Философия эпохи Возрождения.




Средневековая философия.

Время существования –V-XV вв. н.э. – философия западноевропейского феодального общества. До XII в. античное философское наследие оставалось неизвестным ученым Западной Европы. Религия стала господствующей формой всей средневековой культуры. Средневековая философия была монотеистичной и теоцентричной. «Теос» в пер. с лат. «Бог». Главная реальность, определяющая все сущее, - Бог - сверхприродное начало. Первый этап средневековой философии называется патристика и связан с учениями отцов церкви от слова «патер» - «отец». Выдающимся мыслителем является Августин Блаженный. По его словам, Бог – это высшее бытие, высшая сущность, высшая форма, высшее благо, а сотворенный мир самостоятельной сущностью не обладает. Человек соединяет в себе смертное материальное тело и разумную бессмертную душу. Субъективно он обладает свободой воли, а объективно все его поступки определяются промыслом Божим. В XII-XIII вв. складывается второй этап средневековой философии – схоластика (от слова «школа»). В этот период были созданы законченные системы логики, онтологии в теологии и философии. В центре внимания философов-схоластов стояли проблемы соотношения веры и знания, религии и разума. Великим философом и теологом этого периода является Фома Аквинский.

Темы для докладов и рефератов:

1. Общая характеристика времени в философии европейского средневековья.

2. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

3. Своеобразие восточной и западной патристики.

4. Личность и учение Августина Блаженного.

5. Философский синтез Фомы Аквинского.

Список дополнительной литературы по теме:

1. Коплстон Ф.И. История средневековой философии. М., 1997.

2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В. 4-х томах. СПб, 1994, т. 2.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой филосо­фии. М., 1991.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается преемственность и качественное отличие между эпохами Античности и Средневековья?

2. Какие основные этапы можно выделить в развитии средневековой философии?

3. Основные идеи философии Августина Блаженного.

4. Основные идеи философии Фомы Аквинского.

5. В чем заключается спор о природе универсалий между реалистами и номиналистами?

Тестовые задания:

1. Какая идея была главной в философии Средних веков: а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм; г) наукоцентризм.

2. Первый этап философии Средних веков от слова «отец» называется:

а) патристика; б) схоластика; в) лингвистика; г) методология.

3. Смысл понятия средневековой философии «экзегетика» связан с этапом разработки логики и доказательств религиозного вероучения в целом и означает: а) творение мира Богом; б) творение мира человеком; в) творение мира в природе; г) толкование положений Библии.

4. Не относится к идеям средневекового мировоззрения, связанного с христианством:

а) человек опирается на веру в Бога; б) монотеизм; в) политеизм; г) основное качество Бога – любовь к людям.

5. Кто не является философом эпохи Средних веков: а) Фалес; б) Августин Блаженный;в) Фома Аквинский; г) Пьер Абеляр.

6. Второй этап философии Средних веков от слова «школа» называется:

а) патристика; б) лингвистика; в) методология; г) схоластика.

7. Основная проблема Средневековой философии: а) соотношение веры и разума; б) материален ли мир; в) свободен ли мир; г) познаваем ли мир.

8. Какого определения не было в философии Средневековья:

а) верую, даже если не понимаю; б) верую, чтобы понимать; в) не верю, но понимаю;г) понимаю, чтобы верить.

9. К идеям философии Средних веков относится положение: а) основное качество богов – сила, б) боги – часть природы, в) Бог творит мир из ничего; г) богов много.

10. К основным идеям философии Средних веков не относится: а) космоцентризм;б) монотеизм; в) креационизм; г) теоцентризм.

 

Философия эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения - философская мысль западноевропейского общества XV-XVII вв. Общая характеристика эпохи заключается в возрождении античной светской культуры. Человек оказывается в центре изучения философии (антропоцентризм, «антропос» - человек). Он принимает на себя функции творца (подобен Богу),является высшим судьей всего разумного. В гуманизмеличность отстаивала самые общие права своей духовной и физической природы, в протестантизме– свою внутреннюю духовную свободу. Гуманизм - культурное движение, распространение античной культуры, главная идея - центром и главной ценностью общества является человек. Протестантизм - новое направление в христианской вере, возникает в эпоху Возрождения в Европе как протест против сложившейся традиции главенства католической церкви, за возвращение к истокам христианства. Лидер движения – религиозный деятель и философ Мартин Лютер. Два выдающихся философа эпохи Возрождения – Николай Кузанский и Джордано Бруно.Основная идея в понимании ими природы и Вселенной – пантеизм («Бог во всем»). Природа бесконечна и одушевлена, мировая душа и форма находятся внутри материи, противоположности совпадают – окружность и центр, необходимость и свобода, уничтожение и возникновение.

Масштабные социокультурные перемены эпохи связаны с ослаблением традиционного влияния католической церкви, зарождением секулярного мировосприятия (свободного от религиозного мировоззрения), а значит - с новым пониманием государства (Н. Макиавелли) и новым пониманием развития общества и его будущего (социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла).

Философ и моралист Э. Роттердамский возрождаетсократовскую этику: добродетель – это знание - как преодолеть противоположность, таким образом, для достижения мудрости надо преодолеть глупость. Свобода воли дана человеку для соблюдения меры: ясность духа, простота, миролюбие, воздержанность, образование, здравый смысл должны противостоять фанатизму, невежеству, лицемерию.

Темы для докладов и рефератов:


1. Основные направления развития культуры эпохи Возрождения.

2. Основополагающие идеи эпохи Возрождения в произведениях Н. Кузанского.

3. Идея бесконечности Вселенной в концепции Дж. Бруно.

4. Деятели Реформации и рождение протестантизма.

5. Н. Макиавелли – первый профессиональный политолог.

6. Социально-утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

7. Понимание морали Э. Роттердамским.

 

Список дополнительной литературы по теме:

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М.: РГГУ, 1995.

2. Виндельбанд В. История новой философии. В 2-х томах. М.: 2000, т.1.

3. Горфункель А.К. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

4. Лосев А.Ф. Этика Возрождения. М., 1978.

Вопросы для самопроверки:

1. Сформулируйте основные идеи философии эпохи Возрождения.

2. Отличия и особенности мировоззрения эпохи Возрождения по сравнению с другими эпохами.

3. Что такое пантеизм и какие философские принципы из него вытекают?

4. Почему Н. Кузанского называли основоположником новоевропейской диалектики?

 

Тестовые задания:

1. Понятие философии эпохи Возрождения «пантеизм» означает: а) Бог далеко от мира;б) Бог во всем; в) без Бога; г) разум выше веры.

2. Основная идея философии эпохи Возрождения связана с освобождением человека и называется: а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм; г) наукоцентризм.

3. Кто не является философом эпохи Возрождения: а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно; в) Никколо Макиавелли; г) Августин Блаженный.

4. Создатель гелиоцентрической системы мира – ученый-астроном и философ эпохи Возрождения: а) Пифагор; б) Николай Коперник; в) Никколо Макиавелли; г) Вольтер.

5. Социально-политическое учение о совершенной общественной жизни, «месте, которого нет» – это: а) идеализм; б) скептицизм; в) социализм; г) утопия.

6. Первым политологом, автором книги «Государь» является философ и политик эпохи Возрождения: а) Никколо Макиавелли; б) Николай Коперник; в) Эпикур; г) Гегель.

7. Не относится к идеям эпохи Возрождения: а) постоянное бесконечное движение в природе; б) вселенная бесконечна; в) Бог – внутреннее деятельное начало мира; г) философия – служанка богословия.

8. Понятие «Возрождение» в философии означает возвращение интереса: а) к мифологии; б) к древней философии; в) к китайской философии; г) к средневековой философии.

9. Не относится к идеям философии эпохи Возрождения: а) политика становится самостоятельной сферой, б) главное в вере – внутреннее общение с Богом, а не выполнение церковных обрядов, в) в человеке важна мера – простота, миролюбие, образование, г) в человеке главное – его внутренний мир, а не поступки и не деятельность.

10. Не был философом эпохи Возрождения: а) Н. Макиавелли; б) Э. Роттердамский; в) М. Аврелий;г) Н. Макиавелли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: