Сегодня результативность реформы в сфере образования следует измерять по показателям качества образования, а содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам, отметил в своем послании Федеральному собранию Президент России. В этой связи неизмеримо возрастает роль аттестации образовательного учреждения, в ходе которой осуществляется объективная оценка качества образования, то есть оценка соответствия фактических показателей качества, характеризующих организацию обучения (реализацию общеобразовательной программы) и подготовку выпускников (предметную обученность) в образовательном учреждении, государственным требованиям.
Правовой основой аттестации общеобразовательного учреждения являются законы РФ и регионов «Об образовании» и федеральное положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства общего и профессионального образования России от 22 мая 1998г. № 1327, в редакции приказа Министерства образования РФ от 11 августа 2000г. № 2439 (далее ФП).
Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации (пункт 3 ФП), проводится данная процедура один раз в пять лет (пункт 5 ФП).
Итак, хотелось бы напомнить, что при аттестации образовательного учреждения, (пункт 10 ФП), устанавливаются:
- исполнение учреждением образования требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ;
|
- максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.
Аттестация образовательного учреждения проходит в несколько этапов.
1 этап: Как правило, образовательное учреждение информирует орган управления образованием о готовности проведения аттестации в данном учреждении за две недели до проведения процедуры.
Образовательные учреждения повышенного статуса (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, а также негосударственные образовательные учреждения) подают заявления в Министерство образования и науки РТ, остальные виды учреждений – в территориальные органы управления образованием.
Вместе с заявлением учреждение образования готовит пакет документов, предусмотренный пунктом 9 федерального положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
|
Сегодня одной из проблем, встающих перед органами управления образованием, является проблема аттестации большого количества школ в сжатые сроки с небольшим количеством специалистов и, с другой стороны, качества получаемой в ходе аттестационного обследования информации (ее значимости и полноты для принятия всесторонне взвешенных решений, практической применимости и достоверности).
Для организации плановой работы территориальным органам управления образованием рекомендуется (с мая по июнь) собрать предварительные заявки с учреждений образования на проведение аттестации для составления плана-графика, что позволит решить вопрос об организации аттестации большого количества учреждений в разное время года.
2 этап – формирование и утверждение приказом состава аттестационных комиссий (экспертных групп) для аттестации учреждений образования (пункт 7 ФП).
Сроки и продолжительность проведения аттестации образовательных учреждений определяются органами, проводящими аттестацию (пункт 8 ФП).
Эксперты аттестационной комиссии согласно своей компетенции и в сроки, определяемые приказом органа управления образованием, осуществляют в школе аттестационные процедуры.
3 этап: Экспертно-аналитический этап начинается с общего знакомства аттестационной комиссии с представленными учреждением образования материалами, совместного заседания администрации образовательного учреждения и членов комиссии, знакомства с материально-технической базой учреждения.
4 этап: Основным этапом работы является - экспертиза учебно-методического обеспечения учебного процесса, в ходе которой аттестационная комиссия, не нарушая обычного режима образовательного учреждения, анализирует представленные документы и, в случае необходимости может запросить дополнительную информацию и материалы, отражающие специфику образовательной деятельности школы. Как правило, на это может уйти один-два дня работы.
|
5 этапом работы комиссии будет экспертиза содержания, уровня и качества подготовки выпускников, которая проводится в выпускных классах I, II, III – их ступеней экспертами, которые ранее изучали учебную документацию.
Выезд аттестационной комиссии по желанию учреждения образования может быть приурочен ко времени проведения в нем промежуточной или итоговой аттестации обучающихся.
Аттестационная комиссия принимает решение об аттестации образовательного учреждения на основании информационно-аналитических справок экспертов.
Согласно п.12 федерального положения при аттестации действующих образовательных учреждений, реализующих программы общего образования всех ступеней (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), аттестационная комиссия должна дать заключение по каждой ступени образования.
В случае отрицательного заключения по одной или двум ступеням образования образовательное учреждение признается не аттестованным по соответствующей(им) ступени(ням). В этом случае вопрос о сохранении образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, установленного государственного статуса либо его изменении, а также о сроках выхода на повторную аттестацию решается органом, проводящим государственную аккредитацию.
При наличии отрицательного заключения по всем ступеням образования образовательное учреждение признается не аттестованным в целом, что в соответствии со ст.33 Закона РФ «Об образовании» является основанием для лишения его государственной аккредитации. В этом случае образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее, чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.
Положительное заключение аттестационной комиссии (пункт 16 ФП) является необходимым, но не единственным условием для получения государственной аккредитации (пункт 22 ФП).
2. Рассмотрите функцию организации в управлении образовательными учреждениями. Раскройте содержание организаторской деятельности в управлении образовательным учреждением.
Основные управленческие функции - это относительно обособленные направления управленческой деятельности.
Функциональные звенья управления рассматриваются как особые, относительно самостоятельные виды деятельности, последовательно взаимосвязанные друг с другом этапы, полный состав которых образует единый управленческий цикл. Завершение одного цикла является началом нового. Таким образом, обеспечивается движение к более высоким качественным состояниям управляемой системы.
Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование.
Рассмотрим функцию организации в управлении образовательным учреждением.
Организация - это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель. Главным для организационной деятельности является вопрос о том, как реально, с помощью каких действий воплощаются в жизнь цели организации. Именно поэтому организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления.
По своей природе организаторская деятельность человека - деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.
Более полно содержание организационной деятельности может быть раскрыто через ее характеристику по отношению ко всем другим функциям управления, каждая из которых предполагает известную упорядоченность и организацию.
На этапе реализации целей системы наиболее важным и исходным моментом организации является четкое определение и распределение функциональных обязанностей всех лиц и подразделений, образующих систему. В свою очередь распределение функциональных обязанностей предполагает учет уровня подготовленности каждого члена организации, оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их соответствия предполагаемым функциональным обязанностям. Вопросы подготовки, подбора, отбора, расстановки кадров являются сердцевиной организационного этапа управления в любой социальной системе.
В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие как оценка хода и результатов конкретного дела.
Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий называют руководством.
При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:
1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;
2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;
3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;
4) создание условий для профессионального роста подчиненных.
Итак, функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Поэтому при организации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человеческого фактора. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При отборе содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможностями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.
Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и администрации школы.