Принципы терапии по Гиппократу.




Медицина в Древней Греции

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство. Так начинается «Клятвы древнегреческих врачей»: Аполлон, Асклепий, Гигея, Панакея – боги олимпийской религии.

Медицинские божества принадлежат одному роду. Религия древних греков нашла свое яркое выражение в греческих мифах, которые собрали: легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события.

Греческая мифология отличается от мифологии стран Востока. Там боги – всемогущие властители, что является отражением деспотизма восточных правителей. Греки не знали подобного деспотизма. Жизнь греков нашла отражение в их мифологии, где боги наделены всеми человеческими качествами, как хорошими, так и плохими.

Асклепий - это реальное лицо, которое позже на рубеже 7-го века было обожествлено. Его дочери Гигея и Панакея вымышленные, а сыновья Махаон и Подалирий реальны. Асклепий – сын Аполлона и Корониды. Бог врачевания. Он научился не только лечить, но и возвращать к жизни уже умерших. Но Бог подземного царства Аид пожаловался Зевсу, что из-за магического искусства врачевания Асклепия из его владений стали исчезать тени умерших. Зевс поразил Асклепия молнией. Благодаря отцу Аполлону тело Асклепия было доставлено на небеса, так после смерти он стал богом.

Впоследствии римляне стали называть Асклепия - Эскулапом. Согласно легенде, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос, который впоследствии стал центром медицинских знаний Древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов, к которому причислял себя Гиппократ, родившийся на Косе.

В античном мире и Асклепий, его дочь Гигея изображались со змеей «асклепиев уж». Храмовое врачевание в Древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна). Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога целителя сформировался в Древней Греции к концу VII века до н.э. Позже, в VI-V вв. до н.э. появились святилища в его честь – асклепионы. Их было более 300. Самый величественный в Эпидавре. Центральное сооружение – храм Асклепия (IV в. до н.э.). В его подземелье было 3 бассейна, сообщавшиеся с минеральными источниками, обязательными ориентирами при выборе мест для сооружения храма – Кипарисовая роща и минеральный источник. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств и поэтому считалась священной.

В святилище в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий, стадион для занятий спортом, театр, статуи богов, памятники в честь знаменитых врачевателей, стелы с текстами чудесных исцелений.

Религиозный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре, так и в других асклепионах все нечистое, в частности связанное с рождением и смертью. Служители асклепионов строго следили за чистотой святилища. Каждый вошедший мылся в водах священного источника. Обряд «священного врачевания» начинался с приближением ночи. Зажигались огни лампад. Всех пришедших укладывали спать. Затем толковали эти священные сны, вызванные гипнозом, внушением и наркотическими веществами. Основными средствами были

- лекарственное врачевание;

- водолечение;

- гимнастические упражнения.

Ритуал индуцированных снов назывался – экомисис. Ритуал сопровождался театральным представлением, явлением бога или его священной змеи или даже проведением хирургических операций. Этот ритуал стал очень популярным и приносил колоссальные доходы асклепионам.

Наряду с храмовой существовала и светская медицина. На территории храмов есть памятники светским врачам, свидетельства о приглашении светских врачей в асклепионы для оказания помощи в сложных случаях.

Источники по истории врачевания в Древней Греции:

1) «Илиада» и «Одиссея» Гомера;

2) «История в 9 книгах» Геродота;

3) «Гиппократов сборник»;

4) Труды философов, историков, данные этнографии, археологии и др.

Врачебные школы

В Древней Греции медицина была семейной профессией. Она передавалась от отца к сыну и долгое время секреты врачевания сохранялись внутри семьи и рода. Такая система подготовки врачей получила название Семейная медицинская школа. Врачи, вышедшие из семейных школ, не имели отношения в храмовой медицине. Они практиковали в городах – общественные врачи лечили безвозмездно. У знати и богачей были и домашние врачи. В войсках – светские врачи. Были и странствующие врачи – периодевты, которые кочевали из города в город.

Все известные медицинские школы располагались за пределами Балканского полуострова, вне Греции, в ее заморских поселениях. Их называли медицинские братства асклепиада.

Общественные врачи избирались на народном собрании после соответствующего экзамена. За особые заслуги перед городом они награждались золотым венком и правом гражданства. Эти почести были возданы жителям Афин Гиппократу (за освобождение города от африканской чумы) и его сыну Фессалу (за заслуги во время войны).

