Лекция №2
Тема 1.2.Причины речевых нарушений
План
Основные причины патологии детской речи
Критические периоды в развитии речевой функции у детей
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние (экзогенные) условия окружающей среды. При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяется эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.).
Необходимо также специально изучать условия, окружающие ребенка, особенно в ранний период развития.
Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков [л], [р], ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для нарушений речи (в 1—2 года, в 3 года и в 6—7 лет).
|
Причины нарушений речи
Причина - воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействия
1. Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:
Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при патологии развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновение речевой патологии вызывает токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
Различные заболевания и травмы в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менингоэнцефалит, ранние и частые желудочно-кишечные расстройства.
Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Наследственные факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
|
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение выраженности речевого дефекта и состояние сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их достаточно трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на школьной успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность нормализации речевого развития и полноценного обучения в школе.
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся: семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
1) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного или у обоих родителей;
2) семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;
3) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.
|
В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.
Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.
Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи
Критические периоды в развитии речевой функции у детей
Основные направления в развитии и изменения | Первый критический период 1-2 года жизни | Второй критический период 3 года | Третий критический период 6-7 лет |
Возрастные периоды (рис.) | |||
Изменения в речевом развитии | Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении | Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной; | Начало развития письменной речи |
Изменение в развитии головного мозга и ЦНС | Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока | Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции | «Срывы» нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на ЦНС |
Возникновение проблем измененного речевого развития и ЦНС | Задержка речевого развития, недоразвитие речи | Заикание, мутизм, отставание речевого развития | Заикание |
Рекомендуемая литература
1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Методическое пособие/Сост. И. Ю. Кондратенко. М., 2005.
2. Коррекция нарушений речи/Авт.-сост. Г. В. Чиркина. М., 2010.
3. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей//Избранные труды. Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М., 2005.
4. Логопедия. Учебник для студентов ВУЗов/Под. ред. Л. С. Волковой. М., 2007.
5. Бенилова С. Ю., Давидович Л. Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей. М., 2014.
6. Л о п а т и н а Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. СПб., 2004.
7. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под ред. Г. В. Чиркиной. М., 2010.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Чевелева Н. А. Основы логопедии. М., 1989.
9. Ф и л и ч е в а Т. Б., Ч ир ки н а Г. В., Туманова Т.В. Воспитанней обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2010.
Раздаточно-иллюстративный материал к теме 2
Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи