Организационные формы строительства




Система управления строительством Республики Беларусь

 

Высшим организационным звеном управления строительством является Министерство архитектуры и строительства. В его состав входят комбинаты и заводы, выпускающие строительные материалы, конструкции и изделия, общестроительные и специализированные тресты.

Система управления принята в республике двухзвенной:

Министерство — трест.

Основным хозрасчетным звеном строительного производства является трест (производственное строительно-монтажное объединение или другая приравненная к тресту организация), проектно-промышленно-строительное объединение.

Трест - единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого, как правило, входят строительно-монтажные управления, подразделения механизации, управления производственно-технологической комплекции, заводы железобетонных конструкций и другие подразделения в зависимости от специфики работ.

Входящие в состав треста производственные единицы не являются юридическими лицами. Права и обязанности производственной единицы треста определяются положением о данной производственной единице, утверждаемым управляющим трестом.

Для развития хозяйственного расчета и материальной заинтересованности подразделений треста им разрешается образовывать по результатам деятельности фонд потребления. Часть этого фонда направляется в централизованный фонд треста для поощрения непроизводственной сферы и аппарата треста, а остальное остается в распоряжении подразделений.

Для получения готовой продукции (полностью законченный объект) трест должен иметь в своем подчинении генподрядные и субподрядные управления.

Генподрядные управления выполняют общестроительные работы и производят координацию работ субподрядных управлений. Генподрядчик участвует в строительстве от начала строительства объекта до его ввода в эксплуатацию.

Субподрядные управления выполняют отдельные виды работ (отделочные, нулевые циклы, сети, благоустройство, сантехнические, электромонтажные, изоляционные). Они могут быть в составе треста (отделочные, нулевых циклов, управления механизации) или в составе специализированных трестов (Белсантехмонтаж, Белэлектромонтаж, Белтеплоизоляция, Промтехмонтаж и т.д.).

Все крупные строительные подразделения в Беларуси находятся в государственном управлении. Однако, начиная с 1993г., начался переход трестов и заводов на аренду. Они арендуют у государства через Министерство архитектуры и строительства основные фонды. «С 1994г. началось разгосударствление трестов путем акционирования. Тресты выпускают акции под стоимость фондов и продают как своим работникам, так и населению. Управление акционерных трестов производится через Собрание акционеров, правление и директора.

Организационные формы строительства

В капитальном строительстве получили распространение следующие организационные формы строительства:

1. Хозяйственный способ предусматривает выполнение всех СМР непосредственно силами и средствами предприятия, организации (заказчика и инвестора), для которых предназначен строящийсяобъект, без привлечения генеральной подрядной организации.

Данный способ обычно применяют при реконструкции или расширении действующих предприятий, при строительстве небольших объектов на территории действующих предприятий, в сельском строительстве, т.е. в тех условиях, когда невозможно организовать равномерную загрузку строительных кадров, когда выполнение СМР во времени зависит от характера основного технологического процесса и имеет место неопределенность в предоставлении фронта работ.

Недостатки хозяйственного способа:

¾ строительно–монтажные участки или управления характеризуются слабой оснащенностью высокопроизводительной специализированной техникой, невысоким уровнем профессиональной квалификации рабочих, неритмичностью строительных процессов, текучестью строительных кадров, низким уровнем производительности труда.

Преимущества хозяйственного способа:

+ сокращение времени на всевозможные процедуры, связанные с привлечением подрядных организаций, общая заинтересованность коллектива в быстром и качественном осуществлении проводимых работ по реконструкции, перевооружению или расширению предприятия, единство руководства эксплуатации и строительства объекта.

2. При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями (подрядчиками) по договорам с заказчиком, которые имеют собственную материально–техническую базу, средства механизации и транспорта, постоянные строительно–монтажные кадры соответствующих специальностей и опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конструкций, деталей, полуфабрикатов. Этот способ строительства является основным.

Подрядный способ предполагает заключение между заказчиком и подрядчиком договора на весь период строительства до полного завершения стройки. Этот договор носит название генерального. Все взаимоотношения между участниками процесса строительства регулируются «Правилами о договорах подряда на капитальное строительство», «Правилами финансирования строительства» и договорами подряда. Заказчик предоставляет подрядчику площадку для строительства, своевременно передает ему утвержденную проектно–сметную документацию, обеспечивает финансирование, поставляет технологическое, энергетическое и другое оборудование. Заказчик осуществляет высокого рода контроль и приемку работ, рассчитывается с подрядчиком за принятую законченную строительную продукцию.

Преимущества подрядного способа строительства:

+ позволяет применять новую технику.

+ прогрессивные методы ведения работ с широкой механизацией трудоемких работ

+ высокое качество выполненных работ

+ сокращение сроков возведения и ввода в эксплуатацию строительных объектов.

Преимуществами подрядного способа являются недостатки хозяйственного, а недостатками – его преимущества.

3. Строительство объектов «под ключ» – функции заказчика передаются генподрядчику. В этом случае генподрядная строительная организация принимает на себя полную ответственность за строительство объекта в установленные сроки и в пределах утвержденной сметной стоимости.

Это повышает заинтересованность генподрядчика в более экономном расходовании установленного сметного лимита, т.к. полученная экономия поступает в его распоряжение, упрощается система связей, что способствует повышению оперативности принятия и реализации решений, а в конечном итоге – удешевлению и ускорению строительства.

 

В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов.

Конкурсы, аукционы по сравнению с прямыми двусторонними договорами создают условия конкуренции между подрядными строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения, как цены, так и других коммерческих и технических условий. Существует две формы конкурсов, аукционов: закрытые и открытые. При закрытых заказчик для участия в них приглашает несколько уже известных ему фирм, из которых он и выбирает ту, которая дает наиболее приемлемые ему предложения. При открытых заказчик путем объявления на федеральном сайте закупок приглашает всех желающих принять участие в конкурсе/аукционе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: