Деятельность в жизни человека.




Ярославский педагогический колледж

     

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Предмет: Обществознание

Курс: I

Преподаватель: Ольнева О. В.

Тема согласно КТП: Мышление и деятельность.

Количество часов согласно КТП 2 ч.

Форма организации учебного процесса: Лекция (+ практическое задание)

Источники информации:

1) Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса. – М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2001.

2) Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 1997.

3) Малышевский А. Ф. Мир человека: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.:- Интерпакс, 1995.

4) Мир человека. Хрестоматия для старших классов. Состав. Малышевский А. Ф. М.:- Интерпакс, 1995.

5) Интернетурок. Обществознание 10 класс. Урок 16. Человек. Сознание и мировоззрение. Режим доступа: youtube.com/watch?v=OCBhzmYXV3c.

Цели и задачи: разъяснить общие представления о многообразии видов деятельности, познакомить с некоторыми классификациями деятельности: развивать умение структурировать виды деятельности, объяснять связь между человеческим мышлением м деятельностью.

Этапы организации работы на занятии:

Самостоятельная работа студентов:

Опорный конспект текста лекции.

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

Опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию. Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.

2. Излагать данные лаконично и последовательно.

3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.

4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.

5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.

2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.

3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.

4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.

5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.

6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.

7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.

8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.

9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.


МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

“Я мыслю – значит, я существую!”

Р. Декарт

Цели занятия:

· познакомить учащихся с понятием “сознание”, формами сознания;

· на основе знаний об обществе познакомить учащихся с понятием “мышление”;

· дать представление о различных процессах и операциях мышления;

· показать роль познавательной деятельности в жизни человека и общества;

· формирование целостной картины восприятия мира у учащихся;

· развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи учащихся;

· закрепить навыки работы с информационными технологиями;

· воспитание культуры общения.

Основные понятия: деятельность, познание, мышление, полушария коры головного мозга, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, аналогия.

ПЛАН.

1. Сознание.

2. Что такое мышление.

3. Познание и его формы.

4. Деятельность в жизни человека.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сознание.

???? Какие характерные черты отличают человека от животного?

!!! Человека от животного отличают следующие черты:

· человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта);

· человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты;

· человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

· человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам;

· человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

 

Вышеуказанные отличия человека характеризуют его природу: она, являясь биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Но именно эти качества человека характеризуют его как личность.

Важнейшим качеством, отличающим человека от животного, является сознание. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира.

 

У каждого человека в голове находится мозг – думаю, для вас это не секрет. И все ваши задумки, идеи, мысли и затеи – результат деятельности мозга, это вам тоже ясно, правда? Ни одно из ваших действий, каким бы оно ни было – играете ли вы в футбол, поливаете цветочки на балконе, - не происходит без участия мозга. Особенно четко вы это осознаете, когда взрослые сердятся на вас за непонятливость и призывают «пораскинуть, как следует, мозгами».

 

Развитие речи и абстрактного мышления, это и есть то качество новое, что отличает человека от высших животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, соответствующие тем или иным потребностям, и достигать из, мысленно заранее представляя себе результат.

 

Вопрос сознания является одним из самых сложных в обществознании. Не секрет, что нет четкого определения данного понятия. Мы с вами будем придерживаться материалистического взгляда на природу сознания. Материалистическая теория возникновения сознания называется теорией отражения. Принято считать, что материя обладает 4 базовыми свойствами.

Свойства материи

(Подробнее смотриИнтернетурок. Обществознание 10 класс. Урок 16. Человек. Сознание и мировоззрение. Режим доступа: youtube.com/watch?v=OCBhzmYXV3c.)

1.Движением, т.е способностью изменяться.

2. Способностью к самоорганизации.

3. Размещенность в пространстве и времени.

4. Отражение.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. (Например ручка с бумагой, автомобили при аварии и др.)

Виды отражения

- Механическое - Химическое - Физическое -Биологическое

- Биологическое.

Специфика отражения в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются: раздражимость; чувствительность; психическое отражение.

Раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".

Чувствительность — следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Сознание - высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Попробуем дать определение понятию "сознание"

Вариативность занятия - просмотр видеоурока №16. С 7 минуты по 16.

- искусственный интеллект - 18-21

- физиология мозга (правое левое полушария) -21

- сознание животных - 23

Сознание есть высшая форма психики, способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах, которая возникла в процессе общественной деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

• большей глубиной;

• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности — труду;

• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);

• возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).

Основными формами сознания являются:


восприятие;

• осмысление;

• оценка;

• воспоминание;

• фантазирование;

• жизненный опыт.


2. Что такое мышление.

Деятельность человеческого сознания называется мышлением.

Мышление - высшая ступень познания, обобщающее отражение действительности в понятиях, суждениях, теориях через познание сущности явлений, закономерных связей между ними.

Ученый – биолог - Сергей Вячеславович Савельев, считает, что мышление – это способность к творчеству. Например, пластмасса была в природе? Не было. Для ее создания нужно было, во-первых, обобщить имеющиеся теоретические и экспериментальные данные, во-вторых, найти новые закономерности, новые связи. Когда человеку это удается, он видит новую закономерность, новый закон, может создать нечто новое. Это и называется мышлением.

Мышление – это сугубо материальный процесс, который происходит внутри мозга. В его основе лежит довольно специфическая материальная активность мозга. Механизм мышления состоит в следующем. Мозг обладает способностью, которая является одной из главных в процессе мышления и запоминания и вообще лежит в основе всей нервной деятельности человека. Каждая нервная клетка имеет огромное количество отростков. Т. Е. она связана с другими примерно десятью тысячами связей. И если нервных клеток у нас примерно сто пятьдесят миллиардов, то легко посчитать количество вариантов связей, которые это все объединяют. Эти связи всю жизнь образуются и разрушаются. Наша нервная система занимает одну пятидесятую массы тела, т.е. около 2 %. Но при этом потребляет, даже если вы просто лежите на диване и специально ни о чем не думаете, до 10 % энергии, потребляемой организмом. А если человек, не дай бог, задумается о чем-нибудь и вытащит изо рта бутерброд и начнет о чем-нибудь напряженно думать, то в этот момент энергорасходы повышаются до четверти от всего того, что мы съели и выпили, и до трети всего кислорода необходимого организму. Это огромная величина, т.к. еще четверть всего съеденного из него выводится. Всем известно, что когда человек думает, переживает, он истощается. Существует даже понятие нервного истощения. Отсюда следствие: наш организм категорически сопротивляется тому, чтобы мыслить, стараясь избежать потерь энергии.

- Но вот человек оторвался от бутерброда и решил подумать. Как и почему в его голове возникает мысль именно о том предмете, о котором он решил поразмышлять?

Исходным толчком для ваших размышлений является образ предмета или слова, которые его обозначают. Когда вы хотите подумать о чем-то конкретном, вы вызываете в памяти некие образы того предмета, о котором вы собираетесь думать. Вы, по сути дела, начинаете оперировать некими воспоминаниями об этом предмете. А далее вы начинаете оперировать и другими данными, которые нужны вам для решения данной проблемы. И чем больше в вашей голове связей между различными областями мозга, тем больше у вас возможностей для решения вашей задачи. Человек долго думает на определенную тему, упорно, методично: чем более разнообразно он привлекает внешние сигналы к решению этой проблемы, тем лучше. Зрительные, вкусовые обонятельные, часто неожиданные. Когда думаешь над какой-то физико-математической проблемой, иногда полезно сходить в ресторан какой-нибудь необычной кухни. Это вдохновляет, потому что возникает новая система связей в мозгу, задействуются новые поля, что может подсказать решение.

Т. О. Деятельность, достойная называться мышлением, начинается только тогда, когда человек сталкивается с задачей, не разрешимой с помощью стандартных приемов.

Мысль - отдельный акт мышления, а также его содержание.

Роль мышления: познание и преобразование мира, целеполагание, накопление опыта, развитие способностей человека, в том числе и творчества

Особенности мышления: связано с языком и деятельностью, социальный характер, общественно-историческая природа, носит личностную субъективную окраску, конкретность, предметность, обобщенность.

 


 


Познание и его формы

Познание - особый вид человеческой деятельности, направленной на осмысление и выработку адекватного воспроизведения действительности, без которого не возможна ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Познавательная деятельность человека неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, убеждениями. Она сопровождается ошибками, иллюзиями, заблуждениями.

Знания не возникают сами по себе – они результат познания, результат познавательной деятельности.

 

Только с помощью мышления человек может в полной мере осуществить познавательную деятельность.


Деятельность в жизни человека.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.

- Какова роль деятельности в жизни человека и общества?

Под деятельностью в науке понимают специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.

Структура деятельности:

    Цель   Средства достижения цели Действия, направленные на достижение цели     Результат

???? Александр Герцен писал: «Животное полагает, что все его дело жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать». Согласны ли вы с этим утверждением, свой ответ аргументируйте.

Подумайте над словами французского философа Дени Дидро (1713-1784): «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Может ли человек что- либо делать без цели?

У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель государственного деятеля? преподавателя? полководца?

 

Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

►Средства достижения цели: Средства – это и приемы, способы действий, и деньги, и орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем больше возможностей осуществлять эту деятельность, выбирая подходящие средства.

 

►Действия: Всякая деятельность состоит из действий. Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач.

Классификация действий (по М. Веберу)

 

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при этом говорить о поведении человека?

Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному….



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: