Как показал опыт обучения резаным поворотам, освоение резаных поворотов большого радиуса на хорошо подготовленных широких и пологих склонах доступно большинству достаточно координированных лыжников. Здесь следует отметить, что часто бывает проще обучить данному приему при правильной методике полного новичка, чем работать с лыжником, имеющим навыки классических скользящих поворотов.
Следующий по сложности технический прием - резаный поворот среднего радиуса. Данный поворот лыжниками-любителями может выполняться на более крутых склонах и позволяет лучше контролировать скорость спуска.
Техника выполнения приема: Техника выполнения поворотов среднего радиуса на пологих
Рисунок VI-1. Увеличение углового положения засчет прогибания в пояснице наклона коленей. |
склонах приближается к технике вышеописанного поворота большого радиуса. В данном случае сокращается длина дуги поворота и возрастает скорость спуска. Для контроля скорости и сохранения резаного ведения необходимо увеличить наклон коленей и бедер в сторону поворота (Рис. VI-1) (увеличить угловое положение и наклон туловища в сторону поворота). Наиболее сложным элементом в данном случае является быстрота перекантовки и смена угловых положений при сопряжении дуг поворотов.
Дополнительные сложности возникают при исполнении законченных поворотов среднего радиуса на склонах средней крутизны. В данном случае в процессе перекантовки возникает фаза разгрузки лыж и вход в поворот с ненулевым начальным углом руления. Напомним, угол руления - угол между осью лыж и вектором скорости. В резаных поворотах большого радиуса и поворотах среднего радиуса на пологих склонах угол руления во всех фазах практически нулевой, а изменение давления на снег при перекантовке происходит автоматически без дополнительных движений со стороны лыжника (эффект виртуального бугра). Радиус идеальной резаной дуги для конкретной модели лыж не может быть меньше определенной величины. Например, для лыж радикальной карвовой геометрии такой радиус больше величины 7-10 метров (этот радиус обычно меньше среднего радиуса, задающего боковой вырез лыжи, и зависит от жесткости снега, угла закантовки и скорости лыжника). Для того, чтобы совершать резаные повороты со средним радиусом меньшим указанной величины, необходимо в фазе разгрузки совершить дополнительный разворот лыж, компенсирующий недостаточную величину радиуса идеального резаного поворота. Одним из наиболее оптимальных способов разгрузки и разворота лыж, на наш взгляд, является в данном случае сгибание и разворот ступней (бракаж). Идеальный резаный след траектории лыж в данном случае прерывается участком, соответствующим разгрузке лыж и их дополнительного разворота. Данная техника требует определенной виртуозности исполнения.
|
Остановимся на элементе разворота ступней (бракажа), о котором выше неоднократно говорилось как паразитном. Одним из принципов современных резаных поворотов является лаконичность движений. Поэтому в случае больших поворотов от разворота ступней лучше отказаться. В рассматриваемом случае разворот ступней является неизбежным. Для того, чтобы после прекращения разгрузки лыжи начали резаный поворот с минимальным начальным проскальзыванием необходимо соблюдение условий равновесия, одним из которых является наклон центра масс лыжника в сторону поворота. По этой причине для создания условий резаного ведения необходимо после прекращения разгрузки обеспечить сильный наклон туловища в сторону нового поворота. Это условие реализуется с помощью бокового броска, который заключается в переносе ступней в фазе разгрузки (одновременно с их разворотом) под туловищем наружу нового поворота. Этот элемент является достаточно сложным и поэтому часто у лыжников-любителей повороты среднего радиуса начинаются с заметного проскальзывания.
|
Типичные основные ошибки:
- Проскальзывание в фазе входа в поворот;
- Медленная перекантовка лыж;
- Недостаточный наклон центра масс внутрь поворота;
- Отсутствие бокового броска;
- Ошибки стойки в фазе ведения поворота;
- Недостаточная разгрузка в фазе входа в поворот;
- Отсутствие амортизации в момент окончания разгрузки и в начале резаного ведения.
При освоении поворотов среднего радиуса нельзя чересчур ускорять процесс обучения. Это в особой степени относится к лыжникам, которые переучиваются от старой классической манеры спусков. Наилучшие успехи при освоении данных поворотов возникают при наличии разнообразных хорошо подготовленных широких склонов. Требуется обращать особое внимание на сохранение навыка резаного ведения при переходе к более коротким и крутым поворотам. Соблюдение принципа от "простого к сложному" в процессе обучения может быть выполнено следующим образом. После освоения резаных поворотов большого радиуса на пологих склонах и небольшой скорости можно начать освоение этих поворотов на больших скоростях. Повышенное внимание здесь надо уделять наклону туловища внутрь поворота и сохранению бокового равновесия. Для этого можно использовать стойку с сильным сгибанием внутренней к повороту ноги и очень широким расположением лыж. После освоения поворотов большого радиуса в достаточно большом диапазоне крутизны склонов и скоростей (при условии соблюдения требований безопасности) можно переходить к поворотам среднего радиуса. Для отработки навыка быстрой перекантовки используйте серии резаных поворотов к склону в увеличивающемся темпе. Начинайте серию поворотов с длинных дуг, уменьшая их длину к концу спуска и увеличивая темп перекантовки до максимально возможного. Аналогично можно поступать и в серии поворотов большого радиуса, уменьшая к концу спуска длину поворотов и увеличивая скорость перекантовки. Чем более длинные и широкие склоны доступны в процессе обучения, тем более эффективно использование данных упражнений. Если при усложнении условий спуска теряется навык резаного ведения, вернитесь на более простые склоны и к более длинным поворотам. Если длинных склонов пологих склонов недостаточно, то используйте крутые участки, практикуя вход в поворот из упора. При этом обращайте внимание на чистоту резаного ведения. Для отработки навыка бокового броска используйте перегибы склона или пологие бугры, используя их для дополнительной разгрузки в фазе входа в поворот.
|