Тема 3 Основные тенденции в развитии мирохозяйственных связей
Развитие глобализации и регионализации
Глобализация выражается во все более интенсивном объединении объектов мирохозяйственных связей, их активном сближении и отмене в этом случае различных ограничений и тарифов.
По существу глобализация стирает экономические границы между странами и континентами. При этом важную функцию выполняют различные международные организации.
Регионализация выражается в ускоренном и высокоэффективном торгово-экономическом развитии отдельных районов мира.
Развитие мировой экономики настоящего периода характеризуется возрастанием значения малого и среднего бизнеса, ростом свободных экономических зон (СЭЗ), функционированием большого количества оффшорных центров и усилением роли транснациональных корпораций. К транснациональным корпорациям относят любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. Большинство ТНК функционирует в сфере производства (примерно 60%), услуг (37%) и добывающей промышленности (3%).
Крупнейшими ТНК в настоящее время являются "Exxon", "Shell", "British Petroleum", «Ford", "General Motors" IBM, "Philips".
Важнейшим элементом мирового фондового рынка являются крупные транснациональные инвестиционные фонды. Накопленные в них финансовые ресурсы отражают сложившуюся в мире финансово-экономическую ситуацию.
Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой самоуправляющиеся географические центры с особым режимом хозяйствования, находящиеся в административно-политических границах государств. Под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой ввезенные товары освобождены от процедур таможенного контроля и налогообложения.
|
В более широком толковании СЭЗ является частью национального экономического пространства с системой льгот и стимулов для хозяйствующих субъектов, не применяемой на остальной территории.
В свободных экономических зонах ограничено государственное вмешательство в рыночную инфраструктуру.
Бурное развитие свободных экономических зон обусловлено следующими факторами:
- со стороны государства — политикой стимулирования внешней торговли, иностранных инвестиций и технологического обмена;
- со стороны местных властей — стремлением развить инфраструктуру и решить проблему занятости;
- со стороны нерезидентов (международных компаний) — стремлением к наиболее льготным условиям для собственной деятельности и получению прибылей;
- со стороны резидентов (национальных компаний) — намерением установить деловые контакты с зарубежными партнерами и выйти на мировые рынки со своей продукцией.
Общим для СЭЗ является особый экономический режим, включающий в себя ряд условий:
- таможенные льготы — особый таможенно-тарифный режим с упрощенной процедурой проведения экспортно-импортных операций;
- фискальные льготы — специальный налоговый режим в отношении налогооблагаемой базы и отдельных ее составляющих;
- финансовые стимулы — субсидии действующим на территории свободной зоны компаниям прямым или косвенным путем;
- административные послабления — максимальное упрощение процедуры регистрации компаний и визового режима для иностранных компаний;
|
- сервисные услуги.
Специальный режим хозяйствования в СЭЗ обеспечивает норму прибыли 30—40%, а сроки окупаемости капиталовложений сокращаются в 2—3 раза.
Выделяются следующие три типа СЭЗ:
- торговые — зоны свободной торговли, свободные таможенные зоны и порты;
- промышленно-производственные — импортозамещающие, экспортные и промышленные парки. Возникли в конце 50-х гг. XX в.;
- технико-внедренческие — технополисы, технопарки и зоны развития новых и высоких технологий.
Основной недостаток, связанный с функционированием СЭЗ, — возможность "отмывания" через них криминальных денег и осуществления финансовых афер.
Главная проблема, препятствующая развитию СЭЗ в России, — отсутствие правового регулирования их создания и функционирования и отсутствие четко сформулированных целей создания зон.
Отсутствие политической стабильности, благоприятного инвестиционного климата, квалифицированных кадров тормозит капиталовложения отечественных и иностранных предпринимателей.
Оффшорные структуры в бизнесе
Оффшорные центры — это районы, где юридические лица имеют выгодные процентные ставки по депозитам и кредитам за счет низкого налогообложения, либерального валютного контроля и низких требований к объемам обязательных резервов банков. Д иректора и владельцы фирм могут не быть резидентами данной страны.
В оффшорных зонах работают не производственные предприятия, а коммерческие, финансовые, холдинговые и страховые компании.
|
Страны, создающие оффшорные центры, заинтересованы в привлечении иностранного капитала. Кроме того, они получают в свой бюджет определенную пошлину за регистрацию фирм, а также ежегодные суммы от них за предоставление безналогового статуса.
Основными оффшорными территориями считаются Каймановы и Бермудские острова, Кипр, Гибралтар, Люксембург. Сегодня около 50% мирового оборота капиталов осуществляется с использованием услуг таких центров.
Система льгот, предоставляемых иностранным инвесторам, в оффшорных зонах следующая:
- налог на прибыль в оффшорных центрах отсутствует или незначителен (1—4%);
- процедура регистрации значительно упрощена;
- управление осуществляется через специализированные секретарские компании и имя владельца компании сохраняется в тайне;
- отсутствуют ограничения на вывоз валюты;
- упрощена финансовая отчетность;
- нарушение налогового и таможенного режима обычно не является уголовным преступлением.
При регистрации фирмы в оффшорной зоне необходимо помнить о том, что:
- льготы по налогообложению доходов не предоставляются, если эти доходы получены в оффшорной зоне;
- налоговые службы США и стран ЕЭС могут систематически проверять торговые сделки оффшорных фирм;
- местные банки ограничивают оффшорные фирмы в предоставлении им кредитов;
- солидные фирмы Европы и США проявляют недоверие к оффшорным фирмам.