Наиболее известные семейные школы:

Кротонская – г. Кротон, Юг Италии;

Книдская – г. Книд, Малая Азия (западное побережье современной Турции);

Косская – остров Кос, Эгейское море.

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н.э. В этой школе было сформулировано предложение об организме как единстве противоположностей (начало которого прослеживается еще в Др. Китае).

Человеческий организм воспринимается как результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, сладкого и горького, теплого и холодного. Тоже самое прослеживается в представлениях о здоровье и болезнях «сохраняет здоровье равновесие (изономия) сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и прочих. Господство же (монархия) одного из них есь причина болезни. Стремление к равновесию как результату единства противоположностей определила и методы лечения».

В Кротонской школе был выдвинут приписываемый Гиппократу тезис аллопатической медицины: contraria contratiig curantur (противоположное излечивается противоположным). «Жажду прекращает питье, переполнение врачует опорожнение, опорожнение же – переполнение, труд врачует отдых и наоборот, покой – труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного».

Конечно, с точки зрения современной медицины все существенно упрощено. Выдающийся представитель этой школы Алкмеон Кротонский (VI-V вв. до н.э.) – философ и врач. Он открыл: а) зрительные нервы и их перекрест; б) слуховой канал, который называется сейчас евстахиевой трубой; в) самое большое его достижение – учение о головном мозге как органе человеческого познания (заметим, что первые сведения о мозге дошли до нас из папируса Эдвинна Смитта – 1550 г. до н.э.). Алклион Кротонский высказал также предположение, что головной мозг может быть причиной многих болезней. Излишняя слизь, образующаяся в нем, может спускаться вниз и вызвать насморк, воспаление желудка, понос и тд.

Конечно, подобные представления наивны и ошибочны, но эти наивные мышления древних греков превратились впоследствии в материалистические взгляды будущих поколений врачей

Книдская медицинская школа (г. Книд, Малая Азия) – одна из главных школ Древней Греции, продолжает традиции вавилонских и египетских врачей. Представители этой школы уделяли большое внимание диагностике. Местные изменения, частные симптомы или комплексы симптомов воспринимались ими как отдельные заболевания. Это порой стирало разницу между существенным и случайным. Вот почему у Книдских врачей встречаем бесчисленное множество болезней! Так, согласно Галену, они различали 13 заболеваний мочевого пузыря, 7 болезней желчи, 3 вида столбняка и множество лихорадок. Представители передовой Косской школы резко критиковали эту симптоматическую позицию, но для обоснованной диагностики время тогда еще не наступило. Несмотря на то, что врачи Книдской школы имели очень ограниченные сведения, их по праву можно назвать «основоположниками диагностики»!

Так, например, книдские врачи занимались выслушиванием, посредством которого они открыли «плевретическое трение, похожее на шум трения новой кожи, а также шум кипящего уксуса при грудной водянке». Этими методами пользовался и Гиппократ.

Врачи Книда знали сложные лекарственные прописи, использовали диетическое питание и физические методы лечения, были искусными хирургами:

- умели удалять почечные абсцессы;

- удалять почки;

- делать трепанацию ребер при накоплении жидкости в плевральной полости;

- иссекать полипы;

- вскрывали заглоточные абсцессы;

- делали трепанацию черепа.

В области физиологии Книдская медицинская школа заложила фундамент материалистического гуморального учения (от лат humoru – жидкость) в норме и патологии, взяв за основу 4 жидкости организма: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Книдские врачи определяли здоровье как благоприятное из смешение (eucrasia) и неблагоприятное смешение (discrasia) считалось причиной большинства болезней. Учение о соках легло в основу других греческих медицинских школ и некоторыми изменениями удержалось на протяжении тысячелетий.

Выдающимся представителем этой школы был Эврифон Книдский (V в. до н.э.) – современник Гиппократа, терапевт и акушер, автор многих сочинений.

Косская медицинская школа (остров Косс, Малая Азия, Восточная часть Эгейского моря) – главная медицинская школа Древней Греции. Расцвет школы приходится на конец V – начало IV века до н.э. и связан с именем Гиппократа II Великого (около 460-377 гг. до н.э.). Основа этой школы – клиническая медицина «у постели больного» («клине» - ложа)!

Если Книдская школа может быть определена как школа частной патологии, то Косская заложила основу клинической медицины. В этом плане Гиппократ может быть по праву назван основоположником клинического подхода в медицине. Косская медицинская школа вступает в полемику с Книдской, критикуя ее стремление дробить болезни и уточнять диагнозы. Для Косских врачей важно не название болезни, а общее состояние больного и определение прогноза, то есть исхода болезни: «…для врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения… предсказывать у больных и настоящее, и будущее… Задача лечения будет совершаться наилучшим образом, если он «из настоящих страданий предузнает будущее» (Гиппократ. Избранные книги. Страница 309).

Спустя более чем 2000 лет в XIX в. н.э. виднейший русский клиницист, создатель русской клинической школы Матвей Яковлевич Мудров (1776 – 1831) на основании двадцатилетних исследований сформулировал свое основное положение о том, что задача врача – лечить не болезнь, а самого больного.

В деятельности врачей острова Косс большое внимание уделялось лечению местных острых и лихорадочных болезней (которые сегодня распространены в Греции) и их связи с окружающей средой, а также хирургии.

Сам термин хирургия пришел к нам из Греции (рукодействие, рукоделие). Педиатрия – лечение детей, психиатрия – лечение души, дерматология – учение о коже, офтальмология – учение о глазах, гематология – учение о крови и множество других терминов.

Врачи Др. Греции находились на таком этапе развития медицины, когда анатомические сведения практически отсутствовали. Они не имели конкретных и реальных представлений ни о расположении сосудов, ни о различиями между венами и артериями, ни о нервах, ни о мозге. Без специальных знаний по анатомии хирургия обойтись не могла. Тем не менее, древние греки чисто эмпирически подошли к правильному пониманию многих вопросов физиологии и патологии.

Недостаточное знакомство древнегреческих врачей с анатомией сосудов наложило определенный отпечаток на развитии хирургии в Древней Греции.

Так, если в Древней Индии были известны сложные операции камнесечение, грыжесечение, ренопластики, удаление катаракты, то в «гиппократовом сборнике» о них практически не упоминается. В этом плане хирургия Сушруты превосходила хирургию других современных ее древних народов, в том числе и хирургию Гиппократа, опережая, таким образом, европейскую вплоть до XVIII в.

Гиппократ

Гиппократа отделяет от нас 2500 лет. За это время многое превратилось в легенду. Он родился на острове Кос (460 – 377 гг. до н.э.). По одним источникам он прожил 83 года, по другим – 101 год. Гиппократ или Иппократ – в переводе «любитель коней», «укротитель коней», «владеющий лошадьми». Отец его Героклит из рода асклепиадов. Мать – Финарета – повитуха, занималась родовспоможением. Гиппократ является 17 потомком Асклепия (по линии сына Подарилия). Весь род Гиппократа на протяжении 18 поколений занимался медициной (все были периодевты). Самые первые его биографии были написаны спустя 200 лет после его смерти. Их авторы (Сократ, Свида) не были его современниками и потому в их описаниях есть элемент вымысла.

Став после смерти своих родителей странствующим врачом – периодевтом (в их обязанности входило лечение бедного населения), он много путешествовал по греческим городам, а также Малой Азии. Это дало Гиппократу возможность иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт.

В Александрийской библиотеке было собрано более 700 000 папирусов. До наших дней дошел так называемый «Гиппократов сборник». Он включает в себя 72 книги древнегреческих врачей и является энциклопедией периода расцвета греческой медицины. Он составлен в III веке до н.э., в Александрии, когда приемником Александра Македонского был египетский царь Птолемей. По велению Птолемея со всего света в Александрию свозились рукописи ученных, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Все они были безымянными. Александрийская библиотека сохранила труды Гиппократа для потомков.

Большинство ученных уверены, что следующие работы принадлежат Гиппократу: «Афоризмы», «О диете», «О древней медицине», «О природе человека», «О воздухах, водах и местностях», «О переломах и ранах головы», «Эпидемии».

Наследство Гиппократа настолько, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое состояние в 50 000 лир.

Многие деятели науки «новейшего времени», исследуя сочинения Гиппократа, высказали свои предположения, что некоторые из 72, приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимушественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, зятю Талибу. Голлен признавал за подлинные 11 сочинений, Голлер - 18, Ковнер – только 8. Надо понять, что значение Гиппократа не в количестве написанных им трудов, а в 2 важнейших заслугах:

1) В том, что он положил начало собственному методу медицины – «наблюдение у постели больного»;

2) Учение об основных типах телосложения и темперамента у людей и дал этим ключ к пониманию физиологии и патологии человека.

 

Из знакомства с медициной Древнего Востока становится ясно, что народы Месопотамии, Египта, Индии, Китая имели свои, веками выработанные, этические нормы поведения врача. Но ни один народ древности не оставил нам так много конкретной информации по этому вопросу как это сделали древние греки.

«Гиппократов сборник» содержит 5 сочинений, посвященных врачебной этике:

1) Клятва;

2) Закон;

3) О враче;

4) О благоприличном поведении;

5) Наставления

Итак, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить» (позднее этот тезис появится в латинской литературе Primum non nocere).

Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе. Он должен был быть справедливым (во всех отношениях) при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости (о враче).

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «клятву», которой следовал всю жизнь. Ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

Из «наставлений»…

Беспокоясь о здоровье больного врач не должен начинать с заботы о своем гонораре, так как обращать на это внимание вредно для больного. Более того, иногда подобает лечить «даром», считая благодарную память выше минутной славы.

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. Ведь врач – философ равен богу» (О благоприличном поведении).

Принципы терапии по Гиппократу.

1) Прежде всего - не вредить больному (Primum non nocere – не навреди!)

2) Противоположное лечить противоположным (Contraria conrtatiis curantur)

3) Соблюдать закон соразмерности, то есть не торопиться, не переходить быстро от одного к другому (соблюдать осторожность в лечении, не менять внезапно лекарства)

4) Лечить сообразно законами природы, то есть учитывая:

а) природу самого больного

б) условия жизни внешней среды

в) особенности течения болезней и таким образом, максимально

использовать целительные силы природы (Natura sanat, medicus

surat – природа лечит, а врач помогает)

Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой храмовой медицины и определение пути ее самостоятельного развития. Гиппократ считал основным методом в медицине «мыслящее наблюдение у постели больного – освещение опыта разумом и проверка теории практикой». В произведениях Гиппократа представлены почти все стороны и разделы современной клинической медицины.

Гиппократ – основоположник принципа индивидуального подхода к больному. В противоположность тенденциям книдской школы, ограничивающейся установлением диагноза заболевания, он стремился дать оценку общего состояния конкретного больного. При обследовании больного он пользовался осмотром, ощупыванием, постукиванием, прикладывая ухо к груди и животу, встряхивая больного, обращая внимание на вид и запах выделений, на осадок в моче и прочее. Гиппократ описал многие симптомы и синдромы – шум плеска, шумы, напоминающие кипение уксуса, трение кожи при заболеваниях легких и тд.

Гиппократ положил начало описанию течения болезни(первоначальные истории болезней).

АФОРИЗМЫ

1. «Во всякой болезни не терять присутствие духа и сохранять вкус к еде – хороший признак, противоположное – дурной»

2. «Из двух страданий, пришедших в одно время, но не в одном и том же месте тела, более сильное ослабляет другое»

3. «Чахотка чаще является в возрасте от восемнадцатого года до тридцать пятого»

4. «У одержимого чахоткой наступающий понос – смертельный признак»

5. «Все, что остается в болезнях после кризиса внутри обыкновенно производит рецидивы»

Список литературы

1. Заблудовский П.Е. / Хрестоматия по истории медицины / М.: Медицина 1968 г. – 346 с.

2. Лисицин Ю.П. / История медицины: Краткий курс. Учебное пособие /
М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2010. -592 с.

3. Сорокина Т.С. / Медицина в рабовладельческих государствах средиземноморья, пособие для иностранных студентов / М: Медицина 1979-96с.

4. Арнольд из Виллановы / Салернский кодекс здоровья / М.: Медицина, 1970-109 с.

5. Терновский В.Н. / Андреас Везалий / М.: Изд. «Наука», 1969г-240 с.

6. Богоявленский Н.А., / Индийская медицина в Древнерусском врачевании / ГИМЛ, МЕДГИЗ, 1956-81с.

7. Грибанов Э.Д. / Медицина в символах и эмблемах / М.: Медицина,1990-205с.

8. Сточик А.М., Затравкин С.Н. / Формирование естественнонаучных основ медицины в процессе научных революций 17-19 веков / М: «Шико» 2011-141с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: