Итоговая контрольная работа по литературе
Учени__ 11__ класса
___________________________________________
(Фамилия, имя)
Вариант 1
Часть 1
1.Соотнесите фамилии писателей и поэтов с их полным именем
1) Бунин (А)Евгений Иванович
2) Мандельштам (Б) Иван Алексеевич
3) Замятин (В) Осип Эмильевич
4) Булгаков (Г) Михаил Афанасьевич
2. Соотнесите жанры и авторов данных произведений
1)Стихотворение (А) «Реквием» (Д) М.Шолохов
2) Рассказ (Б) «Тихий Дон» (Е) С.Есенин
3) Эпопея (В) «Один день Ивана Денисовича » (Ж) А.Ахматова
4) Поэма (Г) «Собаке Качалова » (З) А.Солженицын
3. Кто автор и герои указанных произведений?
1) «Вишнёвый сад» (А) Б.Лавренёв (Д) Бездомный
2) «Мастер и Маргарита» (Б) А.Чехов (Е) Ромашов
3) «Поединок» (В) М.Булгаков (Ж) Лопахин 4) «Сорок первый» (Г) А.Куприн (З) Говоруха-Отрок
4. Определите литературное направление (течение) и авторов данных произведений
1) Футуризм (А) «Старуха Изергиль» (Г) В.Маяковский
2) Неоромантизм (Б) «Как конквистадор в панцире железном» Д) Н.Гумилев
3) Акмеизм (В) «Облако в штанах» (Е) М.Горький
5. Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии
1) | С.Есенина 2) В.Маяковского 3) А.Ахматовой 4) А.Блока |
6. Этот писатель не закончил даже гимназии, но был прекрасно образован благодаря своей силе и настойчивости. Большую часть жизни он провел в эмиграции во Франции, но постоянно писал только о России, только на русском языке. Главная тема произведений этого писателя – любовь. Назовите имя писателя.
1) А.Куприн 2) М.Горький 3) И.Бунин 4) В.Набоков
Часть 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения
и выполните задания В1-В7, С1, С2.
А к т е р. …Зачем вы живете? Зачем? Б а р о н. Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори! А к т е р. Врешь! Буду орать! Н а с т я (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают! Б а р о н. Какой смысл, леди? С а т и н. Оставь их, Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы…пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей... К л е щ. Поманил их куда-то... а сам — дорогу не сказал... Б а р о н. Старик — шарлатан... Н а с т я. Врешь! Ты сам — шарлатан! Б а р о н. Цыц, леди! К л е щ. Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал...так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем... Вон князь...руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда! С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье...молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи... Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я — знаю! я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека! Б а р о н. Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь... как порядочный человек! С а т и н. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но — еще кое-что знаю! Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай... Настя наливает стакан пива и дает Сатину. (Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»... (Стараясь говорить голосом _______ и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!» Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары. «Все милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам — простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (Смеется тихо.) М.Горький «На дне» Ответом к заданиям B1–B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. |
B1 К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого
взят отрывок?
B2 Как звали «старика», о котором разговаривают персонажи (его имя
заменено в тексте пробелом
B3 Как называется разговор двух и более лиц в пьесе?
B4 Сатин в своем монологе противопоставляет ложь и правду. Как
называется в литературоведении противопоставление, контраст?
B5 Установите соответствие между тремя персонажами,
фигурирующими в отрывке, и их характеристиками (действиями). К
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую
позицию из второго столбца.