Учитель | Евстратенко Оксана Ивановна | ||
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27» | ||
Предмет | Русский язык | ||
Класс | 6 «Б» | ||
Тема урока | Диалог и монолог | ||
Цель | Создать условия для ознакомления обучающихся с НОДА и УО (надомное обучение) с видами речи «диалог и монолог» | ||
Задачи | Коррекционно-образовательная: - формировать умение с помощью учителя различать такие виды речи, как монолог и диалог; - формировать умение работать с текстом: читать текст вслух и про себя, понимать суть заданий. Коррекционно-развивающая: способствовать развитию познавательных процессов: внимания,памяти, мышления через выполнение заданий урока. Развивать пространственную ориентировку и связную речь через включение ребенка в инсценировку отрывков из сказок. Через организацию физических минуток развивать движения пальцев и кистей рук, согласованные движения частей тела. Коррекционно-воспитательная:обеспечить условия для воспитания доброжелательности друг к другу, развития интереса к сказкам. Оказывать педагогическую поддержку ребенку в ходе урока. | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||
Форма проведения: | урок с элементами театрализации | ||
Формируемые УУД | Личностные | Метапредметные | Предметные |
1) Быть мотивированными к учебной деятельности. 2) Осознание ценности изучаемого материала. | Регулятивные: учиться формулировать вместе с учителем и одноклассниками тему и основную цель урока; составлять план; понимать учебную цель, сохранять и стремиться выполнить; уметь соотносить цель и результат. Познавательные: 1) а. развивать умение извлекать информацию из схемы; в. представлять информацию в виде схемы, символа; с. выявлять сущность, особенности объектов; d. на основе анализа объектов делать выводы. 2) Овладевать способами выполнения разучиваемых двигательных упражнений. Коммуникативные: 1) участвовать в диалоге на уроке; 2) уметь сотрудничать. | 1) Учащиеся познакомятся с новыми для них видами речи: диалогом и монологом. Будут учиться различать их. 2) Учащиеся будут учиться работать в тетради (прочитать задание, понять суть задания, выполнить задание, проверить). | |
Основные понятия | диалог, монолог, реплика, тире | ||
Дидактический материал к уроку: | Для оформления доски: карточки со словами: диалог, монолог, реплика, тире; карточки-схемы «диалог», «монолог». Для парной работы: карточки со словами: устная речь, письменная речь, внутренняя речь, говорение, слушание, чтение, письмо, речь про себя; карточки с зашифрованными словами темы урока. Для самостоятельной и индивидуальной работы: учебник «Русский язык» 6 (учебник для специальных(оррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Н.Г. Галанчукова,Э.В.Якубовская); сигнальные карточки (красная, жёлтая, зелёная). Шапочки с картинками сказочных персонажей на учащегося, слайдовая презентация, сундук со сказочными предметами: клубок, яйцо, царевна-лягушка. Музыкальная заставка «В гостях у сказки», музыкальная заставка «Выход Кощея», музыкальная заставка «Уход Кощея», отрывок из музыкального произведения Моцарта «Душа». Зелёная верёвочка на запястье левой руки у обучающегося для развития пространственной ориентировки (левая рука: слева, налево) | ||
Формы работы: | фронтальная, парная, самостоятельная, игровая | ||
Методы обучения: | наглядные, словесные, дидактическая игра |
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Коррекция |
1. | Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Учитель начинает урок под музыкальную заставку «В гостях у сказки» (создаёт эмоциональный настрой на урок): - Я Сказочница, здравствуйте, дети! Хожу по миру уж много столетий. В том мире творят чудеса чародеи, Герои сражаются против злодеев. Лишь Сказка-Чудесница в гости всегда приходит к ребятам. Ты рада мне, да? Сегодня ночью ко мне прилетала добрая фея и прошептала: «Сказочница, сегодня необычный день, потому в нашей сказочной школе нас ждёт новое открытие». А я очень люблю узнавать что-то новое, поэтому поспешила к тебе в гости. А ты любишь узнавать новое? Чтобы открыть новое знание, надо знать тему. Чтобы на доске появилась тема урока, надо отдохнуть, а потом прослушать заклинание. | Удобно садятся | ЛУУД:положительный настрой на урок | благоприятный психологический настрой на работу |
Физическая минутка «Ёлочка». Цель: Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения. | Организует физическую минутку | Выполнение кинезиологических упражнений | ПУУД: овладевать способами выполнения разучиваемых двигательных упражнений. ЛУУД:положительный настрой на урок | развиваются движения тела и пальцев рук, снимаются усталость и напряжение; стабилизируется психо-эмоциональное состояние учащихся | |
Определение темы урока. Постановка основной цели урока. Составление плана (определение этапов урока). Цель: включение в учебную деятельность. | Подводит к формулированию темы урока детьми. - Итак, давай сядем удобно (проверяет посадку учащегося) и закроем глаза. Не подглядывай, пока я буду читать заклинание, которое поможет узнать тему урока (музыкальная заставка «Выход Кощея») Трекс, фекс, люре, люре, базелюре! Ой, что же это такое. (На доске нет темы, изображение Кащея Бессмертного. А на столе появились листочки). Злой Кащей зашифровал тему урока! Как быть? Что делать? Поможем расшифровать слова? Зачеркните две лишние буквы. Даю карточку. Тема урока открывается на доске. - Чтобы окончательно разрушить чары Кащея Бессмертного, надо напугать его! Повторяйте за мной! | Удобно садится (педагог помогает). Выполняет задания учителя. Игра «Шифровка». Учащийся разгадывает свое слово: зачёркивают лишние буквы. Совместно с учителем определяют тему «Диалог и монолог» | РУУД:учиться формулировать вместе с учителем тему урока КУУД:участвовать в диалоге на уроке, уметь сотрудничать | развивается интерес к изучаемой теме, внимание, мышление | |
Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики. | Учитель (Моцарт «Душа») показывает движения пальцев «Хасты» (определённые комбинации пальцев). | Учащийся по мере своих возможностей воспроизводят одну за другой ряд ручных поз. | ПУУД: овладевать способами выполнения разучиваемых упражнений. КУУД: уметь сотрудничать с учителем | развивается мелкая моторика пальцев рук, внимание. «Хасты» помогают восстановить циркуляцию энергии в организме | |
Постановка основной цели урока. Составление плана (определение этапов урока). Цель: включение в учебную деятельность. | Повожу ребенка к ознакомлению с основной целью урока и составлению плана урока. -Спасибо! Чары Кащея Бессмертного разрушены! (музыкальная заставка «Уход Кащея») Предлагаю открыть наши сказочные учебники и найти упр.420 по этой теме. Что такое диалог,а что такое монолог? Если ребенок попытается ответить на вопрос, то учитель просить запомнить рассуждение, а в конце урока вспомнить и сравнить с правильным выводом. Замечает сундук - Какой красивый сундук! Это твой сундук, лисичка? Это твой сундук, медведь? Да на нём записка! От волнения прочитать не могу, блоха, прочитай, пожалуйста. - Да это же мне подарок! Что-то ещё написано.( Читает) Для первого этапа урока загадка: я на свете все слова заменяю громким – КВА. КВА – высокая трава, Дождь и солнце – тоже КВА. КВА – лягушка, КВА – избушка, Вот как квакает... А лягушкаэта непростая – Если сбрасывает кожу, На красавицу похожа. (Царевна –лягушка. На доске появляется рисунок) - Царевна-лягушка будет обозначать первый этап урока. Как будет называться первый этап урока? С чего мы начнём? Правильно, с повторения? (Если учащийся затрудняются, то подсказывает) На доске изображение Ивана –царевича. Приглашает Ивана-царевича найти в сундуке круглое и мягкое, отгадать на ощупь. -Клубочек помогает Ивану-царевичу спасать свою невесту Василису Прекрасную. Куда катится клубочек, туда и Иван бежит. А клубочек катится в царство Кащеево, где спрятана Василиса Прекрасная. - В яйце игла, а на конце иглы смерть …? (Кащея) - Постарайся запомнить, каким знаком обозначается каждый этап урока. Лягушка – это … Клубок – это… Яйцо – это … | Учащийся открывает учебник упр. 420. - Из тридевятого царства, тридесятого государства Великой Сказочнице подарок от сказочных героев для составления плана этапов урока. Отгадывают загадку. Ученик с закрытыми глазами ищет в сундуке лягушку. Ученик в шапочке Иван-царевич ощупывает второй предмет, отгадывает, достаёт. (клубок)Затем Иван-царевич бросает клубок. Вместе с учителем вспоминает, что таким образом клубок показывает дорогу к царству Кащееву. Называет этап урока. Ощупывает последний предмет, отгадывает. Называет этап урока. Называем этапы урока: 1) Повторение. 2) Изучение нового. 3) Закрепление. | РУУД:учиться формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, понимать её ПУУД:представлять информацию в виде символа (сказочного предмета) КУУД:участвовать в диалоге на уроке, уметь сотрудничать | развивается интерес к изучаемой теме, мышление; развиваются тактильные ощущения; оказание педагогической поддержки | |
Этап актуализации знаний Цель: повторение ранее изученного материала. | Организует работу в парах. - Повторим виды речи. Какие бываю виды речи? Учитель на доске укрепляет магнитами карточки с видами речи: устная речь, письменная речь, речь про себя. Раздаёт карточки со словами: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя. -Прочитайте свои слова Укрепи на доске. -Вы согласны? | Ребенок читает слова и крепит карточки на доске. Читает свои записи: Устная речь: говорение, слушание. Письменная речь: чтение, письмо. Внутренняя речь: речь про себя | КУУД:развивать умение слушать и понимать других. | развитие связной речи, мышления | |
Первичное усвоение новых знаний. Цель: фиксация нового знания в речи и знаково. | Включаю учащегося в обсуждение проблемных вопросов. Организую работу по учебнику. - Как ты считаешь, мы всё знаем о нашей речи? Откроем новое знание. Ориентировки лево\право помогут нам. Найдите верёвочку на руке. На что указывает верёвочка? (левая рука) Левой рукой почеши за левым ухом. Левой рукой похлопай по левой ноге. Левой рукой покажи верх, низ. А теперь найди на доске слово в левом верхнем углу. Прочитайте. Муха-горюха и Блоха-попрыгуха, разыграйте диалог. - Сосчитай персонажей сказки. (два) Что два персонажа делали? (разговаривали) Что такое диалог? У каждого персонажа есть лицо, у каждого из нас есть лицо. Потрогайте левой рукой своё лицо. Можно говорить: диалог – это разговор двух или более лиц. На какой карточке показан диалог? Укрепим её снизу, под словом. Делает ошибку, пытается укрепить над словом. - Узнайте героиню сказки. Дюймовочка веселится или грустит? - Дюймовочка, чем ты огорчена? - Дюймовочка, ты знаешь, каким словом называется такой тип речи? Где находится это слово на доске? - Прочитай слово, которое находится в правом верхнем углу. Что такое монолог? Да, верно, в диалоге разговаривают двое или больше, монолог – речь одного. Какими знаками можно обозначить диалог (два человечка) и монолог (говорит один)? Как убедиться, что мы правы? Прочитайте определения по учебнику на странице 10 про себя. Я прочитаю первое определение. Повторит зайчик. Я прочитаю второе определение, а Емеля повторит два правила сразу. Повторим ещё раз. Сравните полученные новые знания с определениями в учебнике? Мы не ошиблись? - Мы ещё не прочитали слова, которые находятся внизу. Внизу слева – ТИРЕ. Внизу справа – РЕПЛИКА. . Как тире обозначается? Кто покажет на доске? Учитель просит проверить. -Если монолог, одно тире. Если диалог – может быть много тире. Почему? После знака тире следует реплика. Тире отделяет реплику одного от реплики другого. | Учащийся выполняет задания учителя, находят слова на доске по заданиям. Разыгрывает диалог, читает монолог. Отвечает на вопросы учителя. Рассматривает в учебнике и на доске рисунки к сказкам. Читает название сказок. С помощью учителя формулирует правила: диалог – это разговор двух лиц. Монолог – это речь одного лица. Выбирает карточку, на которой беседуют девочка и мальчик. Исправляет ошибку Сказочницы. самостоятельно читает правило. Один ученик рисует тире: диалог – много раз. | РУУД:стремиться выполнить учебную задачу урока ПУУД: выявлять сущность, особенности объектов (монолог, диалог); на основе анализа объектов (монолог, диалог) делать выводы КУУД:развивать умение слушать и понимать других | преодоление страха выступления; развитие пространственной ориентировки и связной речи; развитие памяти (при заучивании правила); развитие мышления; оказание педагогической поддержки | |
Первичное закрепление. Цель:решение типовых заданий на новое знание | Организует работу по тетрадям для контрольных работ. - Приглашаются герои известной русской народной сказки. Кто это? Узнали? (на доске появляется изображение Колобка) Как сказка называется? Диалог или монолог вы сейчас прослушаете, догадайтесь. Что вы прослушали? Докажи. Проводится физическая минутка «Колобок». Учитель помогает выполнить задания из учебника 422 Обращают внимание на посадку, положение тетради, наклон ручки. - Прочитайте задание. Что требуется выполнить? Прочитайте слова для справок. Кто с кем разговаривает. Прочитайте по ролям. Определите, диалог это или монолог. Запишите количество участников диалога. Впишите. Кто написал? Проверим. - Речь бывает устная и письменная. К какому виду речи относятся монолог и диалог? Проводит стрелочки на схеме на доске | Разыгрывается диалог Лисы и Колобка. – Это диалог, так как мы прослушали разговор двух лиц. (указать схему на доске) Выполняют упражнения №1, №2. Отвечают на вопросы учителя. | ПУУД: выявлять сущность, особенности объектов (монолог, диалог); на основе анализа объектов (монолог, диалог) делать выводы КУУД:развивать умение слушать и понимать других | преодоление страха выступления; умение работать с текстом, развитие связной речи, мышления; оказание педагогической поддержки | |
Физическая минутка «Колобок». Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения | Организует физическую минутку. - Давайте отдохнём и вспомним всех героев сказки, которые хотели съесть Колобка. | ПУУД: овладевать способами выполнения двигательных упражнений ЛУУД:стабилизация психо-эмоционального состояния | развиваются движения частей тела, снимаются усталость и напряжение | ||
Информация о домашнем задании. Цель: проинструктировать детей по выполнению домашнего задания. | - Мне пора возвращаться в своё царство-государство. Но прежде, чем попрощаться, мне хочется дать вам задание на дом. Надеюсь, что вы не против немного потрудиться дома. | Открывает рабочую тетрадь. Рассматривает задание. Слушает учителя. | |||
Итог урока. Рефлексия Цель:оценка плодотворности урока | - Настало время подвести итоги. Мои друзья, герои сказок, приготовили для вас интересное задание. Попробуйте определить, монолог это или диалог? Даны фрагменты сказок: «Три медведя», «Муха-цокотуха», «Гуси-лебеди», Конёк-горбунок». - Вспомним основной вопрос урока. Оцени себя. а) знаю ответ на основной вопрос урока – зелёный цвет. в) не очень разобрался, сомневаюсь в правильности своих мыслей – жёлтый цвет с) мне трудно понять новую тему, не знаю ответ на вопрос – красный цвет. - Чем диалог отличается от монолога? -Я очень довольна встречей с вами (показывает зелёный сигнал), но меня ждут мои сказочные друзья. До свидания! До новой встречи! (собирает предметы в сундук и уходит под музыкальную заставку «В гостях у сказки») | Отвечает на вопрос сказочного персонажа: монолог это или диалог? (по картинкам на доске). Оценивают свои знания. Отвечают на основной вопрос урока. | ЛУУД: адекватно оценивать себя | оказание педагогической поддержки |