Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, порядок их образования. По форме правления государства можно разделить на две группы: республики и монархии. Около 80% стран современного мира имеют РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ФОРМУ ПРАВЛЕНИЯ. Республике присущи признаки:
1) коллективное правление, осуществляемое системой государственных органов;
2) республиканское правление основано на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
3) в формировании власти принимает участие народ;
4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;
5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.
Различают президентскую и парламентскую республики:
1) президентская республика создает условия для сосредоточения власти в руках президента. Президент выступает одновременно главой государства и правительства, руководит внутренней и внешней политикой, является главнокомандующим вооруженных сил страны. Президентская республика получила распространение в Африке (Нигерия, Зимбабве, ЮАР), в Латинской Америке (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина), в зарубежной Азии (Иран, Пакистан, Индонезия, Филиппины), в зарубежной Европе (Франция, Хорватия), Северной Америке (США), во всех странах СНГ. В президентской республике президент – глава государства, часто – глава правительства, имеет большие права;
2) парламентская республика основывается на главенстве парламента, которому подотчетна и исполнительная власть. Премьер-министр располагает большей властью, чем президент. Парламентские республики характерны для зарубежной Европы (ФРГ, Италия, Австрия, Финляндия, Болгария), Азии (Китай, Индия, Израиль).
|
МОНАРХИЯ – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, императору, султану, эмиру, князю) и передается, как правило, по наследству. На политической карте мира имеется 30 монархий: 14 – в Азии, 12 – в Европе, 3 – в Африке, 1 – в Океании. Среди них можно выделить: империю (Япония); 16 королевств (Бельгия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Лесото, Великобритания, Камбоджа, Непал, Саудовская Аравия и др.); 3 княжества (Андорра, Лихтенштейн, Монако); Великое герцогство Люксембург; 3 султаната (Оман, Малайзия, Бруней); 4 эмирата (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ); папское государство Ватикан.
Признаки монархии:
1) существование единоличного главы государства;
2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является
нераздельной, верховной и суверенной (независимой);
3) наследственный порядок передачи власти;
4) бессрочное правление монарха;
5) юридическая безответственность монарха.
Выделяют три разновидности монархии:
1) конституционная – власть монарха ограничена конституцией. К этой группе относятся все монархии Европы, Африки, большинство монархий Азии. Это такие страны, как Великобритания, Япония, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.п. В этих странах реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. Роль монарха в основном сводится к выполнению протокольных функций;
2) в условиях абсолютной монархии власть монарха безгранична. Абсолютная монархия сохраняется в Омане, ОАЭ, Катаре. Монарх осуществляет законодательную, исполнительную власть, является премьер-министром, главнокомандующим вооруженных сил, верховным судьей. Органы власти в основном формируются из членов королевской семьи;
|
3) теократическая монархия – разновидность абсолютной монархии. Глава государства является и его религиозной главой. Состав теократических монархий – Саудовская Аравия, Бруней, Иран, Ватикан.
По форме государственного устройства страны разделяют на унитарные и федеративные. Унитарных государств около 170.
Признаки унитарного государства:
· единая структура государственного аппарата на территории всей страны;
· административно-территориальные единицы имеют равный юридический статус по отношению к центральным органам;
· единое гражданство;
· единая система права, основу которой составляет единая для всей страны конституция;
· единая судебная система;
· единая законодательная и исполнительная власть;
· одноканальная система сбора налогов.
Унитарное государство имеет единую конституцию, единую законодательную и исполнительную власть. Административно-территориальные единицы имеют незначительные полномочия, подчиняются непосредственно центральному правительству (Великобритания, Италия, Франция, Алжир, Япония, Колумбия, Республика Корея, Венгрия, Болгария и др.).
Федеративное государство включает несколько государственных образований, юридически имеющих определенную политическую самостоятельность, которые образуют одно союзное государство. Отличия федерации от унитарного государства состоят в следующем:
|
· территория федерации включает территории ее отдельных субъектов: штатов – в Австралии, Бразилии, Мексике, США, Венесуэле, Индии; провинций – в Аргентине и Канаде; кантонов – в Швейцарии; земель – в ФРГ и Австрии; республик и других административных образований (автономных округов, краев, областей) – в России;
· субъекты федерации имеют право принятия собственных конституций;
· отношения между федерацией и ее субъектами разграничиваются союзной конституцией;
· субъекты федерации имеют свои правовые и судебные системы;
· деятельность членов федерации не должна противоречить федеральным законам.
В мире насчитывается 24 федеральных государства: Российская Федерация; 5 – в Зарубежной Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ и др.); 5 – в Зарубежной Европе (Австрийская Республика, Королевство Бельгия, Швейцарская Конфедерация и др.); 4 – в Африке (ЮАР, Федеральная Исламская Республика, Коморские острова и др.); 6 – в Америке (США, Мексиканские Соединенные Штаты, Федеративная Республика Бразилия и др.); в Австралии и Океании – Австралийский союз, и др.
В большинстве федераций введено единое союзное гражданство, единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде стран конституции федераций не признают за членами федерации право на выход из нее (США, ФРГ, Швейцария, Канада, Аргентина). Основная часть федеративных государств построена по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) или национальному (Россия, Индия, Нигерия и др.) принципам.
Федеративное государство имеет единые федеральные органы власти, законы, но одновременно существуют и самоуправляемые административные единицы – республики, штаты, земли, кантоны, территории, федеральные округа, имеющие законодательные, исполнительные органы власти. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат, одна из них – представительство республик, штатов, провинций и др. В США – это сенат, в ФРГ – бундесрат, в Индии – Совет Штатов, в России – Совет Федерации.
Формы межгосударственного устройства по способу своего образования могут быть добровольными и насильственными. Добровольные – конфедерации, содружества, ассоциации, сообщества.
Конфедерация – союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации передают союзу решение ограниченного числа вопросов в области обороны, внешней политики, экономики, транспорта и связи, и др. Сохраняется за государствами неограниченное право выхода из конфедерации. Эта форма государственного устройства в настоящее время существует в Швейцарии. Швейцарская конфедерация включает 23 кантона, каждый из них имеет свою конституцию, парламент и правительство.
Содружество – объединение государств, которое характеризуется определенной однородностью, интеграцией хозяйственных связей, языковым единством, либо общностью правовой системы, культуры, религии. Сохраняется простой порядок вступления и выхода из содружества (СНГ, Лига арабских стран).
Сообщество – объединение государств для решения вопросов экономических, политических, определение статуса на уровне мирового сообщества (ОПЕК).
Ассоциация – объединение государств для решения глобальных мировых проблем: сохранения мира, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и т.п. (АСЕАН).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Современные формы государственного правления и административно-территориального устройства.
2. Республиканская форма правления, ее виды, особенности.
3. Монархия: признаки, разновидности.
4. Унитарные и федеративные государства, их отличия.
5. В чем отличия конфедерации от содружества, сообщества, ассоциации.