилизме; в субъективизме психического функционирования с отходом от реальности и подменой ее фантазией и т.д.

Человек как член множества социальных групп располагается на пере-сечении разных социальных кругов, отдавая той или иной группе лишь часть своей личности (импульсы, интересы, силы). Подлинная же личность, то, чего она не может разделить с другими, остается вне общей сферы, и только в случае добровольной групповой принадлежности мы свободны сами определять, членом какой группы хотим быть, какую роль желаем в ней принять и какой частью своей личности хотим участвовать в группах (Шюц А.).

По мнению П. Бергера и Т. Лукмана личный выбор между реальностями и идентичностями как возможность индивидуализма прямо связан с неуспешной социализацией - асимметрией между объективной и субъективной реальностями, рождающей индивидуалиста, то есть специфический социальный тип, способный мигрировать по множеству доступных миров и сознательно конструировать свое Я из различных доступных ему идентичностей в их ситуационной обусловленности и сложном полилоге.

Формирование и деформации личности в их неразрывной связи разворачиваются как процесс социального конструирования во взаимодействии объективной и субъективной реальностей. Социально-биографическая доступность расходящихся миров определяет возможность для личности альтернации - обладания скрытой истинной идентичностью и социально умалчиваемой асимметрией между «публичной» и «приватной» биографиями. Социальное поведение начинает пониматься как роль, от которой можно дистанцироваться в сознании и «разыгрывать» ее, манипулируя ею, что превращает отношения в обществе в сеть взаимных манипуляций. Неуспешность в одном социальном мире становится непринципиальной, так как возможно компенсаторное формирование контрреальности.

В условиях глобализации социума индивидуальные жизненные планы формируются в рамках сложной социальной структуры, где ни одной из культур не удается убедить других в преимуществах своих смыслов и мощ-ностей, ориентирующих в мире реальных действий. Но культурных заповедников не может и не должно быть (Shweder R.A.), поэтому личность вправе идентифицировать себя с той или иной реальностью или дрейфовать между ними, ориентируясь на свободную самореализацию.

Переживание человеком внутренней и внешней реальности в условиях разрушения культурных парадигм, утраты гарантий состоятельности каких-либо долгосрочных планов и прогнозов, социальных и личных, угрожает ростом отчуждения и самоотчуждения личности, обретению скрытой идентичности, биографической асимметрией, распространением контрреальностей, деформаций и социальных болезней личности.

Деформации личности как негативные изменения ее качеств и свойств возникают под влиянием прежде всего социально-средовых факторов как эффект взаимодействия субъективных и социальных миров. Субъективное когнитивное и аффективное искажение социальной реальности, страдающей неопределенностью и противоречивостью, обусловливает и социальную, и внутреннюю дезориентацию, дезадаптивное поведение и утрату социальной компетенции с критичностью по отношению к обществу и некритичностью к собственной жизненной программе.

Перспективы дальнейшего анализа проблемы деформаций личности видятся нам в исследовании интра- и интерперсональных нарушений границ субъективного и социальных миров, на пересечении которых и рождаются деформации личности.

Рассмотрим содержание и причины возникновения деформаций личности. Сущность человека раскрывает трудовая деятельность, совершаемая в социуме, направленная на изменение окружающей действительности, имеющая творческий, целенаправленный характер. Преобразование окружающего мира, предметное осмысление действительности, специфичность многих форм жизнедеятельности детерминируют многочисленные противоречия. К числу сложных проблем относятся вопросы деформации личности. Деформация в общественной жизнедеятельности – процесс многоплановый и неоднолинейный. Общепризнанным является увеличение числа и возрастание разнообразия негативных явлений. Феномен профессиональной деформации личности присутствует в самых разнообразных формах человеческой деятельности. Исторически сложившееся общественное разделение труда обусловливает социальную потребность в специалистах, способных выполнять определенные, отличные от других виды профессиональной деятельности.

В современной России общество предъявляет повышенные требования к личности сотрудника органов внутренних дел, которому присущи не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические качества, готовность противостоять негативным факторам, обуславливающим профессиональную нравственную деформацию.

Проблематика профессиональной деятельности, как одного из важнейших видов человеческой деятельности, получила отражение в трудах ведущих представителей социальной философии и социологии. Как комплексное, сложное и многостороннее явление она рассматривалась К. Марксом (анализ трудовой деятельности человека, выделение исторических типов труда), получила отражение в работах М. Вебера (исследования в области профессии и профессиональной деятельности), была обозначена Э. Дюркгеймом (принцип общественного разделения труда) и нашла отражение у П. Сорокина (теория социальной стратификации и социальной мобильности).

В отечественной науке проблема профессиональной деформации раз-вивалась первоначально на базе научных работ, выполненных специалистами в области психологии труда, в производственной медицине, в работах по технике безопасности, в которых были осознаны и проанализированы взаимосвязи между субъективными и сугубо индивидными характеристиками людей-профессионалов. Эти взаимосвязи достаточно полно исследовались, отражая психофизиологический аспект существования индивидуальности.

Данное явление опосредовано как объективными, так и субъективными факторами. Непременное общественное разделение труда и неизбежность ограничения жизнедеятельности в рамках одной профессии создают предпосылки для оформления негативных явлений в структуре личности. В сфере социальных отношений искаженные нормы, ценности, правила поведения постепенно утверждаясь, приобретают институциональный характер. Деформация (деградация) социальных институтов самым непосредственным образом находит отражение на всех сторонах и компонентах общественной жизни. Социальные отклонения в поведении людей и взаимоотношениях между членами общества влияют на ценностные ориентации определенных слоев и групп населения и всю духовную составляющую общества. Духовность проявляется в интеллектуальной и эмоциональной сторонах жизни людей, вне и помимо которых социальное поведение не осуществимо. Основу духовности составляют идеалы, отражающие естественные права и свободы человека, которые не детерминируются утилитарными жизненными потребностями. Ее содержание раскрывается в конкретных поступках и действиях. В самом высшем плане это проявляется не только в готовности к жертвенно-сти, но в самом акте самопожертвования. Применительно к действиям со-трудников правоохранительных органов – это сознательная готовность служения народу и Отечеству, обеспечение законности и правопорядка. Часто небольшие и не всегда отчетливо прослеживаемые изменения в духовной сфере могут обуславливать кардинальные сдвиги в общественном сознании, социальной практике. Негативные факторы, приобретая доминирующий характер в духовно-нравственной практике, вызывают еще большие отклонения. Ослабление нравственных начал усугубляет изменения в целевых установках и ценностных ориентациях личности.

Этапы взлета и падения нравственных устоев в нашей стране соотно-сятся с прорывами, трансформациями, происходящими при преобразовании социальных устоев общества. Особенно массовыми становятся изменения негативного характера в переломные, кризисные этапы развития общества. В кризисные моменты скачкообразного развития государства, в условиях аномии и снижения авторитета власти усиливается противоречие между нормами права и нормами нравственности, аморальность начинает занимать доминирующее положение в общественном сознании. Следствием системного кризиса современного российского общества явилась деформация ценностных ориентаций в сфере труда: коммерциализация трудовых и профессио-нальных отношений, их прагматизация, переосмысление нравственной парадигмы трудовой деятельности, меркантильно-потребительская трактовка труда. Следует признать, что явления негативного характера, обуславливаемые состоянием социально-экономического и политического развития общества, спецификой профессиональной деятельности – это лишь потенциальные или возможные причины.

Несмотря на значимость объективных факторов, проявляющихся в совокупности социальных отношений и детерминирующих явления деформации, определяющее значение играют нравственные качества личности. Одна из особенностей нравственно-профессионального сознания сотрудника правоохранительных органов выражается в том, что каждый раз ему приходится решать вопрос о границах использования слабостей, пороков и иных качеств правонарушителя в интересах установления истины. Для нравственной культуры сотрудника правоохранительных органов чрезвычайно важным представляется понимание того, что он выступает не от своего собственного имени, а от имени государства, общества, важнейшей ценностью которых является справедливость.

Во многом нравственную сторону деформации личности сотрудника ОВД обуславливает сложившаяся ситуация в духовно-нравственной сфере современного российского общества, характеризующаяся правовым ниги-лизмом на фоне криминализации общества, кризисом целевых установок в массовом сознании, гипертрофированностью силовых методов в решении политических и правовых проблем, скептицизмом в отношении традицион-ных духовно-нравственных идеалов и ценностей.

Профессиональная и нравственная стороны в деформации личности тесно связаны между собой, составляя неразрывное единство, дополняют друг друга. Профессиональная деятельность предстает одной из важнейших форм практически-преобразовательного отношения человека к действительности. Основной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация в процессе трудовой деятельности. Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Деформация личности неразрывно связана с изменениями негативного характера в профессиональной деятельности. Наряду с достижением высокого уровня профессионализма формируется направленность человека только на один вид деятельности. В конечном итоге создается противоречие между трудом как деятельностью и его результатами. В негативных явлениях, проявляющихся в правоохранительной деятельности, отображается весь спектр противоречивых проблем, характерных для современного состояния общественного развития и преобразовательной деятельности человека. В благой задаче обеспечении правопорядка и борьбы с преступностью возможны проявления нравственной и профессиональной «болезни» сотрудников ОВД. Несмотря на наличие объективных причин, определяющее значение имеют нравственные качества личности. Неотъемлемую сторону деформации личности составляет нравственное отчуждение, что составляет неразрывное единство профессиональной деформации с нравственными изменениями в структуре личности. Следует признать, что при изменении всех составляющих общества главной панацеей от деформации личности является приоритет высокой культуры, духовности, приобщение к общечеловеческим ценностям. Если социальная среда и сфера труда предстают непременным условием деформации личности, то нравственная духовная составляющая является ведущей.

В заключение рассмотрения вопроса следует отметить, что профессиональная нравственная деформация личности предстает результатом взаимного влияния специфики служебной деятельности и профессиональной роли, с одной стороны, и личностных характеристик, с другой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: