Критические периоды в развитии речевой функции у детей




Лекция №2

Тема 1.2.Причины речевых нарушений

План

Основные причины патологии детской речи

Критические периоды в развитии речевой функции у детей

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние (экзогенные) условия окружающей среды. При рассмотрении многообразных причин речевой патологии приме­няется эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих зако­номерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.).

Необходимо также специально изучать условия, окружающие ребенка, особенно в ранний период развития.

Принцип единства биологического и социального в процессе формиро­вания психических (в том числе и речевых) процессов позволяет опре­делить влияние речевого окружения, общения, эмоционального кон­такта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков [л], [р], ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают пред­располагающие условия для нарушений речи (в 1—2 года, в 3 года и в 6—7 лет).

Причины нарушений речи

Причина - воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействия

 

 


 

 

1. Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

Различная внутриутробная патология, которая приводит к на­рушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при патологии развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Воз­никновение речевой патологии вызывает токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

Различные заболевания и травмы в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менингоэнцефалит, ранние и частые желудочно-кишечные расстройства.

Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть об­щего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут об­условить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение выраженности речевого дефекта и состояние сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их достаточно трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на школьной успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность нормализации речево­го развития и полноценного обучения в школе.

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся: семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

1) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного или у обоих родителей;

2) семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

3) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хро­ническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи

 

 

Критические периоды в развитии речевой функции у детей

Основные направления в развитии и изменения Первый критический период 1-2 года жизни Второй критический период 3 года Третий критический период 6-7 лет
Возрастные периоды (рис.)
Изменения в речевом развитии Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной; Начало развития письменной речи
Изменение в развитии головного мозга и ЦНС Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции «Срывы» нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на ЦНС
Возникновение проблем измененного речевого развития и ЦНС Задержка речевого развития, недоразвитие речи Заикание, мутизм, отставание речевого развития Заикание

 

Рекомендуемая литература

1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Методическое пособие/Сост. И. Ю. Кондратенко. М., 2005.

2. Коррекция нарушений речи/Авт.-сост. Г. В. Чиркина. М., 2010.

3. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей//Избранные труды. Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М., 2005.

4. Логопедия. Учебник для студентов ВУЗов/Под. ред. Л. С. Волковой. М., 2007.

5. Бенилова С. Ю., Давидович Л. Р. Логопедия. Системные нару­шения речи у детей. М., 2014.

6. Л о п а т и н а Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррек­ция у дошкольников со стертой дизартрией. СПб., 2004.

7. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых на­рушений/Под ред. Г. В. Чиркиной. М., 2010.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Чевелева Н. А. Основы ло­гопедии. М., 1989.

9. Ф и л и ч е в а Т. Б., Ч ир ки н а Г. В., Туманова Т.В. Воспитанней обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2010.


 

Раздаточно-иллюстративный материал к теме 2

Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: